Судебный контроль в сфере госуправления

Основной функцией всей системы судебных органов явля­ется реализация задач правосудия. Оно осуществляется субъек­тами судебной власти в процессе конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства. Осуществляя правосудие, суды обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учре­ждений, организаций, гос.и общественных интересов, тем самым способствуя укреплению законности. Отправление правосудия является основной, но не единст­венной функцией судов. В процессе своей деятельности они осу­ществляют и другую функцию-судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых дейст­вий органов исп. власти, их должностных лиц. Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит в его пра­вовой оценке действий и решений органов исп.власти, их должностных лиц, в выявлении наруше­ний законности, прав и законных интересов граждан, пред­приятий, учреждений и организаций, условий и причин их порождающих, принятии мер по восстановлению на­рушенных прав и законных интересов, в привлечении ви­новных лиц к ответственности. Субъектами судебного контроля являются Конституци­онный суд, суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

Среди способов обеспечения законности в государст­венном управлении важная роль принадлежит судебно­му контролю, который осуществляет:

• Конституционный Суд;

• Суды общей юрисдикции;

• Хозяйственные суды.

Конституционный Суд -судебный орган конституци­онного контроля, самостоятельно и независимо осуще­ствляющий судебную власть посредством конституци­онного судопроизводства. Согласно ст. 116 Конститу­ции Конституционный Суд разрешает дела о соответ­ствии Конституции:

а) законов, декретов, указов Президента, международ­ных договорных и иных обязательств РБ;

б) актов междунар. образований, в которые входит РБ. Формы контроля судов общей юрисдикции за деятель­ностью органов исполнительной власти имеют свои особенности. Основной задачей судов является рас­смотрение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

В данном случае исключительно важной является дея­тельность судов по контролю за соблюдением трудово­го и жилищного законодательства. Важным методом укрепления законности в управлении является рассмотрение судами дел особого производ­ства.

Суды рассматривают жалобы граждан на постановле­ния соответствующих органов и должностных лиц о наложении штрафов.

Хозяйственные судыявляются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конститу­цией в пределах своей компетенции правосудие в об­ласти хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностран­ных, а в случаях, установленных законодательными актами РБ, и иных организаций, не являющихся юриди­ческими лицами.

Общий надзор прокуратуры

Сущность прокурорского надзора состоит в надзоре за точным и единообразным исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. При этом проку­ратура не вмешивается в оперативно-хозяйственную дея­тельность предприятий, учреждений и организаций.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина, надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждении, исполняющих наказание, и назначе­ние судом мер принудительного характера. Прокурор имеет право:

1) по предъявлении служебного удостоверения беспре­пятственно входить на территорию и в помещения предприятий и организаций, иметь доступ к их доку­ментам, проверять исполнение законов;

2) требовать от руководителей и иных должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов и иных актов, необходимых документов и материалов, стати­стических и иных сведений;

3) вызывать должностных лиц, граждан и требовать от них объяснений по поводу нарушения закона; в случаях, предусмотренных законом, требовать от должностных лиц, граждан декларации об источниках доходов. Формы реагирования прокурора на нарушения за­конности. К формам реагирования прокурора на выяв­ленные нарушения законности относится прежде всего протест.

Представление прокурора об устранении нарушений закона, причины нарушений и условий, им способст­вующих, вносится в орган или должностному лицу, правомочным устранить допущенные нарушения.

Постановление. Прокурор в зависимости от характера нарушения закона должностным лицом или граждани­ном выносит мотивированное постановление о возбуж­дении уголовного дела или производства об админист­ративном правонарушении, о возбуждении дисципли­нарного производства. Мотивированное постановление может выноситься прокурором и в иных случаях как форма выражения его требований. Постановление прокурора о возбуждении дисциплинар­ного производства подлежит рассмотрению соответст­вующим органом или должностным лицом в десяти­дневный срок со дня его поступления. О результатах рассмотрения письменно сообщается прокурору.

Предписание. Письменное предписание об установле­нии нарушения закона направляется в орган или долж­ностному лицу, допустившему нарушение, либо в по­рядке подчиненности в орган или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение.

Официальное предупреждение. В целях предупрежде­ния правонарушения при наличии сведений о готовя­щихся противоправных действиях прокурор письменно объявляет должностному лицу или гражданину офици­альное предупреждение о недопустимости нарушения закона.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы прокуратуры используют следующие методы рабо­ты:проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными органами; проверка исполнения законов поднадзорными органами; участие прокурора в заседаниях органов государ­ственной власти и управления; изучение и обобщение пи­сем, заявлений и публикаций о нарушениях законности и принятие по ним мер; проверка действий должностных лиц.

Административный надзор

Адм. надзор осуществляется в отноше­нии органов исполнительной власти, предприятий, учреж­дений, организаций, общественных объединений и граждан. Субъектамиадм. надзора являются спе­циальные органы надзора, государствен­ные инспекции.

Адм. надзор - один из способов обеспе­чения законности и дисциплины в государственном управлении, специальный вид правоохранительной деятельности. Суть его состоит в наблюдении за исполнением дейст­вующих в сфере управления разнообразных специаль­ных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах, правилах дорожного движения, пожарной безопасности (санитарные, приро­доохранные и другие нормы). Особенности адм. надзорасостоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами административного надзора отсутствует организацион­ная соподчиненность, т.е. деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объек­ты независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Во-вторых, субъекты надзора вправе при соответствующих обстоятельствах приме­нять к объектам надзора меры адм. принуждения.

Действующие норм. акты закрепляют несколько групп полномочий органов, осуществляющих админи­стративный надзор:1) полномочия по предупреждению правонарушений; 2) полномочия по пресечению правонарушений; 3) полномочия по привлечению к ответственности виновных лиц; 4) полномочия по нормотворчеству. Т.о, адм. надзор - это систематическое наблюдение, контроль за точным и неуклонным соблюдением должностными лицами и гражданами правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения нарушения этих правил, выявления наруши­телей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия.

Наши рекомендации