По допустимости понимания нормы можно разделить на сложные и несложные.
К несложным относятся те, в которых даются названия адм. правонарушения и раскрываются его основные признаки. К сложнымотносятся нормы, состоящие из нескольких слагаемых частей: несложной, отсылочной и смешанной.
Нормы-примечания-правила, определяющие или истолковывающие отдельные термины, категории, употребляемые в норме-запрете Особенной части.
Третий вид норм Особенной части КоАп-нормы, устанавливающие меры адм.-правового принуждения-сожержат меры адм.-прав. принуждения.
Нормы, предусматривающие меры адм. Отв-ти бывают:Абсолютно-определённые устанавливают точно вид и размер взыскания.Относительно-опр. нормы устанавливают соответствующие взыскания и пределы, в кот. орган вправе с учётом всех обстоятельств дела, личности виновного, его материального положения определить меру и размер наказания.
По кругу лиц, можно выделить следующие нормы:
1. Лиц как возможных субъектов адм. правонарушений (физ. И юр. Лица, ИП)
2. Лиц, ведущих адм. процесс
3. Иных лиц.
нормы можно разделить на:1.Общие.2.Индивидуальные нормы прописывают конкретного субъекта правонарушения, которым может быть только гражданин, ИП или юр. Лицо.3.Специальные нормы распространяются на субъектов, обладающих специальными признаками:Должностные лица.Работники юр. Лица.Мед. работники.Пешеходы.Пассажиры.
Иные лица.
7.Нормы Общей части (КоАП) и их основное назначение.
Существуют различные критерии классификации АД норм.
По функциональной роли:
1.Общие
2.Специальные
3.Нормы-примечания
4.Нормы, устанавливающие меры административно-правового принуждения
Общие нормы, применительно к КоАП, образуют Общую часть. Нормы Общей части регулируют общие положения об админ. правонарушении и админ. отв-ти. и имеют отношения к нормам Особенной части. Нормы Общей части КоАП не направлены на охрану общественных отношений, регулируемых нормами других отраслей права. Они в основном предназначены для обслуживания норм-запретов или иных норм Особенной части, некоторые из них выступают в качестве условий действия таких норм. В отрыве от норм Особенной части большинство норм Общей части не имеют никакого юридического значения.
Следует обратить внимание, что нормы Общей части не адресуются лицам как возможным субъектам админ. правонарушений. Нормы общей части определяют, раскрывают сущность соответствующих понятий, имеющих непосредственное отношение к нормам-запретам, а также к нормам, устанавливающим меры административно-правового принуждения.
Нормы общей части можно разделить на:
1.Нормы-основы
2.Нормы-принципы
1. Нормы-дефиниции
2. Устанавливающие нормы
Нормами-основами опр-ся начала, рубежи. Они находят закрепление в первых статьях КоАП. Отсутствие таких норм не позволило бы ни читателям, ни исполнителям уяснить суть и главное назначение КоАП. Также эти нормы являются базой для создания иных норм КоАП.
Нормы-принципы- это такие предписания, которыми следует руководствоваться как при установлении АД норм, так и при их применении, исполнении. Нормы принципы необходимо строго соблюдать, что будет способствовать повышению активности в процессе применения и исполнения АД норм. Соблюдение норм-принципов содействует защите прав и свобод человека, его законных интересов, прав юридических лиц. Принципы предназначены для улучшения АД закона, повышения его качества и эффективности. Они придают стройность закону, взаимообусловленность его структурных элементов. Нормы принципы закреплены в ст.4.2 КоАП.
Нормы-дефиниции-это правила-определения, которыми истолковываются категории и понятия. Их отсутствии в системе права привело б к неясности. Они выполняют направляющую и ориентирующую функцию в механизме правового регулирования. Истолкование понятий, категорий помогает правоприменителю уяснить суть того или иного совершённого админ. правонарушения, облегчает его работу по квалификации деяния и способствует обеспечению законности.
Устанавливающие нормы-определяют общие требования, которые следует учитывать при выяснении наличия админ. правонарушения и руководствоваться ими при привлечении к адм. Отв-ти. Без наличия данных норм было бы невозможным или затруднительным применять нормы особенной части КоАП. Они обуславливают применение норм, формулирующих конкретные виды админ. правонарушений.
8.Нормы Особенной части (КоАП) и их основное назначение. Нормы – запреты: сущность, виды. Нормы, устанавливающие меры административно – правового принуждения и их виды. Действие административно-деликтной нормы.
Нормы Особенной части в зависимости от функциональной роль подразделяются на:1.Нормы-запреты.2.Нормы-примечания.3.Нормы, устанавливающие меры адм.-правового принуждения.Именно в нормах-запретах формулируется деяние, устанавливается запрет, несоблюдение которого может повлечь адм. отв-ть.По способу изложения различают 4 вида норм-запретов:1. Смешанные.2.В простых нормах-запретах обозначается адм. Деяние без указания особых его признаков. Признаки определяются путём толкования. Простых норм-запретов в КоАП немного. Н-р, ст.17.5 «Занятие проституцией». Подобное упрощенство усложняет работу правоприменителей, может приводить к субъективному толкованию.
3.Обыкновенные нормы-запреты-это правила, в которых не только даётся название адм.деяния, но и раскрываются его признаки. Они преобладают. Они являются характерными, определяющими. Н-р, ст.9.2 раскрывает сущность клеветы и называет основные признаки - распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений.4.Отсылочные нормы: в них не называются все признаки адм. Правонарушения, а делается отсылка к иным НПА.
По допустимости понимания нормы можно разделить на :К несложным относятся те, в которых даются названия адм. правонарушения и раскрываются его основные признаки. К сложнымотносятся нормы, состоящие из нескольких слагаемых частей: несложной, отсылочной и смешанной.
Нормы-примечания-правила, определяющие или истолковывающие отдельные термины, категории, употребляемые в норме-запрете Особенной части. Нормы-примечания оказывают существенную помощь правоприменителям в уяснении тех или иных терминов и облегчают им работу по классификации деяния, и обеспечивают соблюдение законности.
Третий вид норм Особенной части КоАп-нормы, устанавливающие меры адм.-правового принуждения-сожержат меры адм.-прав. принуждения.
Нормы, предусматривающие меры адм. Отв-ти бывают:1.Абсолютно-определённые устанавливают точно вид и размер взыскания. Н-р, за безбилетный проезд пассажиров в зависимости от вида транспортного средства штраф предусмотрен в размере 0,2 либо 0,4 базовой величины. Данные нормы не дают возможности органу индивидуализировать взыскание с учётом обстоятельств.2.Относительно-опр. нормы устанавливают соответствующие взыскания и пределы, в которых орган вправе с учётом всех обстоятельств дела, личности виновного, его материального положения определить меру и размер наказания.Н-р, в ст.9.2 за клевету предусмотрен штраф в размере от 10 до 30 базовых величин.
Альтернативная норма позволяет органу, рассматривающему дело, самому избирать вид административного наказания из указанных, а потом определить их размер.
По кругу лиц, можно выделить следующие нормы:1.Лиц как возможных субъектов адм. Правонарушений (физ. И юр. Лица, ИП)2.Лиц, ведущих адм. Процесс.3.Иных лиц.
В свою очередь по названному критерии нормы можно разделить на:1.Общие
2.Индивидуальные нормы прописывают конкретного субъекта правонарушения, которым может быть только гражданин, ИП или юр. Лицо.3.Специальные нормы распространяются на субъектов, обладающих специальными признаками:1.Должностные лица2.Работники юр. лица3.Мед. работники4. ПешеходыПассажиры Иные лица.
Нормы Особенной части в зависимости от функциональной роль подразделяются на:
1. Нормы-запреты2.Нормы-примечания.3.Нормы, устанавливающие меры адм.-правового принуждения.
По способу изложения различают 4 вида норм-запретов:
1. Простые.Обыкновенные.Отсылочные.Смешанные.
9.Административно-деликтные отношения. Метод правового регулирования административно-деликтных отношений и его способы.
Правовые отношения складываются между людьми, являющимися субъектами (сторонами, участниками) этих отношений. Юр. основой правового отношения явл. правовые нормы, применение кот. приводит к возникновению правосубъектности, а реализация нормы — к осуществлению правоотношения. Юр. факты —изданные нормативные акты, совершившиеся действия или события — предшествуют образованию и правосубъектности, и материального правоотношения, а также возникновению правового процессуального отношения.
Свойства административно-деликтного отношения. Административно-деликтные отношения по своей природе, целям, условиям функционирования конкретны. Это отношения между конкретными субъектами в конкретной сфере ответственности, по поводу конкретного деликта. Вместе с тем общество заинтересовано упорядочить правовое регулирование данных отношений в целях эффективного противодействия нарушениям правового порядка, закрепления юр. позиций и гарантий прав их субъектов.
Если гражданское правоотношение возникает, а гражданско-процессуальное ведется при обоюдном согласии, по договору сторон, то административно-деликтное отношение начинается и осуществляется независимо от желания потерпевшего, а иногда и вопреки желанию. Государственно-обязательный официальный (не частный) характер исследуемого отношения сближает его с уголовно-правовым отношением. Как и преступление, любой адм. проступок, независимо от причиненного вреда и направленности (против гражданина, юр. или должностного лица), явл. нарушением правового порядка в обществе, охрана кот. — функция государства. Признак публичности адм.-деликтного отношения находит свое выражение не только в нормах, сформулированных законодателем в виде обязанности по адм. преследованию, порицанию и наказанию, но и в виде права на совершение соответствующего процессуального действия. Преследование становится не только правом, но и обязанностью. Эти правообязанности практически осуществляются от имени государства компетентными государственными органами, в силу их собственного социального назначения и положения в системе государственных органов, независимо от воли и усмотрения заинтересованных в деле лиц.
Под методом правового регулирования понимаются формы, приемы, способы, применяемые государством для регулирования общественных отношений определенного вида. Метод правового регулирования обусловливается, прежде всего, предметом правового регулирования. Существенное значение при этом приобретают такие свойства предмета правового регулирования, кот. проявляются в определенных юр. признаках конкретной отрасли права, т.е. специфике составляющих ее норм, а также регулируемых ими правоотношений.
Государство, применяя тот или иной метод правового регулирования, воздействует на общественные отношения в определенных сферах жизнедеятельности общества и придает их развитию желаемое направление.Методы АДП:1.Запрещающий.2.Применение принуждения.3.Обязывающий.4.Дозволительный.
Запрет в АДП превалирует над др. средствами, но не исключает их. Запрет явл. отдельным видом средств правового регулирования в сфере АД отношений. Запрет-это главное средство воздействия на общ.отношения способом не позволения совершения общественно вредных деяний, предусмотренных КоАП, под угрозой применения мер адм. ответственности.
Метод правового регулир-я охранительных адм-деликтных правовых отношений - это адм-правовое принуждение, выражающееся в применении взыскания за нарушение установленного государством административно-правового запрета.
Адм-правовое принуждение - способ воздействия посредством установления и применения мер административно-правового принуждения, мер, ущемляющих свободу субъектов АД отношений, причиняющих им определённые лишения.
К данным мерам относятся:1.Админ. предупредительные меры.2.Меры административного пресечения.3.Меры обеспечения админ. Процесса.4.Меры админ. Ответственности.5.Админ. восстановительные меры.
Третьим способом правового регулирования АД отношения является обязывающий. Обязывание – это средство правового регулирования, которое выражается в воздействии на общ.отношения путём наложения обязанности действовать в установленном порядке.
Дозволение - это такой способ, при кот. предоставляется возможность действовать по своему усмотрению, но с соблюдением опред. условий, установленных КоАП.
Метод поощрения-это способ воздействия насубъектов АД отношений путём их стимулирования снижением меры административной ответственности. Освобождением от её применения или непризнанием деяния админ. правонарушением.
10. Понятие и общие признаки административного правонарушения. Сущность противоправного деяния и его формы. Отличие административного правонарушения от иных видов правонарушений.
Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за кот. установлена адм. ответственность. Из этого определения вытекает 3 признака адм. правонар.:1.Противоправность.2.Виновность.3.наказуемость.
Деятельность человека состоит из поступков. Поступок - главный элемент человеческих взаимоотношений, в кот. проявляются различные качества личности,отношение к проблемам действительности, к окружающим людям.В сфере правовых отношений поступок может иметь двойное значение. Основную часть актов поведения личности составляют поступки правомерные - то есть соответствующие нормам права, требованиям законов. Поступки неправомерное, то есть противоречащее нормам права. Неправомерное поведение выражается в правонарушениях, как это следует из самого термина, актах, нарушающих право, противных ему.
Каждое отдельное правонар., как явление реальной действительности, конкретно: оно совершается конкр. лицом, в опред. месте, в опред. время, противоречит опред. правовому предписанию, характеризуется точно опред. признаками. Все правонар. имеют общие черты:
1. антиобщественность. По соц. значимости деяние, причиняющее вред законным интересам граждан, общества и государства, явл. антиобщественным (появление в общественном месте в пьяном виде, нецензурная брань в общественном месте).
2.противоправность – заключ. в совершении деяния, нарушающего нормы адм. и иных отраслей права (трудового, земельного и т.д.), которые охраняются мерами адм. ответств.; Одни АД нормы запрещают совершать определённые действия (нецензурная брань в общ.месте), другие-предписывают лицу выполнять соответствующую обязанность, совершать действие, а невыполнение их влечёт админ. Ответств.. Н-р, не предоставление должностным лицом в установленные сроки документов, отчётов и иных материалов
3. виновность. Законодательство рассматривает противоправное деяние, совершенное лицом, в качестве адм. правонар. только в том случае, если имеет место вина данного лица, т.е. содеянное было осуществлено умышленно или по неосторожности.
4. наказуемость деяния. Адм. правонар. признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена адм. ответств..
Правонар. различны по степени вредности и поэтому различны по степени обществ. Опасности.Происходит разделение правонар. на преступления и проступки. правонарушение - это сознательный волевой акт общественно опасного противоправного поведения.
Противоправность - это направленность деяния против существующего правопорядка, правовых предписаний. Противоправное деяние есть результат виновного поведения.
Противоправность – это совершение деяния вопреки требованию закона.
Конкретные формы противоправности выступают как: а) нарушение правового запрета; б) невыполнение возложенной юр. обязанности; в) злоупотребление субъективным правом; г) превышение компетенции.
Важнейший качественный признак противоправности – запрещенность деяния. Запрещенность может быть выражена по-разному. Иногда нормативном акте указан прямой запрет на какие-либо действия. В других случаях запрещенность определяется путем логического анализа, мыслительного процесса.
Противоправность характеризует собой противоречие воли субъекта воле государства, выраженной в праве. Это противоречие устраняется пресечением правонар. и привлечением лица, его совершившего. Проступками называются виновные противоправные деяния, не являющиеся общественно опасными, влекущие применение не наказаний, а взысканий.