Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
Правовое регулирование современных общественных отношений обеспечивается нормами публичного права, в предмет которого входят основы государственного устройства, функционирование государства и его институтов, институты гражданского общества, система и ОМСУ, правотворческий и правоприменительный процесс, судебная система, МО, Оно направлено на обеспечение и охрану общих интересов государства, частное право же охраняет интересы прежде всего отдельных лиц. АП как отрасль публичного права определяется прежде всего предметом, который является системой государственно-управленческих отношений.
Публичное прав включает в себя КП, УП, УПП, ФП, ГПП, международное право, АП.
Публичное право также распространяет себя на негосударственные учреждения – ОМСУ. Одной из самых объемных отраслей публичного права является АП, которое регулирует широкий круг вопросов организации и деятельности системы ОИВ, создания госслужбы, обеспечения законности. АП – сложнейшая, крупнейшая и наиболее развитая отрасль АП, что обусловлено специфическим предметом. Главный метод АП – императивный метод.
Поскольку ИВ характерна для всех отраслей общественной жизни, АП характеризуется как центральная отрасль. Это базовая отрасль, которая использует императивный метод регулирования, обеспечивает публичные интересы, правовую защиту прав и свобод ФЛ и ЮЛ.
АП и частное право различаются исходными положениями, социальным назначением, принципами и функциями. Частное право допускает и основывается на частной автономией и юридической независимости индивидуума, в его задачи входит правовая регламентация общественных отношений, основанных на добровольности и на согласии их создания, установление порядка разрешения споров. Публичное право имеет в качестве предмета изучения ГВ, АП – выражает публичный интерес, который устанавливается посредством правовой регламентации, установления его признаков и видов, нормативной фиксации публичных интересов, определения мер юридической ответственности.
Разграничение публичного и частного права – по теории интересов – определяет виды интересов, публичное служит государственным, частное – частным.
Теория субординации – отношения подчинения в праве. В публичном – подчинение, в частном – равный статус.
Относительность и допустимость правовых норм. В публичном содержатся правовые нормы, которые имеют адресатом государства или другие субъекты ГВ и применяются для регулирования отношений ГВ. Частное право применяется для каждого субъекта.
Отграничить АП от частного права можно путем его признаков – обеспечение публичных интересов, использование возможности властного воздействия на подчиненных субъектов права, регулирование организации и функционирования государства и его органов, в качестве области воздействия – управленческие отношения, которые возникают внутри государства и при его взаимодействии, оперирование специфическими нормами материального права, применение специальных административно-процессуальных норм регулятивного или охранительного характера, административно-деликтных норм, важнейшая форма управленческой деятельности – не договор, а ПАУ (нормативный или индивидуальный), иногда заключаются административные договоры.
При возникновении спора применяется административный и судебный порядок, ответственность ОГВ наступает в случае причинения ущерба третьим лицам только при осуществлении функций на государственной или в муниципальной службе.
7. История развития административного права (административное право в эпоху абсолютизма; роль полиции в развитии административного права; административные суды; становление административного права в России в период конца XIX – начала XX века).
История развития административного права прослеживается на примере исторического формирования АП в западноевропейских государствах, т.к. важнейшие положения АП этих стран начиная с Нового времени укреплялись в России. Это отражено в трудах русских ученых в области государственного, полицейского и административного права. Российское АП проходило те же стадии развития, только в более поздний период. АП сформировалось в течение 500 лет развития. Термины «полицейское право», «наука полиции», «наука права внутреннего управления», - разные названия АП. Внутреннее управление – основанная на законе деятельность административных органов по осуществлению ГУ, организации учреждений а также формы и способы их действий.
К главным задачам становления АП относятся обеспечение общественного благополучия (развитие экономики, финансов, хозяйства, управления), защита общества от опасностей, создание аппарата управления и упорядочение управленческой деятельности, создание порядка управления, связывание АП правовыми нормами. Социальные условия для возникновения АП – во время становления капитализма (ранее – управление самоуправляемыми общинами, феодалом етс). При капитализме возникли крупные города с экономикой, инфраструктурой, которыми необходимо было управлять. (15 в., СРИГН)
Абсолютизм – последний этап развития феодализма, он давал правителю неограниченную власть и обеспечивал жесткое управление. Формально провозглашалась правовая защита на уровне империи (Германия) и территорий. В отдельных территориях создана камеральная юстиция, в чью компетенцию входило рассмотрение и разрешение административными органами дел, возникающих в процессе управленческой деятельности. Разделены были личное имущество и власть правителя и государственное (понятие фискуса, казны). Развитие АП обусловлено усилением королевской власти. В 16-17 веках формировался развитый управленческий аппарат, основанный на нормах публичного права, организована по подобным принципам была католическая церковь. Органы управления создавались также капиталистами-банкирами.
Главное достижение – создание полиции, которая обеспечивала общественный порядок. Абсолютная монархия управляла органами управления, структура которых была неопределенной и неустановленной. АП устанавливало привилегии государства (подданство и т.д.). В 17-18 веках в СРИГН не удалось создать эффективную систему управления – причины – деспотизм, взяточничество, бесконтрольность, преобладание местных интересов над государственными. В Англии – контроль судов и парламента. Создаются органы администрации (шведская коллегиальная администрация – за общественный порядок)
«Общее уложение для прусских провинций» - свод законов по публичному и частному праву, принят в 1794 г., устанавливал сословные различия, содержал ряд положений АП.
Современное АП возникло после того, как изменились отношения между государством и общество (концепции Просвещения, гражданского общества). Отношения господства стали регламентироваться законом и утратили свое первоначальное значение. Гражданское общество требовало организации ГВ на законодательной основе, установления государственных гарантий, защиты ПСЧГ, контроля над властью. В важную правовую отрасль превращается АП.
Термин «полиция» также претерпел изменения. Полиция в 15-17 веках – состояние хорошего порядка в обществе. В Ср.В – действия и предписания князей, все внутреннее государственное управление.
В эпоху абсолютизма полицейская власть – важнейшая часть единой абсолютной государственной власти, теперь полиция также – власть монарха, благодаря которой регламентируется с помощью чиновников общественная жизнь и применяется принуждение. Полицейская власть – вся внутренняя госвласть, кроме финансов, войны и т.д., без разделения ЗВ и ИВ. Система полиции – полицейское государство.
Также – термин – общественное благосостояние (идеологическое обоснование власти).
Уточнение понятия полиции в смысле изменения содержания и ограничения сферы применения властных мероприятий – в трудах Пютцера (конец 18 века), Прусском общем земельном праве 179, подтверждено Кройцберг-решением 1882 г. – главная задача полиции есть защита общества от опасностей (запрет на застройку, который был вне компетенции полиции – ВАдС принял решение, что послужило тому, что полиция не может применять при исполнении своих функций меры, направленные против свободы и собственности при отсутствии законодательных установлений). В середине 18 века нормы полицейского права должны были обеспечивать безопасность, порядок и борьбу с правонарушениями – законотворчество в германских государствах, где издавались уголовные кодексы полиции.
Материальный смысл полиции – функция публичного управления по защите общественной безопасности. Сегодня так же определяется. В формальном смысле – все государственные задачи, для выполнения которых устанавливается компетенция полицейских органов (преследование преступников)
История развития полиции в России – с начала 18 века. Полицейская деятельность осуществлялась как административная полиция – предупреждение опасностей по отраслям деятельности и полиция безопасности (государство). Впервые появилась в 1718 г. в П-бурге, в 1721 – регламент и устав главного магистрата, в ходе реформы присваивались даже законодательные функции (эпоха абсолютизма в России). 1782 – Устав благочиния – организация городской полиции, установление полицейских обязанностей, 1797 – земская и сельская полиция, 1810 – министерство полиции: обеспечение безопасности, надзор за исполнением законов, проведение следствия, попечение о благоустройстве, рассмотрение дел. 1837 – положение о земской полиции, возникновение 3 отделения Е.И.В. Канцелярии
1858-1859 – полицейская реформа – отделение следствия от полиции, судебных дел, точное определение полномочий полиции в ЧС.
Административные учреждения и ОГВ в отношении частных лиц могут применять принуждение. Гражданин должен иметь возможность, обжалуя это, защитить ПСЧГ. Важнейший инструмент защиты – административная юстиция. Она возникает с момента, когда правомочия органов управления стали регламентироваться законом, более точно стали определяться обязанности лиц по отношению к государству.
Аншютц – административная юстиция есть применение АП в интересах разрешения споров посредством особых органов управления, подобным общим судам по правилам процесса, подобным, общим судам.
Черты АЮ – наличие правового спора о публичном праве, разрешение спора в рамках правосудия, защита ПСЧГ, независимость органов АЮ, существование специальных субъектов АЮ правоотношения (судьи, ДЛ), споры подведомственны судам (общим или А-судам) или квазисудебным органам, споры рассматриваются по определенным процессуальным правилам, результат – признание незаконности и недействительности, или наоборот, принятых органом управления А-актов или совершения действия или бездействия.
Три типа организации А-юстиции – зависимы от администрации (Франция), общие суды – Бельгия, Италия, А-суды – Германия.
В дореволюционной России – строилось по французскому образцу. ВАдС – первый департамент Сената, на местах – губернские присутствия, некоторые решения также рассматривались вышестоящими органами. В Германии – стали создаваться АС – зарождение в 60-х годах 19 века., истоки – в начале 19 века – идеологические, отделение публичного от частного, тогда же – дискуссия об АС, обычные суды/АС (Бэр/Гнайст_, энумеративный принцип – выборочное обжалование актов в суд, ограниченная подсудность, генеральная оговорка – все акты в АС
Русское АП – начало с реформ Петра Первого, достигла Россия стандартов Запада в административной деятельности, вошла в Романо-германскую семью права, система коллегий, табель о рангах, судебная система.
Как отрасль – свод законом РИ Сперанского, систематизация российского права (до этого – отдельные указы касались системы госуправления, например, коррупции)
19 век – указы императора, 60-е – реформирование АП. 1917 год – отрицание АП, несмотря на необходимость принятия актов, которые устанавливали ГУ, нестабильное развитие системы госуправления. Сфера управленческой деятельности зачастую не регламентировалась вообще (только 1984 – КоАП РСФСР)