Методы осуществления управленческих действий (государственного управления): понятие, особенности и виды.
Метод управления – правовое средство, которое используется для достижения целей, задач и осуществления функций государственной управленческой деятельности. Форма и метод управления связаны. Методы управления применяются субъектами ИВ и ГУ – т.е. субъектами АП. Форма управления в любом случае включает способы управляющего воздействия, т.е. метод управления, форма первична, метод вторичен, дает возможность увидеть характер взаимоотношений между субъектом и объектом.
Метод управления выражается в форме управления (принимается акт, его путем что-то делается)
Метод управленческих действий – определенный способ или прием, который используется органом публичного управления и их ДЛ в установленных законами пределах при осуществлении управления, управленческих действий, административного воздействия в отношении объектов.
Признаки методов управления
- существование их обусловлено формированием ИВ
- цель использования метода управления – обеспечение ГУ, практической управленческой деятельности ОИВ для решения установленных задач и осуществления функций управления.
- применяются и используются в публично-управленческой деятельности.
- существует особое правоотношение между субъектом и объектом государственного управления, которое выражается в соответствующих правомочиях у государственного органа по применению мер как убеждающего, воспитательного характера, так и властного, который обеспечивается специальными силами.
- в ПАУ устанавливается управляющее воздействие, т.е. правовое регулирование порядка применения метода управления. В практике используются методы, не установленные нормативно.
- методы есть средство осуществления установленного за субъектами ГУ компетенции и полномочий
- методы отражают характер используемых полномочий по отношению к объектом управления
- содержание управляющего воздействия в каждом случае зависит от специфики объекта управления, в отношении которого применяется метод
- методы обеспечивают порядок в системе управления
- полномочия по нормотворчеству и индивидуально-распорядительские реализуются субъектами госвластного воздействия
- методы динамичны. существует порядок применения методов, ОПФ методов.
- метод может оказывать прямое или косвенное воздействие, имеет специфический характер воздействия
- может быть индивидуальным или коллегиальным воздействием
- есть временные пределы применения метода.
Универсальные методы – убеждение и принуждение. Эти методы имеют множество проявлений.
Убеждение – метод в процессе принятия разъяснительных, воспитательных, поощрительных и других мер морального значения.
Достижение целей управления возможно с помощью мер принудительного характера, в таком случае объекты вынуждены действовать в порядке, установленном НПА. Иногда они могут быть превентивными, иногда направлены на наказание. Это меры административного, материального. дисциплинарного, уголовного характера.
Методы могут быть прямыми (административными) и регулирующими (экономическими). Прямые методы характеризуются односторонностью управления, субъект управления принимает властные правовые акты, которые обязательны для исполнения.
Методы воздействуют на сознание, волю и поведение лиц, которым они адресованы. При прямых методах объекты не могут использовать управление по своему усмотрению, они обязаны исполнить предписание.
Прямое воздействие – издание приказа, распоряжения, исходящего от вышестоящего лица или от управляющего субъекта, имеющего соответствующие полномочия.
Основные проявления прямых методов в экономике – монопольное осуществление некоторых видов деятельности, управление казенными предприятиями, контроль в экономической сфере, регистрация, разрешения, лицензии.
Эти меры могут быть правовыми и организационными, нормативными и индивидуальными, императивными, уполномочивающими и поощрительными по степени воздействия.
Экономические методы – обеспечивают удовлетворение экономических или материальных интересов объекта управления. Субъект создает условия для достижения целей и задач управления путем воздействия на индивидуальные интересы субъектов. Экономические методы применяются на основании нормативных положений.
Административные и экономические методы взаимосвязаны управленческим содержанием, субъектами, объектами, необходимостью достижения целей управления, формой осуществления в виде ПАУ. В разных сферах – разные способы.
Они образуют соответствующие системы приемов и способов. К числу традиционных методов управления относятся:
- регулирование управленческой деятельности
- принятие решения о необходимости внедрения инноваций
- установление запретов и обязанностей в отношении тех или иных действий
- управление объектами госсобственности
- устное или письменное распоряжение о необходимости выполнения задания
- осуществление разрешительной, регистрационной, лицензионной деятельности
- принятие решения об образовании, реорганизации, ликвидации организаций
- бюджетная поддержка отдельны отраслей
- осуществление антимонопольной деятельности
- установление стандартов, правового режима сертификации
- реорганизация системы ИВ
- формирование управленческого персонала, принятие мер по увеличению эффективности
- приостановление или отмена ПАУ, заключение договоров, размещение заказа
- госрегистрация, установление процессуальных положений
- осуществление контроля, надзора, административной юрисдикции, применение административного принуждения, поощрения, матответственности.