Порядок принятия правовых актов управления

Принятие правовых актов управления осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий: планирование нормотворческой деятельности; нормотворческая инициати­ва; подготовка проекта правового акта; принятие (изда­ние) правового акта; включение правового акта в Нацио­нальный реестр правовых актов Республики Беларусь; опуб­ликование правового акта.

Проект нормативного акта может готовиться самостоятель­но тем органом, в компетенцию которого входит его приня­тие, либо с учетом ведомственной подчиненности могут быть даны поручения другим государственным структурам. В этих целях могут привлекаться соответствующие специалисты.

Для подготовки проекта акта следует: уяснить цель при­нятия акта; изучить относящиеся к предмету правового регулирования проекта акта законодательство, практику его применения, предложения государственных органов и иных организаций, научные исследования, публикации в пе­чати; определить возможные последствия принятия акта и т.п.

Проект нормативного правового акта, внесенный в ус­тановленном порядке, должен быть рассмотрен нормотворческим органом (должностным лицом), который по ре­зультатам рассмотрения может:

одобрить проект и принять нормативный правовой акт;

отклонить проект с указанием мотивов и причин;

отложить принятие нормативного правового акта на определенный срок;

Процедура рассмотрения проекта и принятия акта мо­жет быть различной в зависимости от органа, издающе­го акт, и характера разрешаемого в акте вопроса. В коллегиальных органах организационной формой обсуждения и принятия актов по основным, наиболее важным вопросам компетенции соответствующего органа является его заседание. При этом изучаются все необходимые к проекту материалы (справки, записки, отчетные и статистические данные и т.п.). Коллективное обсуждение проекта и Принятие акта осуществляется при наличии кворума. Акт принимается большинством голосов. В органах, действующих на основе единоначалия (министерства, управления, адми­нистрация организаций), также широко применяются различные формы выяснения мнений заинтересованных лиц, учреждений, организаций. В ряде случаев законо­дательство предусматривает решение этими органами отдельных вопросов только по согласованию с другими органами или организациями.

Действующим законодательством определен ряд случа­ев, в которых согласование проекта обязательно. Порядок принятия (из лекции):

- гос. программа для разработки правовых актов управ­ления, нормативно-правовых актов;

- должна быть проявлена инициатива определенным органом;

- готовится проект НПА;

- вопросы согласования;

- рассмотрение, если согласны, то принимаются;

- обнародование (должен быть включен в реестр НПА).

Общие положения о субъектах административного права: понятие, виды и сущность их правового статуса

Субъекты административного права— это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реали­зации полномочий, возложенных на них административ­ным правом.

Под субъектом административного правапонимается лицо или организация, которые в соответствии с дейст­вующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих общественных отношений. Полнее перечень субъектов административного права:

1) граждане и иностранные граждане;

2) органы госу­дарственного управления и внутренние части их аппа­рата;

3) государственные и общественные предприятия и учреждения, внутренние части их аппарата;

4) органы общественных организаций, деятельность которых регулируется правом, их внутренние части;

5) организа­ции общественного содействия государственному управлению;

6) служащие, являющиеся носителями административных обязанностей и прав. Круг субъектов административного права многообра­зен.

Однако для того, чтобы быть таким субъектом необходимо обладать - административной правосубъ­ектностью (правоспособность и дееспособность).

Индивидуальные (физические лица) и коллективные (различные объединения граждан) субъекты, к числу государственных субъектов административного права относятся прежде всего органы исполнительной власти (государственного управления), их структурные подразделения я т.п.

Индивидуальныесубъекты: граждане Республики Бела­русь, иностранные граждане и лица без гражданства.

Коллективныесубъекты: государственные организации; органы исполнительной власти; государственные предпри­ятия, учреждения, организации и их объединения; струк­турные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией; негосударствен­ные организации; общественные объединения; трудовые коллективы; коммерческие структуры; органы местного са­моуправления

К негосударственным организациям как субъектам административного права относятся: общественные объединения (партии, союзы и т.д.); органы системы местного самоуправления; некоммерческие.


Наши рекомендации