Отличие гос. упрвления от других видов гос. деятельности

Гос. управление является одним из видов гос.деят-ти. К др. видам относятся: законода­тельная, судебная деятельность, прокурорский над­зор. Все они имеют общие черты и особенности.

Каждый вид деят-ти осущ-ся спец. си­стемой гос. органов. Наименованию деятельности соответствует наименование осуществляющих ее органов. Зако­нодательная деятельность воплощается Нац. собрани­ем, состоящим из Палаты представителей и Совета Республики. Нац. собрание — единственный законодат-ый орган. Принимаемые им законы подписываются Президентом РБ.

Судебная деятельность (правосудие) осущ-ся систе­мой судов. В такую систему входят общие и хоз. суды, Конституц-ый Суд. К общим судам относятся: Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды. В системе хоз. судов — Высший Хоз. Суд РБ, хоз. суды областей и г. Минска. Конституц-ый Суд образован не для реализации право­судия, а для контроля за конституционностью нормативных.

Прокурорский надзор осущ-ся системой органов про­куратуры, в которую входят прокуратура РБ, возглавляемая Ген. прокурором РБ, и нижестоящие органы — прокуратуры областей, г. Минска, проку­ратуры районов городов, межрайонные прокуратуры.

Гос. управление призваны осуществлять в пер­вую очередь органы гос. управления (исполнит-­ной власти). Это самая многочисленная и разветвленная система гос. органов, центральным из которых является Со­вет Министров РБ, подотчетный Президенту РБ и ответственный перед Парламентом РБ.

Для каждой системы гос. органов характерны свои юр. формы выражения функций. Только Парла­мент принимает законы. Общие суды издают приговоры, опреде­ления. Органы прокуратуры, приносят протесты, входят с пред­ставлениями. Органы управления издают управленческие акты, которые подзаконны и могут быть нормативными. Суд и проку­ратура не имеют подобных полномочий. Их актами не могут ре­гулироваться общественные отношения. Гос. управление носит исполнительно-распоря­дительный характер. Таким качеством не обладает ни законода­тельная, ни судебная, ни прокурорская деятельность. В процессе судебной и прокурорской деятельности фактически обеспечива­ются условия исполнения законов и других нормативных актов. Управленческая деятельность может осуществляться и на основа­нии адм. актов, т.е. текущего нормотворчества. Для судебной и прокурорской, а тем более для законотворческой дея­тельности подобное исключается.

Важной специфической особенностью гос. управ­ления явл. также и то, что оно направлено на руководство экономической, социально-культурной и административно-поли­тической сферами. Национальное собрание, суды и прокуратура не имеют в своем ведении подобных объектов.

Правосудие и прокурорский надзор осуществляют правоохран­ную деятельность. Главная задача общих и хозяйственных судов — разрешение дел, разрешение конфликтов и споров. Правосудие призвано защищать от посягательств личные права и свободы, со­циально-экономические и политические права граждан, конститу­ционный строй РБ, гос. обществен­ные интересы, права ЮЛ. Подобные задачи имеет и прокурорский. Любые споры, возникающие между граждана­ми, а также организациями в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, подпадают под нормы гражданского или хозяйственного права и разрешаются в соответствии с гражанско-процессуальными или хозяйственно-процессуальными норма­ми в процессе судебной деятельности. Только общими судами рас­сматриваются дела о преступлениях. Государственное управление лишь частично связано с правоохраной. Т.о, государственное управление — самостоятель­ный вид государственной деятельности, отличающийся от иных ее видов.
8.Административные правоотношения

Административно-правовое отношение — это урегули­рованное административно-правовой нормой управленче­ское общественное отношение, в котором стороны высту­пают как носители взаимных прав и обязанностей, уста­новленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Административно-правовые отношения представляют собой:

а) разновидность правовых отношений;

б) отно­шения, разнообразные по своему юридическому содер­жанию;

в) отношения, отличающиеся разнообразием их участников, субъектов.

По составу участников правоотношения подразделяют на внутриаппаратные и внеаппаратные. Субъекты административно-правовых отношений могут быть индивидуальными и коллективными. Административно-правовые отношения имеют и свой общий предмет, по поводу которого они возникают. В качестве такого предмета (объекта) субъективных прав и обязанностей могут выступать:

а) вещи и материальные ценности;

6) действие (бездействие),

в) продукты духовного творчества;

г) личные нематериальные блага

В зависимости от характера связей между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные отношения.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти отношения делятся на отношения, порожденные правомерными фактами, и отношения, порожденные неправомерными фактами. Последние называются деликтами. Деликт — это проступок.

По своему содержанию адм.-прав, отношения делятся нематериальные и процессуальные.

Характерными признаками административно-правовых отношений являются следующие:

— они возникают на основе норм административного права в сфере деятельности исполнительной власти;

— для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;

— участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;

— административно-правовые отношения весьма мно­гообразны, имеют много разновидностей;

— реализация субъективных прав и исполнение юриди­ческих обязанностей обеспечивается возможностью госу­дарственного принуждения;

— споры, возникающие между сторонами администра­тивно-правовых отношений, разрешаются, как правило, в административном (внесудебном) порядке.


Наши рекомендации