Виноградов, о.в., усманова, д.р.

Административное право: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») /О.В. Виноградов, Д.Р. Усманова – СПб.: НОУ СЮА, 2012. с.

Рабочая программа по дисциплине «Административное право» подготовлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») и определяет структуру и содержание дисциплины.

Программа учебной дисциплины предназначена для студентов Санкт-Петербургской юридической академии.

Программа утверждена учёным советом Санкт-Петербургской юридической академии ________2012 г., протокол № ______

Рецензенты:

Игнатенко Д.И. –д.ю.н., доцент (Санкт-Петербургский университет управления и экономики).

АлександровС.Г. –д.ю.н., доцент (Санкт-Петербургская юридическая академия).

©Виноградов О.В., Усманова Д.Р. 2012

© НОУ СЮА, 2012

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

1. Цель и задачи дисциплины

Цельюизучения учебной дисциплины «Административное право» является подготовка квалифицированных специалистов - бакалавров юриспруденции, владеющих знаниями в области административного права России, расширение у студентов юридического и политического кругозора, приобретение ими объема знаний, навыков и умений, необходимых для правильного понимания, исполнения и применения норм административного права в повседневной профессиональной деятельности юриста.

Основными задачами изучения учебной дисциплины являются:

- усвоение общих понятий и категорий науки административного права в их системе;

- формирование у студентов навыков юридического анализа принципов, норм и институтов административного права;

- уяснение влияния факторов правового, политического, экономического, культурного и нравственного характера на развитие административного права, а также практику его реализации.

Структура и содержание дисциплины «Административное право» отвечают указанной цели и задачам и построены таким образом, чтобы:

во-первых, обеспечить последовательное изучение теоретических положений науки административного права, источников и институтов административного права;

во-вторых, сформировать у студентов целостное представление об административно-правовом статусе субъектов административного права, формах и методах государственного управления, способах обеспечения законности в государственном управлении, административном процессе и видах административных производств; государственном управлении и административно-правовом регулировании общественных отношений в административно-политической, социально-культурной сфере и сфере экономики.

2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 г. № 464, дисциплина «Административное право» является базовой (обязательной) в системе дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата (Б. 3).

Изучение дисциплины «Административное право» занимает одно из ведущих мест в системе отраслевых юридических дисциплин, преподаваемых в учебных заведениях высшего профессионального образования, и служит необходимой основой для успешного освоения других отраслевых юридических дисциплин. Это обусловлено тем, что посредством норм административного права закрепляются административно-правовой статус субъектов и объектов государственного управления, формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении, основания и порядок привлечения к административной ответственности, меры административного принуждения, стадии производства по делам об административных правонарушениях, система органов государственного управления в различных сферах общественной жизни.

Уяснение основных положений дисциплины «Административное право» должно основываться на знаниях, ранее полученных студентами при изучении дисциплин «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «История отечественного государства и права», «Конституционное право».

Административное право является дисциплиной, предшествующей для изучения студентами таких учебных дисциплин как «Гражданское право», «Уголовное право», «Налоговое право», «Финансовое право», «Экологическое право», «Земельное право» и ряда других отраслей публичного и частного права Российской Федерации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.

Выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии юриста, формирования достаточного уровня профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владение культурой мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительное отношения к праву и закону (ОК-6);

- стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы развития системы государственного управления (ОК-9).

Выпускник Санкт-Петербургской юридической академии должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

В нормотворческой деятельности:

- способность участвовать в разработке нормативных правовых актов, относящихся к сфере административно-правового регулирования общественных отношений (ПК-1);

В правоприменительной деятельности:

- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого профессионального правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способность обеспечивать соблюдение административного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов (ПК-3);

- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с административным законодательством (ПК- 4);

- способность применять нормативные правовые акты материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владение навыками подготовки юридических документов, относящихся к сфере административно-правового регулирования общественных отношений (ПК-7);

В правоохранительной деятельности:

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; способность выявлять условия и обстоятельства, препятствующие реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; владение знаниями реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина (ПК-9).

В экспертно-консультационной деятельности:

- способность толковать различные правовые акты; обладать навыками, позволяющими участвовать в процессе толкования норм административного законодательства (ПК-15);

- способность давать квалифицированные юридические консультации в сфере административного права (ПК-16);

В педагогической деятельности:

- способность преподавать дисциплину «Административное право» на необходимом теоретическом и методическом уровне в образовательных учреждениях (ПК-17);

- способность управлять самостоятельной работой студентов (ПК-18);

- способность эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины «Административное право» студент должен:

Знать:

- предмет, систему и источники административного права как отрасли национального права (ОК-1, ОК-3, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- формы и методы государственного управления (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-8, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- систему и функции органов государственного управления (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- основы административно-правового статуса субъектов административного права (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- систему и принципы государственной службы Российской Федерации (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- основания и порядок привлечения к административной ответственности (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- особенности государственного управления в административно-политической, социально-культурной и экономической сферах общественной жизни (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- процессуальные документы, процедуры и сроки стадий производства по делам об административных правонарушениях (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-2, ПК-9, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19).

Уметь:

- оперировать юридическими понятиями и категориями административного права (ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-9, ПК-2, ПК-15, ПК-17, ПК-18, ПК-19);

- анализировать действующие источники административного права, правильно их толковать и применять к конкретным практическим ситуациям (ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-6, ОК-7, ОК-9, ПК-2, ПК- 4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-15);

- давать объективную оценку государственно-правовым явлениям, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с административным законодательством; давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам, относящимся к предмету отрасли административного права (ОК-2, ОК-3, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-13, ПК-15, ПК-16).

Владеть:

- юридической терминологией в области административного права (ОК-3, ОК-4, ОК-6, ПК-15);

- приемами юридической техники (ОК-3, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7);

- навыками работы с правовыми актами административного законодательства и подзаконными нормативными правовыми актами (ОК-3, ОК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-15);

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, административно-правовых норм и отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности (ОК-3, ОК-4, ПК-4, ПК-6, ПК-8, ПК-15);

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной деятельности в области административного права (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК- 4, ПК- 6);

- навыками разрешения правовых проблем и коллизий, реализации норм материального и процессуального административного права (ОК-1, ОК-3, ОК-8, ОК-9, ПК-4, ПК-5, ПК-6);

- методикой квалификации и разграничения различных видов административных правонарушений (ОК-1, ОК-3, ПК-4, ПК-6, ПК-15).

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.1Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – очная

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:      
Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)
Контрольные работы (КР) - - -
Лабораторные работы (ЛР) - - -
Промежуточная аттестация: экзамен  
Самостоятельная работа (всего)
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: - - -
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям
Практикум - - -
Подготовка к контрольной работе - - -
Другие виды самостоятельной работы - - -
Курсовая работа - - -
Реферат - - -
Подготовка к промежуточной аттестации: экзамен
Общая трудоемкость часы зачетные единицы

4.2.Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе среднего (полного) общего образования)

Вид учебной работы Всего часов Курс 1
 
Аудиторные занятия (всего)
Лекции (Л)
Семинары (С) - -
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) - -
Контрольная работа (КР) - -
Самостоятельная работа (всего)
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: - -
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям
Практикум - -
Подготовка к контрольной работе - -
Другие виды самостоятельной работы
Курсовая работа - -
Реферат - -
Подготовка к промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация экзамен
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы

4.3.Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе среднего профессионального образования)

Вид учебной работы Всего часов Курс 2
 
Аудиторные занятия (всего)
Лекции (Л)
Семинары (С) - -
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) - -
Контрольная работа (КР) - -
Самостоятельная работа (всего)
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: - -
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям
Практикум - -
Подготовка к контрольной работе - -
Другие виды самостоятельной работы
Курсовая работа - -
Реферат - -
Подготовка к промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация экзамен
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы

4.4.Направление подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»); форма обучения – заочная (на базе высшего профессионального образования)

Вид учебной работы Всего часов Курс 1
 
Аудиторные занятия (всего)
Лекции (Л)
Семинары (С) - -
Практические занятия (ПЗ)
Лабораторные работы (ЛР) - -
Контрольная работа (КР) - -
Самостоятельная работа (всего)
Самостоятельная работа, обеспечивающая подготовку к аудиторным занятиям: - -
Подготовка к семинарским (практическим, лабораторным) занятиям
Практикум - -
Подготовка к контрольной работе - -
Другие виды самостоятельной работы
Курсовая работа - -
Реферат - -
Подготовка к промежуточной аттестации:
Промежуточная аттестация экзамен
Общая трудоемкость: часы зачетные единицы
  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Содержание частей, разделов и тем дисциплины.

Наши рекомендации