Виноградов, о.в., усманова, д.р.
Административное право: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») /О.В. Виноградов, Д.Р. Усманова – СПб.: НОУ СЮА, 2012. с.
Рабочая программа по дисциплине «Административное право» подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет структуру и содержание дисциплины.
Программа учебной дисциплины предназначена для студентов Санкт-Петербургской юридической академии.
Программа утверждена учёным советом Санкт-Петербургской юридической академии ________2012 г., протокол № ______
Рецензенты:
Игнатенко Д.И. –д.ю.н., доцент (Санкт-Петербургский университет управления и экономики).
АлександровС.Г. –д.ю.н., доцент (Санкт-Петербургская юридическая академия).
©Виноградов О.В., Усманова Д.Р. 2012
© НОУ СЮА, 2012
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»
1. Цель и задачи дисциплины
Цельюизучения учебной дисциплины «Административное право» является подготовка квалифицированных специалистов - бакалавров юриспруденции, владеющих знаниями в области административного права России, расширение у студентов юридического и политического кругозора, приобретение ими объема знаний, навыков и умений, необходимых для правильного понимания, исполнения и применения норм административного права в повседневной профессиональной деятельности юриста.
Основными задачами изучения учебной дисциплины являются:
- усвоение общих понятий и категорий науки административного права в их системе;
- формирование у студентов навыков юридического анализа принципов, норм и институтов административного права;
- уяснение влияния факторов правового, политического, экономического, культурного и нравственного характера на развитие административного права, а также практику его реализации.
Структура и содержание дисциплины «Административное право» отвечают указанной цели и задачам и построены таким образом, чтобы:
во-первых, обеспечить последовательное изучение теоретических положений науки административного права, источников и институтов административного права;
во-вторых, сформировать у студентов целостное представление об административно-правовом статусе субъектов административного права, формах и методах государственного управления, способах обеспечения законности в государственном управлении, административном процессе и видах административных производств; государственном управлении и административно-правовом регулировании общественных отношений в административно-политической, социально-культурной сфере и сфере экономики.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО)
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, дисциплина «Административное право» является базовой (обязательной) в системе дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата (Б. 3).
Изучение дисциплины «Административное право» занимает одно из ведущих мест в системе отраслевых юридических дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях высшего профессионального образования, и служит необходимой основой для успешного освоения других отраслевых юридических дисциплин. Это обусловлено тем, что посредством норм административного права закрепляются административно-правовой статус субъектов и объектов государственного управления, формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, основания и порядок привлечения к административной ответственности, меры административного принуждения, стадии производства по делам об административных правонарушениях, система органов государственного управления в различных сферах общественной жизни.
Уяснение основных положений дисциплины «Административное право» должно основываться на знаниях, ранее полученных студентами при изучении дисциплин «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «Конституционное право».
Административное право является дисциплиной, предшествующей для изучения студентами таких учебных дисциплин как «Гражданское право», «Уголовное право», «Налоговое право», «Финансовое право», «Экологическое право», «Земельное право» и ряда других отраслей публичного и частного права Российской Федерации.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии юриста, формирования достаточного уровня профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношения к праву и закону (ОК-6);
- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы развития системы государственного управления (ОК-9).
Выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
В нормотворческой деятельности:
- способность участвовать в разработке нормативных правовых актов, относящихся к сфере административно-правового регулирования общественных отношений (ПК-1);
В правоприменительной деятельности:
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого профессионального правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение административного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с административным законодательством (ПК- 4);
- способность применять нормативные правовые акты материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владение навыками подготовки юридических документов, относящихся к сфере административно-правового регулирования общественных отношений (ПК-7);
В правоохранительной деятельности:
- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способность выявлять условия и обстоятельства, препятствующие реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (ПК-8);
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; владение знаниями реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (ПК-9).
В экспертно-консультационной деятельности:
- способность толковать различные правовые акты; обладать навыками, позволяющими участвовать в процессе толкования норм административного законодательства (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические консультации в сфере административного права (ПК-16);
В педагогической деятельности:
- способность преподавать дисциплину «Административное право» на необходимом теоретическом и методическом уровне в образовательных учреждениях (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой студентов (ПК-18);
- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
В результате изучения дисциплины «Административное право» студент должен:
Знать:
- предмет, систему и источники административного права как отрасли национального права (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19);
- формы и методы государственного управления (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-8, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19);
- систему и функции органов государственного управления (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);
- основы административно-правового статуса субъектов административного права (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19);
- систему и принципы государственной службы Российской Федерации (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);
- основания и порядок привлечения к административной ответственности (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);
- особенности государственного управления в административно-политической, социально-культурной и экономической сферах общественной жизни (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);
- процессуальные документы, процедуры и сроки стадий производства по делам об административных правонарушениях (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19).
Уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями административного права (ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-9, ПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);
- анализировать действующие источники административного права, правильно их толковать и применять к конкретным практическим ситуациям (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-2, ПК- 4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-15);
- давать объективную оценку государственно-правовым явлениям, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с административным законодательством; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам, относящимся к предмету отрасли административного права (ОК-2, ОК-3, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-13, ПК-15, ПК-16).
Владеть:
- юридической терминологией в области административного права (ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-15);
- приемами юридической техники (ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7);
- навыками работы с правовыми актами административного законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами (ОК-3, ОК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-15);
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, административно-правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (ОК-3, ОК-4, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-15);
- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной деятельности в области административного права (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК- 4, ПК- 6);
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального административного права (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-4, ПК-5, ПК-6);
- методикой квалификации и разграничения различных видов административных правонарушений (ОК-1, ОК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-15).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
4.1Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – очная
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции (Л) | |||
Практические занятия (ПЗ) | |||
Семинары (С) | |||
Контрольные работы (КР) | - | - | - |
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | - |
Промежуточная аттестация: экзамен | |||
Самостоятельная работа (всего) | |||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | - | - | - |
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | |||
Практикум | - | - | - |
Подготовка к контрольной работе | - | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | - | - | - |
Курсовая работа | - | - | - |
Реферат | - | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации: экзамен | |||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||
4.2.Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе среднего (полного) общего образования)
Вид учебной работы | Всего часов | Курс 1 |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Контрольная работа (КР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | - | - |
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Практикум | - | - |
Подготовка к контрольной работе | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | ||
Курсовая работа | - | - |
Реферат | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации: | ||
Промежуточная аттестация | экзамен | |
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы |
4.3.Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе среднего профессионального образования)
Вид учебной работы | Всего часов | Курс 2 |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Контрольная работа (КР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | - | - |
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Практикум | - | - |
Подготовка к контрольной работе | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | ||
Курсовая работа | - | - |
Реферат | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации: | ||
Промежуточная аттестация | экзамен | |
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы |
4.4.Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе высшего профессионального образования)
Вид учебной работы | Всего часов | Курс 1 |
Аудиторные занятия (всего) | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | - | - |
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - |
Контрольная работа (КР) | - | - |
Самостоятельная работа (всего) | ||
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: | - | - |
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям | ||
Практикум | - | - |
Подготовка к контрольной работе | - | - |
Другие виды самостоятельной работы | ||
Курсовая работа | - | - |
Реферат | - | - |
Подготовка к промежуточной аттестации: | ||
Промежуточная аттестация | экзамен | |
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы |
- СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
5.1. Содержание частей, разделов и тем дисциплины.