Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
Прекращение ГС – нормативно установленный порядок прекращения государственно-служебных отношений между государственным служащим и государственным органом, которые возникли при поступлении гражданина на государственную службу и в процессе выполнения им своих должностных обязанностей.
Прекращение государственной службы предусматривает исключение государственного служащего из перечня лиц, занимающих в ОГВ штатную государственную должность государственной службы. Прекращение государственной службы является в некоторых случаях окончанием карьеры служащего.
ФЗ о виде госслужбы установлен предельный возраст пребывания на госслужбе данного вида – 60 лет для ГГС, м.б. продлен до 65, или на срок полномочий
Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе
1. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 60 лет;
генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 55 лет;
полковника, капитана 1 ранга - 50 лет;
военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 45 лет.
2. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, контракт о прохождении военной службы может заключаться на срок до 10 лет в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы, но не свыше достижения ими возраста 65 лет.
Основания прекращения ГС, в т.ч. увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах ГС.
Существуют три вида оснований: смерть служащего, увольнение, выход на пенсию.
Увольнение является самым распространенным основанием прекращения государственной службы. Основания увольнения определяются в ТК, ФЗ «О ГГС», ФЗ о видах службы, законах субъектов.
Законодательство о гражданской службе устанавливает следующие основания для прекращения службы по инициативе руководителя государственного органа.
1. Достижение предельного возраста
2. Прекращение гражданства РФ
3. Несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных ФЗ о ГГС
4. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну
5. Увольнение по другим основаниям. – признание недееспособным и т.д.,, по основаниям, по которым невозможно устроиться на службу.
Общие основания прекращения контракта – соглашение сторон, истечение срока действия контракта, расторжение контракта по инициативе нанимателя, ГС, перевод в другой ОГВ или ГС другого вида, отказ ГС от предложенной для замещения должности службы или от подготовки или переподготовки, отказ от иной должности в связи с изменением существенных условий контракта, переводом по состоянию здоровья, переводом в другую местность вместе с госорганом, и т.д. – нарушение обязательств, запретов.
Прекращение служебного контракта оформляется правовым актом государственного органа.
Для военной службы увольнение – ст. 50 ФЗ «О ВО и ВС»
Увольнение с военной службы производится:
а) высших офицеров - указами Президента Российской Федерации;
б) полковников, капитанов 1 ранга, а также военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с переходом на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (федеральные органы налоговой полиции, таможенные органы Российской Федерации, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) (подпункт "б" пункта 2 статьи 51 Федерального закона), - руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба;
(в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 N 444)
в) других военнослужащих - должностными лицами в соответствии с правами, предоставляемыми им по назначению военнослужащих на воинские должности.
Досрочное увольнение младших офицеров производится главнокомандующим видом Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военного округа, должностными лицами им равными и выше.
Основания увольнения – статья 51.
военнослужащие, уволенные с зачислением в запас, в него и зачисляются. запас также формируется из лиц, прошедших успешно завершивших обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения;не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;
уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;
прошедших альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
2. Призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
(закон о мобилизации и мобилизационной подготовке)
Должностное лицо: понятие и административно-правовой статус. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16 октября 2009 года «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Понятие должностного лица часто встречается в НПА, содержится в УК и КоАП. УК, ст. 285 – ДЛ есть лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-представительные, административно-хозяйственные функции в ОГВ, ОМСУ, ГУ, МУ, ВС РФ, другие служащие, которые не относятся к ДЛ, несут уголовную ответственность только в специально предусмотренных случаях. В КоАП, ст. 2.4. – похожее определение, если руководители и работники организаций совершили правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административных функций, также ИП – как ДЛ ответственность несут.
Следовательно, к ДЛ относятся лица, которые осуществляют функции представителя власти, занимающие государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, должности РФ., лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). – из ППВС
Представитель власти – (прим. к 318 УК) – ДЛ правоохранительного или контролирующего органа, а также иное ДЛ, наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Значение ДЛ – ответственность выше, из-за особой важности отношений, связанных с государственным управлением.
56. Муниципальная служба: понятие и содержание. Общая характеристика закона одного из субъектов Российской Федерации о муниципальной службе (например, Закон Воронежской области «О муниципальной службе в Воронежской области»: Принят областной Думой 19 декабря 2007 г.).
смотри тему 9 в конспектах по МП и анализируй закон
57. Административно-правовой статус общественных объединений: правовая основа и учреждение общественного объединения, принципы создания и деятельности, права и обязанности, ответственность за нарушение законов об общественных объединениях. Виды общественных объединений.
Право граждан на объединение установлено ст. 30 КРФ. Система законодательства об общественных объединениях включает ФЗ «Об общественных объединениях», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объедиенний», «О НКО». «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О политических партиях» и т.д.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для достижения общих целей, указанных в уставе. Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения, воздерживаться от вступления, выходить из них.
Они вправе создавать общественные объединения без предварительного разрешения ОГВ и ОМСУ, а также право вступать в такие общественные объединения на условие соблюдения норм уставов. Эти объединения могут регистрироваться и приобретать права ЮЛ или функционировать без приобретения прав ЮЛ.
Общественные объединения равны перед законом вне зависимости от ОПФ, деятельность ОО основывается на принципах добровольности, законности, самоуправления и равноправия. Общественные объединения свободны в выборе форм работы, целей, методов.
Запрещается создание общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя РФ, подрыв безопасности государства, нарушение целостности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.
Учредители – ФЛ, получившие правоспособность ЮЛ общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются контрольные и руководящие органы. Участники объединения имеют равные права и несут равные обязанности, они становятся таковыми путем оформления индивидуальных заявлений, согласно нормам устава, имеют право избирать и быть избранными в руководящие органы и КРК – в таком случае они становятся членами, если оформляют свое членство.
Участники ОО – ФЛ и ЮЛ, которые выражают поддержку общественному объединению, принимают участие в его деятельности без оформления условий своего участия.
ОПФ – общественная организация, движение, фонд, учреждение, орган общественной самодеятельности, ПП.
ОО бывают общероссийские, межрегиональные, региональные, местные, а также молодежные и детские.
Административная правосубъектность ОО включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с другими субъектами АП.
ОО образуются на добровольной основе, не обладают государственно-властными полномочиями, не являются субъектами правотворчества, действуют от своего имени, не преследуют целью извлечение прибыли.
Важнейший момент – отсутствие руководства деятельностью со стороны государства. Государство лишь определяет требования к ОО, регистрирует их, наделяет правами ЮЛ, обеспечивает поддержку деятельности, запрашивает документы, выносит предупреждения и ликвидирует в случае нарушения законодательства.
Все ОО обязаны соблюдать законодательство, отчитываться об использовании своего имущества, информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности, допускать представителей этого органа на проводимые мероприятия.
Общественные объединения вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, участвовать в выработке решений ОГВ и МСУ, учреждать СМИ, проводить публичные мероприятия, представлять и защищать свои права, права членов и участников, других граждан, выступать с инициативами по различным вопросам, для ПП – участвовать в выборах.
Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это необходимо для уставных целей, создавать хозяйственные товарищества, доходы – на реализацию уставных целей.
Существуют общие требования к уставу ОО. Решение о регистрации – ТО Минюста или Минюст, куда предоставляются документы – протоколы учредительных съездов, собраний, конференций, заявление, устав, выписка из протокола, сведения об учредителях, документ об уплате пошлины, сведения об адресе ОО. Отказ возможен при предоставлении неполного перечня документов, оформленных ненадлежащее, при недостоверной информации, при том, что ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же названием работает на той же территории, при противоречии зак-ва.
Возможно обжалование отказа в суд.
Реорганизация – по решению общего собрания. Ликвидация – так же или судом.
58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
Особенности правового положения профсоюзов определены тем, что профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами в целях зашиты их трудовых прав и интересов и представительства. Правовые основы – ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Каждый гражданин с 14 лет, осуществляющий профессионально-трудовую деятельность, имеет право создавать профсоюзы, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью, выходить из профсоюзов. Профсоюзы могут объединяться по отраслевому или территориальному признаку.
Они независимы от ОГВ, МСУ, работодателей, ПП, ОО, запрещается вмешательство в их деятельность. Профсоюзы самостоятельно разрабатывают свои документы.
Правоспособность профсоюза возникает с момента государственной регистрации, в уведомительном порядке, путем подачи документов в Минюст в течение 1 месяца. Отказ обжалуется в суд.
Профсоюзы могут не регистрироваться в органах юстиции, следовательно, они не приобретают прав ЮЛ.
Права профсоюзов – на представительство и защиту интересов работников, принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюзов, осуществлять контроль за занятостью, участвовать в урегулировании КолТС, участвовать в выборах МСУ, готовить и повышать квалификацию профсоюзных кадров, на соцзащиту, на контроль соблюдения зак-ва о труде, защиту интересов работников и т.д.
Профсоюзы, которые имеют права ЮЛ, вправе пользоваться и распоряжаться принадлежащим им на праве собственности имуществом, в т.ч. денежными средствами, необходимыми для выполнения уставных целей и задач, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Ограничение независимой финансовой деятельности не допускается. Финансовый контроль – тоже. Имущество профсоюзов может быть отчуждено по решению суда. В собственности профсоюза могут находиться различные объекты – научные и образовательные учреждения, культурно-просветительские, учреждения здравоохранения, спортивные, типографии и т.д.
За нарушение зак-ва о профсоюзах работодатели несут уголовную, административную, дисциплинарную ответственность. За невыполнение обязательств ответственность несут и профсоюзы