Связь АДП с адинистративным процессуально-исполнительным правом.
АДП определяет сущность отдельных видов административных правонарушений и ответственность за их совершение, а АПИП– порядок разрешения дел, связанных с названными правонарушениями. Номы процессуального права регулируют порядок установления факта правонарушения, проведения расследования, рассмотрения дела, определяют деятельность соответствующих органов по применению норм АДП в случае их нарушения. Без процессуального права АДП было бы декларативным, практически не действующим.
3.Задачи и система административно-деликтного права.
Задачи АДП как отрасли права получили закрепление в КоАП РБ и отождествляются с задачами самого КоАП. Так в ст. 1.2 КоАП установлено, что задачами настоящего Кодекса являются:
1. защита человека, его прав и свобод, законных интересов (защита не его жизни, а чести и достоинства);
2. прав юридических лиц (положительное нововведение, КоАП расширил свою охранную функцию);
3. окружающей среды (глава 15)
4. и санитарно-эпидемического благополучия населения(не получила чёткого выражения в отдельной главе)
5. установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка, а также защита установленного правопорядка от административных правонарушений (правопорядок-состояние регулируемых правом общ-ых отношений, при котором они соответствуют правовым предписаниям вследствие строгого и неукоснительного их исполнения).
Задачи АДП-это то, для чего оно существует. Задачи определяют главное предназначение АДП. Каждая отрасль права имеет свои задачи.
Однако основной задачей АДП является предупреждение, профилактика административных правонарушений.
АДП как отрасль права имеет свою систему. Оно состоит из правовых институтов: совокупности однородных норм.
АДП включает в свою структуру Общую и Особенную части.
В общую часть входят нормы, которые определяют:
1. Задачи и действия КоАП во времени и пространстве
2. Административное правонарушение (запрещённое деяние и вину)
3. Обстоятельства, исключающие признание деяния административным правонарушением
4. Принципы и условия админ. ответственности
5. Понятие, цели и виды админ. взысканий
6. Наложение админ. взысканий
7. Основание для освобождения от админ. ответственности
Эти 7 групп норм выражены в главе 1-8 КоАП. Все они , в свою очередь, справедливо разделены на 3 крупных вида норм, получившие отражение в разделе КоАП:
Раздел 1. «Общие положения». Включает одну 1-ую главу.
Раздел 2. «Административное правонарушение. Административная ответственность» объединяет 4 главы.
Раздел 3. «Административные взыскания»-3 главы.
Нормы, входящие в Особенную часть также разделены на институты, каждый из которых получил выражение в соответствующей главе. Всего 17 глав.
Каждый институт состоит из подинститутов, то есть группы норм. Регулирующих специфические обществ. Отношения в пределах этого института. Н-р, 1-ый институт Общей части имеет в своём составе нормы, регулирующие задачи(ст.1.2) и действие КоАП (ст.1.4-1.5), нормы дефинитивного характера(ст.1.1,1.3).
Нормы Общей части и Особенной части лишь структурно обособлены, но по содержанию представляют собой единое целое. Нормы Общей части обеспечивают надлежащее применение норм Особенной части. Каждое конкретное деяние, названное в Особенной части, является админ. правонарушением лишь при условии соединения признаков, предусмотренных в Общей и Особенной частях.
4.Административно-деликтная норма: понятие и ее структура.
А-Д норма- общеобязательное правило поведения, рассчитанное на неопределенный круг лиц и неоднократное применение, регулирующее отношения, складывающиеся в связи с привлечением лица к админ. ответственности.
Структура: гипотеза (условие), диспозиция (правило поведения), санкция.
Виды: материальные(КоАП РБ); процессуальные (ПиКоАП РБ)- порядок реализации материальных норм; временные; постоянные; управомачивающие; обязывающие; запрещающие.
5.КоАП РБ как основной источник административно-деликтного права: понятие и его структура. Действие КоАП.
Административный деликтный закон - нормативный правовой акт, принятый Национальным собранием Республики Беларусь и закрепляющий принципы, задачи и общие положения административного деликтного права, определяющий какие общественно опасные деяния являются административным правонарушениями, основания и условия административной ответственности, устанавливающий административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности.
Единственным законом об административных правонарушениях, действующим на территории Республики Беларусь является КРБОАП. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность, подлежат включению в Кодекс.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях основывается на Конституции Республики Беларусь и общепризнанных принципах международного права.
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях определяет, какие деяния являются административными правонарушениями, закрепляет основания и условия административной ответственности, устанавливает административные взыскания, которые могут быть применены к физическим лицам, совершившим административные правонарушения, а также к юридическим лицам, признанным виновными и подлежащими административной ответственности в соответствии с Кодексом.
В связи с чем, понятия «административный деликтный закон» и «Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» можно отождествить.
КоАП делится на Общую и Особенную части.Общая часть Кодекса РБ разделена на 3 раздела. Каждый раздел состоит из глав, всего их 8.
РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (1 гл)
РАЗДЕЛ II. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (2-5 гл)
Раздел 3. Административное взыскание.(6-8 гл)