Практическое занятие № 1 – 2 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические рекомендации, планы практических занятий составлены на основе положений Рабочей программы «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности» для курсантов, обучающихся по специальности 030501.65 Юриспруденция.

Учебный курс «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности» построен с учетом новейшего законодательства, в него внесены соответствующие изменения, связанные с принятие ряда нормативных актов, как законодательного, так подзаконного характера в сфере административно-правовой охраны экономической безопасности Российской Федерации.

Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности представляет собой одну из профильных дисциплин, преподаваемых в Нижегородской академии МВД России. Изучение данной дисциплины позволяет курсантам приобрести комплекс знаний, умений и навыков, необходимых будущим выпускникам для профессионального исполнения ими своих служебных обязанностей. Дисциплина «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности» основывается на знаниях, полученных курсантами при изучении дисциплин административно-правовой подготовки (Административное право, Административная деятельность ОВД), а также таких учебных курсов как «Правоохранительные органы», «Уголовный процесс», «Оперативно-разыскная деятельность ОВД», «Уголовное право».

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Настоящие методические материалы подготовлены кафедрой административного права и административно-служебной деятельности ОВД и являются учебно-методическим документом для обеспечения образовательного процесса по учебной дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности» для курсантов дневной формы обучения Нижегородской академии МВД России по специальности 030501.65 Юриспруденция. Они разработаны на основе действующего федерального законодательства, ведомственных нормативных правовых актов, теоретических исследований в области административно-правовой защиты экономической безопасности страны.

Целью обучения по дисциплине «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности» является приобретение курсантами Нижегородской академии МВД РФ комплекса теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для реализации на высоком профессиональном уровне служебных полномочий по обеспечению экономической безопасности в соответствии с действующим законодательством, современными экономическими условиями, достижениями науки и спецификой правоприменительной практики.

Задачи курса:

показать курсантам особенности административной деятельности органов внутренних дел в области обеспечения экономической безопасности;

сформировать у обучающихся представление о правовом положении, месте и роли органов внутренних дел в общей системе органов отвечающих за обеспечение экономической безопасности;

ознакомить обучающихся с произошедшими изменениями и перспективами развития системы, структуры и основных задач отраслевых и функциональных служб и подразделений органов внутренних дел, участвующих в обеспечении экономической безопасности;

раскрыть курсантам особенности взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами при обеспечении экономической безопасности;

закрепить у курсантов знания о применяемых полицией мер административного принуждения по наиболее распространенным правонарушениям в сфере экономической безопасности;

продемонстрировать обучающимся особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции в области обеспечения экономической безопасности.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников.

Учебный курс «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности» занимает особое место среди дисциплин экономического и оперативно-розыскного профиля, поскольку представляет собой одну из профильных дисциплин, изучаемых в Нижегородской академии МВД РФ, формирующей основу профессиональной подготовки выпускника.

Дисциплина «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности» основывается на знаниях, полученных курсантами при изучении дисциплин административно-правовой подготовки (Административное право, Административная деятельность ОВД), а также таких учебных курсов как «Правоохранительные органы», «Уголовный процесс», «Оперативно-розыскная деятельность ОВД», «Уголовное право».

Требования к уровню освоения содержания курса.В результате изучения дисциплины обучающиеся должны:

иметь представление:

об изменениях и перспективах развития системы, структуры и основных задач отраслевых и функциональных служб и подразделений органов внутренних дел, участвующих в обеспечении экономической безопасности;

о правовом положении, месте и роли органов внутренних дел в общей системе органов отвечающих за обеспечение экономической безопасности;

знать:

содержание, формы и методы административной деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности;

систему применяемых полицией мер административного принуждения по наиболее распространенным правонарушениям в сфере экономической безопасности;

стадии, сроки и требования по документальному оформлению производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных ОВД;

сущность и содержание административно-юрисдикционной деятельности полиции в области обеспечения экономической безопасности.

уметь:

ориентироваться в действующем административном законодательстве, правильно толковать нормы административного права и применять их к конкретным общественным отношениям в сфере обеспечения экономической безопасности;

выполнять обязанности сотрудника полиции по обеспечению экономической безопасности, безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности;

составлять и оформлять служебные документы и дела об административных правонарушениях в сфере обеспечения экономической безопасности;

толковать нормы административного права и применять их к конкретным общественным отношениям в сфере обеспечения экономической безопасности.

Бюджет учебного времени на изучение дисциплины «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности» устанавливается рабочим учебным планом, который одобряется ученым советом Нижегородской академии МВД России и утверждается начальником академии.

Форма промежуточной аттестации:

– зачет.

Рекомендации по видам занятий

По прослушиванию лекций. Лекции призваны помогать курсантам в усвоении знаний по изучаемому курсу. В них освещаются узловые и проблемные вопросы, предусмотренные учебной программой. Исходя из этого, лекции выступают как методическая основа самостоятельной работы курсантов, что обязывает конспектировать основное содержание лекции.

По подготовке к практическим занятиям. В ходе проведения практического занятия курсанты решают ряд практических заданий и задач. Цель указанной формы обучения заключается в том, чтобы сформировать определенные практические навыки и умения правоохранительной и правоприменительной деятельности. Это может быть достигнуто лишь на основе хорошей проработки рекомендованных программой нормативных актов, научной и учебной литературы.

По проведению консультаций. При изучении дисциплины курсанты могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с графиком кафедры.

По подготовке сообщений. Доклад предполагает публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Сообщение в отличие от реплики – другой разновидности публичных выступлений, заключается не только в выражении своего мнения по обсуждаемому вопросу, а представляет собой достаточно цельное по содержанию выступление. Оно должно включать: обозначение целей доклада, описание имеющихся в литературе подходов к разрешению вопроса или проблемы, выражение позиции докладчика, озвучивание аргументов в ее пользу, указание перспектив работы над данной темой или постановка новых вопросов, которые автор не смог разрешить или не имел возможности осветить. Как правило, на одно сообщение выступающему отводится не более 5-7 минут. Жесткие временные рамки на выступление призваны развить способность курсантов лаконично излагать мысли, учиться формулировать в коротком публичном выступлении свое отношение к рассматриваемому вопросу. Порядок подготовки доклада можно посмотреть в отдельных методических рекомендациях на кафедре. Перечень тем для подготовки сообщений не является исчерпывающим, что дает курсантам возможность проявить себя в поиске проблемных тем по данной дисциплине. Кроме того, подготовленные сообщения могут рассматриваться на заседаниях научного кружка.

Нормативная литература по всем темам:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2012 г.).

2. Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О полиции».

3. Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях от 20 мая 2003 г. № 34-З (принят постановлением ЗС НО от 24.04.2003 г. № 475-III) (ред. от 03.04.2012 г.).

4. Приказ МВД России от 05 мая 2012 г. № 403 «О полномочиях должностных лиц системы МВД России, по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».

5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. — 2006. — 8 ноября.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Российская газета. — 2005. — 19 апреля.

7. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. № 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» // Российская газета. — 2008. — 12 января.

8. Постановление ПравительстваРФ от 18 июня 1999 года № 647 (ред. от 07.12.2011 г.) «О порядке использования или уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, которые были конфискованы или изъяты из незаконного оборота либо дальнейшее использование которых признано нецелесообразным».

9. Постановление ПравительстваРФ от 11 декабря 2002 года № 883 (ред. от 26.12.2005 г.) «Об утверждении положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

10. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. № 475 (ред. от 10.02.2011 г.) «Об утверждении Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов и Правил определения наличия наркотических средств или психотропных веществ в организме человека при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством».

11. Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 № 308 (ред. от 25.08.2010 г.) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

12. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

13. Указ Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».

14. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

15. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 2, ст. 240.

16. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 08.12.2011 г.) «Об оперативно-розыскной деятельности».

17. Приказ от 5 декабря 2008 г. № 1065 «О мерах по совершенствованию деятельности полиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики».

18. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (ред. от 12.12.2011 г.) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

19. Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 694 « Об утверждении положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче».

20. «Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (утв. Банком России 12.10.2011 г. № 373-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 № 22394).

21. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 (ред. от 23.12.2011 г.) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»).

22. Постановление Правительства РФ от 26 июня 2002 г. № 467 (ред. от 24.09.2010 г.) «Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области боеприпасов и пиротехнических изделий» (вместе с «Положением о лицензировании разработки и производства боеприпасов», «Положением о лицензировании утилизации боеприпасов», «Положением о лицензировании производства пиротехнических изделий», «Положением о лицензировании деятельности по распространению пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с государственным стандартом»).

23. Федеральный закон от 04 мая 2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011 г., с изм. от 21.11.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности».

24. Федеральный закон РФ от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 21.07.2011 г.) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

25. Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от 27.01.2009 г.) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».

26. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2006 г. № 380 (ред. от 09.03.2010 г.) «Об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

27. Постановление Правительства РФ от 09 июля 1998 г. № 727 (ред. от 03.10.2002 г., с изм. от 09.02.2004 г.) «О лицензировании деятельности по производству, хранению и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции».

28. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 786 (ред. от 30.12.2011 г.) «Об акцизных марках для маркировки алкогольной продукции.

29. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2005 г. № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» (вместе с «Правилами нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими алкогольной продукции», «Требованиями к образцам федеральных специальных марок») (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2012 г.).

30. Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. № 766 (ред. от 24.09.2010 г.) «О лицензировании деятельности в области обращения с ломом цветных и черных металлов».

31. Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369 (ред. от 03.10.2002 г., с изм. от 14.04.2003 г.) «Об утверждении правил обращения с ломом цветных и черных металлов».

32. Федеральный закон РФ от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ (ред. от 03.12.2011 г.) «О кредитных историях» (с последующими изменениями и дополнениями).

33. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 16.11.2011 г.) «О некоммерческих организациях».

34. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г., с изм. от 07.12.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

35. Баранова М.В. Административная ответственность за нарушения законодательства России о рекламе (Общетеоретические и прикладные проблемы): Монография. — Н. Новгород, 2006.

36. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые полицией: Сборник нормативных правовых актов / Сост. А.Р. Лаврентьев. – Н. Новгород, 2005.

37. Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел: Сборник нормативных актов. В 3-х т. / Отв. ред. В.А. Васильев, сост. Т.Н. Москалькова, В.В. Черников. — М., 2001.

38. Богданов И.А. Экономическая безопасность России: теория и практика. — М., 2001.

39. Гусева Т.А. Административная ответственность за правонарушения в предпринимательской деятельности / Т.А. Гусева, А.И. Дихляр, М.Н. Дракина. — М., 2003.

40. Исмагилов Р.Ф. Экономическая безопасность России: концепция – правовые основы – политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. — СПб., 2001.

41. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: проблемы административной ответственности в России: Сборник научных трудов. — Н. Новгород, 2002.

42. Макарейко Н.В. Административная ответственность за правонарушения, посягающие на экономическую безопасность: Монография. — Н. Новгород, 2005.

43. Макарейко Н.В. Административное принуждение в России: Учебное пособие / Н.В. Макарейко, М.В. Никифоров, И.А. Скляров / Под ред. И.А. Склярова. — Н. Новгород, 2002.

44. Макарейко Н.В. Административное пресечение как средство обеспечения экономической безопасности: Монография / Н.В. Макарейко, В.В. Теплухин. — Н. Новгород, 2005.

45. Теплухин В.В. Административно-правовое регулирование торговли и функции органов внутренних дел (полиции) по обеспечению соблюдения правил торговли: Учебное пособие. — Н.Новгород, 2001.

46. Теплухин В.В. Производство по делам об административных правонарушениях: Учебное пособие / В.В. Теплухин, Е.А. Черенков. — Н.Новгород, 2005.

47. Титов Б.М. Экономическая безопасность. Вопросы теории и практики. — Н. Новгород, 2001.

48. Экономическая безопасность России: политические ориентиры, законодательные приоритеты, практика обеспечения: Вестник Нижегородской академии МВД России. – Н. Новгород, 2001-2006. – № 1-6.

Тематический план

изучения дисциплины «Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности»

для курсантов дневной формы обучения по специальности

030505.65 Правоохранительная деятельность

№ п/п Наименование тем Всего часов Лекции Семинары Практ. занятия
Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации: понятие, содержание, особенности правового регулирования          
Административно-процессуальные полномочия сотрудников БЭПиПК по обеспечению экономической безопасности в России          
Современная практика применения мер административного принуждения в борьбе с правонарушениями экономической направленности          
Основные направления деятельности ОВД по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг            
  Итого:  

Тема 1. Административно-правовые средства обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации: понятие, содержание, особенности

Правового регулирования.

Лекция – 2 ч.

Семинарское занятие – 2 ч.

Практическое занятие – 4 ч.

Самостоятельная работа – 2 ч.

С е м и н а р – 2 часа

Цель занятия: усвоить понятие, содержание, особенности правового регулирования административно-правовых средств, направленных на обеспечение экономической безопасности в Российской Федерации, а также особенности применения этих средств.

В о п р о с ы с е м и н а р а:

1. Необходимость в экономической безопасности.

2. Сущность и система экономической безопасности.

3.Административно-правовое принуждение в качестве правовых средств обеспечения экономической безопасности.

4. Виды мер принуждения.

Методические рекомендации

Задача № 1.

Укажите, какие из перечисленных мер относятся к административно-предупредительным мерам.

– административное задержание;

– карантин;

– принудительное лечение;

– таможенный досмотр;

– прекращение кредитования.

– изъятие огнестрельного оружия у лиц, совершающих антиобщественные поступки;

– снос самовольно возведенных строений;

– прекращение (ограничение) движения транспорта;

– реквизиция;

– досмотр ручной клади пассажиров гражданских воздушных судов.

Назовите основания и порядок их применения.

Задача № 2.

Укажите, какие из перечисленных мер относятся к мерам административного пресечения.

– закрытие отдельных участков государственной границы;

– выселение в административном порядке;

– принудительный медицинский осмотр;

– запрещение эксплуатации магазина ввиду антисанитарного состояния;

– сокращение бюджетного финансирования.

– административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы;

– применение приемов самбо;

– личный досмотр пассажиров гражданских воздушных судов;

– приостановление эксплуатации неисправного транспорта;

– проверка документов.

Назовите основания и порядок их применения.

Задача № 3.

Сотрудники БЭПиПК ОП № 5 УВД МВД по г. Н.Новгороду при проведении оперативных мероприятий на ул. Пискунова г.Н. Новгорода, услышали, что из третьего подъезда дома № 1 доносятся громкие крики и нецензурная брань. Войдя в подъезд, они увидел, как двое пьяных молодых людей пытаются войти в квартиру на первом этаже, а третий этому препятствует. Старший оперуполномоченный капитан полиции Стаханов проверил документы, объявил о задержании всех троих и доставил в пункт охраны порядка. Спустя 55 минут задержанные были отправлены в ОП № 3 УВД МВД по г. Н.Новгороду.

1.Проанализируйте ситуацию.

2. Укажите какие меры административного принуждения были применены оперуполномоченным?

3. Оцените законность действий сотрудника полиции.

Задача 4.

Инспектор ДПС ГИБДД Семеновского района Нижегородской области лейтенант полиции Егоров 10 марта 2012 года в 21 час. на служебном мотоцикле прибыл к месту дорожно-транспортного происшествия, которое произошло в 10 км от г. Семенов. В результате столкновения двух легковых автомашин водитель ВАЗ 21093 получил телесные повреждения (травму головы, ушиб грудной клетки, перелом левой голени. Егоров оказал ему первую доврачебную помощь, но т.к. пострадавший нуждался в срочной медицинской помощи инспектор ДПС остановил автомобиль ГАЗ 3110, следующий в г.Н.Новгород, попросив водителя отвезти пострадавшего в больницу г. Семенов. Последний отказался, пояснив, что едет с семьей, а автомобиль не оборудован под скорую помощь.

Поскольку движение на этом участке дороги неинтенсивное, время позднее, инспектор предложил выйти из автомобиля всем пассажирам и, отстранив водителя от управления, повез пострадавшего в больницу. Однако водитель заявил, что он обжалует неправомерные действия инспектора.

1. Оцените правомерность действий инспектора со ссылкой на нормативные акты.

2. В каких случаях сотрудники полиции вправе отстранять водителей от управления транспортным средством?

Задача 5.

Нарядом полиции во время проведения очередного этапа оперативно-профилактической операции «Нелегал» в г. Москве на ул. им. академика Волгина был остановлен гражданин (как впоследствии выяснилось Сомов) с целью удостоверения его личности. В ответ на требование предъявить документы он заявил, что удостоверяющего личность документа у него нет, и он не обязан его носить. В ходе дальнейшей беседы Сомов сообщил, что приехал к родственникам, но по дороге заблудился, точного адреса родственников не помнит.

Сомов был доставлен в дежурную часть Юго-Западного ОВД г. Москвы. Через трое суток был отправлен запрос в ИЦ ГУВД г. Москвы, откуда поступили сведения, что Сомов является лицом без определенного места жительства, занимается бродяжничеством и попрошайничеством.

1. Правомерны ли действия сотрудников полиции?

2. Со ссылкой на нормативно-правовые акты назовите основания проверки документов сотрудниками полиции.

Задача 6.

В связи с угрозой проведения террористического акта начальник ОП № 5 УВД МВД по г. Н.Новгороду объявил об эвакуации жителей дома № 16 по ул. Большая Покровская. Жительница этого дома Тупова отказалась покинуть свою квартиру, заявив, что не хочет оставить без присмотра ценные вещи, а взять их с собой не в состоянии. Сотрудники ОМОНа, применив физическую силу, вскрыли квартиру и доставили Тупову в полицейский автобус, осуществлявший эвакуацию жильцов.

На следующий день Тупова, обнаружив пропажу из квартиры видеомагнитофона, обратилась в суд с жалобой на действия сотрудников полиции.

1. Проведите юридический анализ ситуации.

2. Назовите правовые последствия обжалования.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что следует понимать под экономической безопасностью государства?

2. В чём состоит содержание понятия государственное принуждение?

3. Что понимается под административно-предупредительными мерами?

4. Перечислите основания для применения мер административного принуждения.

5. Каковы цели мер административного пресечения?

6. Какие меры административного пресечения могут применяться к юридическим лицам?

Задача № 1.

Отвечая на семинаре, курсант Борисюк отнес к мерам административного пресечения общего характера:

- применение огнестрельного оружия,

- личный досмотр,

- помещение лиц, находящихся в состоянии сильного опьянения, в центры оказания специальной помощи,

- ограничение движения транспортных средств,

- изъятие вещей и документов,

- отстранение лиц от управления транспортными средствами.

- выдворение лиц, не являющихся жителями г. Москвы за его пределы,

- проверку документов,

- запрещение эксплуатации транспортных средств,

- досмотр транспортных средств,

- приостановление работы объектов разрешительной системы,

- применение физической силы.

1. Какие ошибки допущены в ответе?

2. Проведите анализ названных мер.

Задача 2.

Водитель автомашины Мицубиси Лансер Мыльников проехал на запрещающий сигнал светофора и был остановлен инспектором ДПС ГИБДД лейтенантом полиции Зайцевым. Внешние признаки (покраснение лица, неуверенные движения, запах алкоголя) давали достаточные основания полагать, что Мыльников находится в состоянии опьянения, хотя сам факт употребления спиртных напитков категорически отрицал. Инспектор Зайцев отстранил Мыльникова от управления транспортным средством, изъял у него водительское удостоверение, составил протокол о задержании автомашины и направил ее с одним из сотрудников на специальную (штрафную) стоянку. Нарушителя же вместе с другим сотрудником он поместил в служебный автомобиль и отвез в ближайшее лечебное учреждение для освидетельствования на предмет алкогольного опьянения.

1. Прокомментируйте законность мер, примененных к Мыльникову.

2. Предложите свой вариант действий сотрудника ДПС.

Задача № 3.

Оперуполномоченный БЭПиПК ОП № 6 УВД МВД по г. Н.Новгороду лейтенант полиции Петросян преследовал гражданина Максимова, совершившего хулиганские действия в общежитии сельскохозяйственной академии. Сотрудник полиции предупредил голосом правонарушителя, чтобы он остановился, иначе будет применено оружие, и произвел предупредительный выстрел вверх. Преследуемый остановился и, когда полицейский приблизился к нему ударом, в лицо сбил его с ног. Сотрудник полиции, лежа на земле, произвел прицельный выстрел, причинив нападавшему огнестрельное ранение в голову.

Оцените правомерность применения оружия сотрудником полиции.

Задача 4.

Инспектора ДПС ГИБДД Дунаев и Квасов получили сообщение об угоне автомашины ВАЗ 21103 рег.номер о 222 не 52 и приступили к ее розыску. В деревне Федяково они увидели угнанную автомашину. Дунаев вышел из патрульной автомашины, обнажив пистолет и жестом показал угонщику остановиться, но тот не отреагировал и продолжил движение, увеличив скорость.

Инспектор Дунаев произвел предупредительный выстрел вверх, а затем три выстрела по колесам, но автомашина продолжала движение. Организованное преследование положительных результатов не дало.

На следующий день угонщик обратился в больницу с огнестрельным ранением в ногу.

Оцените правомерность действий сотрудников ДПС ГИБДД и применения ими оружия.

Задача 5.

Участковый уполномоченный полиции Егоров (мастер спорта по рукопашному бою) возвращался вечером с тренировки. Проходя мимо стройки он услышал громкие крики, быстро преодолел забор и увидел, как в 4-5 метрах от него двое молодых людей избивают окровавленного мужчину. У одного из нападающих был нож. Егоров обнажил табельное оружие, потребовал прекратить избиение и оставаться на месте. Один из молодых людей (как выяснилось позднее 17-летний Никитин) с поднятым над головой ножом бросился на Егорова, но тот успел выстрелом в руку обезоружить преступника. Второй молодой человек (17-летний Иванов) схватил с земли толстый металлический прут и тоже кинулся к участковому. Егоров, целясь в ногу, нажал на спусковой крючок. Выстрела не последовало. В следующий момент пистолет был выбит у него из руки, а поднятый металлический прут уже был готов опуститься на голову Егорова, однако он успел увернуться и бросил в нападающего подвернувшийся камень. Удар оказался настолько сильным, что от черепно-мозговой травмы Иванов скончался на месте.

Подготовьте в письменном виде заключение о правомерности действий участкового уполномоченного полиции Егорова.

Задача № 6.

Сотрудником полиции на железнодорожном вокзале Ивкиным был остановлен для проверки гражданин Филатов, имевший при себе дорожную сумку и чемодан. По требованию сотрудника полиции Филатов предъявил паспорт и билет на поезд. На требование Ивкина показать содержимое сумки и чемодана Филатов ответил отказом в связи с чем был доставлен в дежурную часть ЛОТ МВД РФ, где его подвергли административному задержанию «для проверки личности», произвели личный досмотр и досмотр вещей.

1. Правомерны ли действия сотрудников полиции?

2. Составьте протокол доставления.

Задача № 7.

В квартиру индивидуального предпринимателя Суркова (изготавливающего сувениры) позвонили сотрудник налоговой инспекции Нижегородского района Протасов и сотрудник ОБЭПиПК ОП № 5 УВД МВД по г. Н.Новгороду Варенцов. Они потребовали впустить их для обследования с целью выявления нарушений налогового законодательства и законодательства о торговле. Поскольку Сурков отказался открыть дверь, должностные лица с использованием физической силы ворвались в квартиру, изъяли образцы сувениров, опечатали комнату, где хранилась готовая продукция, и доставили Суркова в дежурную часть ОП № 5 УВД МВД по г. Н.Новгороду. Там был составлен протокол об административном задержании, а Суркова поместили в комнату для административно задержанных.

1. Проведите юридический анализ дела.

2. Оцените законность действий Протасова и Варенцова.

3. Какие меры административного принуждения были применены?

Контрольные вопросы:

1. Какие действия должны совершить сотрудники полиции после применения физической силы?

2. Перечислите обстоятельства, являющиеся основаниями к применению специальных средств сотрудниками ОВД?

3. Назовите общие ограничения в применении специальных средств сотрудниками ОВД?

4. В отношении каких категорий населения запрещается применять огнестрельное оружие сотрудникам ОВД?

5. Какие гарантии установлены для вооруженного сотрудника полиции?

6. Какие признаки позволяют провести отличие административного наказания в виде предупреждения от устного замечания?

7. Какие правила необходимо применять при назначении административных наказаний в случаях совершения одним лицом нескольких административных правонарушений?

Литература:

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2012 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2011.

3. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О полиции».

4. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вести Московского университета. Сер.6. Экономика, 1995. – № 3.

5. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики, 1994. – № 12.

6. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России // Международный бизнес России, 1995. – № 9.

7. Хаупшев А.Х. Правовое обеспечение экономической безопасности и проблемы борьбы с организованной преступностью (региональный аспект). – М., 1998.

8. Сенчагов В. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики, 1995. – № 1.

9. Павлов Д.Б. О правовом обеспечении экономической безопасности // «Законы России. Опыт, анализ, практика», 2006. – № 4.

С е м и н а р № 1 – 2 часа

Цель занятия: усвоить полномочий сотрудников ОВД, сотрудников БЭП по составлению протоколов об административных правонарушениях, закрепление навыков составления данных протоколов, сравнительная характеристика правонарушений в сфере экономики по КоАП и УК РФ.

В о п р о с ы с е м и н а р а:

1. Полномочия сотрудников ОВД по составлению протоколов об административных правонарушениях. Требования, предъявляемые к протоколу по делам об административном правонарушении.

2. Полномочия сотрудников БЭП по применению мер административного предупреждения в целях обеспечения экономической безопасности РФ. Компетенция сотрудников БЭП по составлению протоколов об адми

Наши рекомендации