Особенности делового общения
Практическая психология помогает людям лучше адаптироваться к жестким требованиям деловой культуры.
Процесс делового общения для многих связан с определенными трудностями. И дело даже не в том, что таким людям трудно развить путем тренировок свои коммуникативные навыки, а скорее в том, что сама ситуация делового общения порождает психологические и моральные проблемы. Деловое общение ввиду его сложности и специфичности исследователи выделяют в особый социально-психологический феномен (явление), который развивается по своим законам, имеет свой характер и свои «правила игры», которому присущи определенные особенности.
Во-первых, схемы поведения в рамках делового общения задают не отдельные люди, а общественные структуры, поэтому данные схемы имеют безличный характер, чем и отличаются от обычных эмоциональных и спонтанных межличностных отношений. Иными словами, поведение людей в рамках делового общения носит в большей степени институциональный характер, т. е. определяется, поддерживается и контролируется социальными институтами.
Во-вторых, деловое общение характеризуется тем, что к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей, т. е. общаются с ним не ради него самого, а ради дела. Поэтому любые свойства и качества партнера (ум, благожелательность, настойчивость и т. д.) важны лишь постольку, поскольку они могут обеспечить выполнение Конкретного дела. В процессе делового общения человек выделяет и знакомится только с одной-двумя характеристиками Партнера и в дальнейшем опирается только на них. Остальные характеристики его личности он достраивает в соответствии со своими представлениями о том, какие качества с какими должны сочетаться. Например, если человек отзывчив в общении, то ему приписываются свойства доброты и уступчивости. Эта достройка по образцу – пример стереотипизации, о которой ЫЫ говорили в предыдущей главе как об экономичном, но в то же время порождающем ошибки («ошибки первого впечатления») способе социального восприятия.
В-третьих, деловое общение задает каждому партнеру его роль и его «официальный» образ – то, как он должен выглядеть в глазах других и как должен себя подавать для того, чтобы цель общения (дело) была достигнута. Поэтому в деловом общении мы поворачиваемся к нашим партнерам той стороной, той гранью своей личности, которая наиболее подходит для выполнения данной задачи.
В представлении о себе также происходят изменения: человек начинает видеть себя фрагментарно – как набор ролей, функций, каждую из которых можно (или нельзя) использовать для дела.
В-четвертых, в деловом общении большое значение имеют принятые на данный момент нормы, правила и процедуры взаимодействия, а также наше личное их принятие, присвоение и отношение к ним как к собственным. Например, очень важным является то, как мы «управляем» партнером и собой в процессе коммуникации, и то, как мы представляем себе этот процесс. Мы можем рассматривать партнера как «пассивного получателя» сообщения, как активного собирателя информации, как равную нам взаимодействующую сторону (Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Указ. соч. С. 185). Соответственно, в первом случае себя мы представляем как активного, воздействующего на ситуацию субъекта; во втором – как объект воздействия (как источник информации); в третьем случае – как партнера по взаимодействию.
Культура делового общения задает его нормы, правила и принципы. Идеал делового общения – это модель партнерских отношений. Партнерские отношения альтернативны авторитарным и манипулятивным. Перед каждым специалистом в области юриспруденции стоит сложная задача – достижение своих профессиональных целей, не используя морально осуждаемые модели авторитарного или манипулятивного поведения. Осуществить эту задачу без соответствующего обучения невозможно.
Например, в семье юриста принят стиль общения, который специалисты по управлению называют авторитарным: родители говорят, дети слушают и делают то, что им говорят родители. Юрист, по долгу службы наделенный властью, бессознательно может взять па вооружение привычный с детства авторитарный сценарий и выступить в роли «родителя» по отношению к партнеру по общению – например клиенту, что, естественно, не будет способствовать достижению между ними взаимопонимания. С точки зрения современной деловой культуры именно неосознаваемая и неконтролируемая авторитарная позиция в общении является неконструктивной и осуждается. В то же время открытый, преднамеренный авторитарный стиль управления, который реализуют руководители молодой, быстро развивающейся компании, наука менеджмента считает оправданным. Поэтому в рамках профессиональной подготовки юриста большое знание имеет развитие умения осознавать свое поведение, свои установки и выбирать наиболее оптимальные модели взаимодействия с людьми и группами. Не случайно в профессиограмме юриста знания, навыки и личностные качества занимают равное по значимости положение.
Во втором разделе учебника были рассмотрены основные этические нормы, принципы, правила делового общения для сферы юриспруденции, которые являются составной частью деловой культуры и контролируются как посредством моральных санкций (чувство стыда, угрызения совести, общественное порицание и так далее), так и с помощью закона – если они оформлены в виде его требований. Невыполнение этих требований влечет за собой соответствующее наказание. Практическая психология с помощью различных технологий, методов помогает специалистам выполнять требования культуры делового общения в соответствии с достигнутыми стандартами и с меньшими психологическими и моральными затратами.