Актуальные проблемы преступлений против семьи и несовершеннолетних
В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ гарантирована защита материнства, детства и семьи. Это конституционное положение соответствует международно-правовым стандартам (Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) и др.). Во всех международно-правовых актах, касающихся прав ребенка и условий его развития, провозглашается, что дети имеют право на особую заботу и помощь и что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие.
С учетом задачи защиты материнства, детства и семьи в УК включена гл. 20 «Преступления против семьи и несовершеннолетних». В других главах УК тоже устанавливается ответственность за преступления, опасные для семьи и несовершеннолетних (насильственные преступления, преступления, связанные с сексуальной эксплуатацией и сексуальным совращением, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ и др.), однако только нормы гл. 20 УК специально предназначены для защиты благоприятных условий существования семьи и здорового развития ребенка. Они запрещают совершение преступлений исключительно в отношении несовершеннолетних. Круг потерпевших расширен только в ст. 157 УК, в которой установлена ответственность за злостное уклонение от уплаты средств на содержание не только несовершеннолетних, но также нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста, и нетрудоспособных родителей.
Видовой объект преступлений, предусмотренных гл. 20 УК, составляют общественные отношения, обеспечивающие нормальное физическое, нравственное и социальное развитие несовершеннолетнего, реализацию его личных прав и законных интересов семьи.
В ранее действовавшем УК РСФСР 1960 г. преступления против несовершеннолетних и против семьи были признаны преступлениями с отличающимися видовыми объектами и включены в разные главы: гл. 10 «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения» и гл. 3 «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» соответственно.
Не все признают обоснованным объединение в один видовой объект интересов несовершеннолетних и семьи. По мнению Ю. Е. Пудовочкина, «интересы семьи в анализируемых преступлениях (и то не во всех) являются дополнительным или факультативным объектом, а потому не могут быть указаны в наименовании гл. 20 Особенной части УК. К тому же раздел VII УК объединяет, судя по наименованию, преступления против личности, а не против каких-либо социальных институтов, в которых эта личность растет и развивается». Этот автор предлагает исключить слово «семья» из названия гл. 20 УК и именовать ее «Преступления против развития несовершеннолетних»71.
Однако преобладает другое мнение, с положительной оценкой объединения преступлений против семьи и несовершеннолетних в отдельную главу УК. Признается, что все преступления, предусмотренные гл. 20 УК, посягают одновременно на интересы несовершеннолетнего и на интересы семьи, обособлять которые можно лишь условно, так как они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, нарушение одних неминуемо влечет нарушение других охраняемых уголовным законом прав72.
В зависимости от непосредственного объекта преступления, предусмотренные гл. 20 УК, можно классифицировать на группы: 1) преступления против несовершеннолетних, объектом которых являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное развитие несовершеннолетнего (ст. 150, 151 и 151.1 УК); 2) преступления против семьи, объект которых — личные права несовершеннолетнего в семье и законные интересы семьи (ст. 153, 154, 155, 156 и 157 УК).
Большинство преступлений против семьи и несовершеннолетних составляют преступления небольшой и средней тяжести. Тяжкими признаны только вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ч. 2, 3 и 4 ст. 150 УК) и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ч. 3 ст. 151 УК).
По мнению многих специалистов, с учетом специфики объекта, психики несовершеннолетних, повышающих их виктимность, опасных последствий для формирования личности ни одно из преступлений против несовершеннолетних не должно считаться преступлением небольшой тяжести73.
Нельзя не признать, что нормы гл. 20 УК применяются редко, выборочно, в то время как преступления, являющиеся основаниями применения соответствующих норм, широко распространены. В соответствии с данными Судебного департамента при Верховном Суде РФ за преступления, предусмотренные ст. 150–157 УК, в 2012 г. были осуждены 60 700 человек. Чаще всего к уголовной ответственности привлекались родители за злостное уклонение от уплаты по решению суда средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших 18-летнего возраста. Всего по ч. 1 ст. 157 УК были осуждены 57 631 человек, что составляет 95% от общего числа осужденных по ст. 150–157 УК. Из данной группы преступлений к высоколатентным относятся преступления в виде вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий. В 2012 г. по ст. 150 и 151 УК были осуждены всего 711 человек (1% от общего числа осужденных по ст. 150–157 УК). Есть явное расхождение в количестве преступлений, совершенных несовершеннолетними в соучастии со взрослыми, и числе лиц, осужденных по ст. 150 и 151 УК.
Значимость норм о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления и антиобщественных действий велика, так как они имеют целью предупреждение преступлений против несовершеннолетних и одновременно преступлений самих несовершеннолетних («двойная превенция»). То, что случаи привлечения к уголовной ответственности по ст. 150 и 151 УК имеют исключительный характер, свидетельствует о наличии проблем как с выявлением таких преступлений, так и с установлением оценочных признаков их составов. Официальные разъяснения о применении ст. 150 и 151 УК даны в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних»74.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК). Факультативным непосредственным объектом является здоровье. Потерпевший — любое лицо, не достигшее 18-летнего возраста.
Объективная сторона состоит в вовлечении несовершеннолетнего в совершение одного или нескольких преступлений.
Формой вовлечения в совершение преступления является действие. Некоторые авторы допускают, что вовлечение может заключаться и в бездействии. По мнению К. К. Сперанского, само присутствие несовершеннолетнего при совершении взрослым преступления («пассивное научение») может стать способом вовлечения75. Однако в судебной практике «пассивное научение» не признается уголовно-правовым деянием, из-за невозможности доказывания его направленности на совершение несовершеннолетним конкретного преступления (оконченного или неоконченного). Также агитация или пропаганда преступного образа жизни не считается вовлечением в совершение преступления.
Способы вовлечения могут быть разными: предложение совершить преступление, обещание определенных выгод, обман, угроза, разжигание чувства зависти, мести и др.
Определение момента окончания вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления осложнено в условиях несовершенства конструкции состава преступления. Исходя из текста ст. 150 УК, не ясно, какой состав преступления в ней закреплен — материальный или формальный.
Многие научные исследователи не считают необходимым последствием вовлечения в совершение преступления несовершеннолетнего выполнение им этого преступления, поскольку вред развитию несовершеннолетнего причиняется не в результате совершения ими преступления, а в процессе негативного воздействия взрослого лица76. Соответственно, признают, что состав преступления формальный, и преступление окончено с момента вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления независимо от того, выполнил ли он какое-либо противоправное действие.
Другие специалисты полагают, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления — это не только склонение к совершению преступления, но и последствие таких действий в виде участия несовершеннолетнего в преступлении. Таким образом, вовлечение понимается как взаимодействие взрослого лица («вовлекателя») и несовершеннолетнего («вовлекаемого»). Одни исследователи рассматривают, что состав — материальный, преступление признается оконченным с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление. Другие полагают, что поведение несовершеннолетнего характеризует деяние и состав является формальным.
Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал: «Преступления, ответственность за которые предусмотрена статьями 150 и 151 УК РФ, являются оконченными с момента совершения несовершеннолетним преступления, приготовления к преступлению, покушения на преступление или после совершения хотя бы одного из антиобщественных действий, предусмотренных диспозицией части 1 статьи 151 УК РФ (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством)»77.
Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал вменять совершенное несовершеннолетним преступление и взрослому, который его в это преступление вовлек: «Действия взрослого лица по подстрекательству несовершеннолетнего к совершению преступления при наличии признаков состава указанного преступления должны квалифицироваться по статье 150 УК РФ, а также по закону, предусматривающему ответственность за соучастие (в виде подстрекательства) в совершении конкретного преступления» (п. 42 постановления от 1 февраля 2011 г. № 1). Эта рекомендация противоречит выводу, что вовлечение в совершение преступления — это специальный вид подстрекательства78. Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и подстрекательство к преступлению составляют идеальную совокупность преступлений, а значит, в данном случае правила конкуренции норм не должны применяться. Это представляется обоснованным ввиду существенного различия объектов указанных видов преступных посягательств.
Лицо, вовлекшее несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности в силу возраста, в совершение преступления, признается исполнителем этого преступления.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 18 лет.
Квалифицирующий признак указан в ч. 2 ст. 150 УК — совершение преступления родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего. Например, уголовной ответственности за вовлечение подлежат отчим, мачеха, приемные родители, опекун, попечитель, представитель специализированного государственного органа, осуществляющего воспитательные функции в отношении несовершеннолетнего и контроль за его поведением, и др.
Особо квалифицирующие признаки преступления, предусмотренные в ч. 3 ст. 150 УК, — совершение преступления с применением насилия или с угрозой его применения. Насилие выражается в побоях или иных насильственных действиях, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы, а также в причинении легкого и средней тяжести вреда здоровью. Угрозой применения насилия признаются все виды угроз насилием, включая угрозу убийством, как в отношении самого потерпевшего, так и его близких.
В ч. 4 ст. 150 УК закреплены особо квалифицирующие признаки: вовлечение несовершеннолетнего в преступную группу (которая существовала на момент совершения преступления, а не была создана в результате вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления79) либо в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, а также совершение преступления по мотиву политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК). Необходимые признаки состава вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий по содержанию совпадают в основном с аналогичными признаками состава вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления. Разграничиваются указанные преступления по признакам объективной стороны.
Объективная сторона преступления, определенного в ст. 151 УК, состоит в вовлечении несовершеннолетнего в совершение антиобщественных непреступных действий. Перечень таких действий исчерпывающе установлен в уголовном законе: систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством. Вовлечение несовершеннолетнего в иные антиобщественные действия (неразрешенные публичные мероприятия, азартные игры и т. д.) не квалифицируется по ст. 151 УК.
Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий — это процесс, результатом которого является сформировавшаяся привычка к употреблению спиртных напитков и одурманивающих веществ или зависимости от них, либо закрепление образа жизни в виде бродяжничества или попрошайничества.
Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий является оконченным преступлением «после совершения хотя бы одного из антиобщественных действий, предусмотренных диспозицией части 1 статьи 151 УК РФ (систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством или попрошайничеством)» (п. 42 постановления от 1 февраля 2011 г. № 1).
Согласно примечанию к статье, не подлежат уголовной ответственности родители, вовлекшие несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.
Контрольные вопросы
1. Какие права и интересы семьи и несовершеннолетних защищают нормы, включенные в гл. 20 УК?
2. Определите конструкцию составов преступлений, предусмотренных в гл. 20 УК, и момент их окончания.
3. Требуется ли квалифицировать преступления против семьи и несовершеннолетних дополнительно по статьям других глав УК?
Список рекомендуемой литературы и нормативных правовых актов
1. УК РФ (ст. 150–157).
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» // БВС РФ. 2011. № 4.
3. Туктарова И. Н., Мордовец А. С. Уголовно-правовая характеристика преступлений против несовершеннолетних. Саратов, 2002.
4. Палий В. В., Ашин А. А., Чучаев А. И. Преступления против семьи и несовершеннолетних. Владимир, 2009.
5. Пудовочкин Ю. Е. Ответственность за преступления против несовершеннолетних по российскому уголовному праву. СПб., 2002.
6. Сперанский К. К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних. Ростов-на-Дону, 1991.