Тема 2. Основы техники анализа и разрешения конфликтных ситуаций

Приволжский филиал

государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования

«Российская академия правосудия»

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

по специальности 030501.65 – Юриспруденция

Н. Новгород 2010

Автор Иванова Лидия Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия».

Рецензенты:

Кондратьева Е.Е., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права ПФРАП

Медведева Т.Ю., кандидат педагогических наук, зам. директора Профессионально-педагогического института Волжского государственного инженерно-педаго­гичес­кого университета, доцент кафедры психологии профессионального развития

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция».

Одобрен кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин ПФ РАП (протокол № 4 от 24 ноября 2010 г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Приволжского филиала ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» 25 ноября 2010 г., протокол № 4.

© Приволжский филиал ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2010.

© Иванова Л.Н., 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение............................................................................................................................ 4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы........................................................... 7

3. Тематический план учебной дисциплины «Конфликтология».......................... 8

4. Программа курса.......................................................................................................... 11

5. Тематический план лекций и семинарских занятий для студентов
заочной формы обучения........................................................................................ 16

6. Планы семинарских (практических) занятий....................................................... 16

7. Методические рекомендации по изучению дисциплины................................... 18

8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 44

9. Примерная тематика рефератов по учебной дисциплине «Конфликтология» 45

10. Примерная тематика дипломных работ............................................................ 47

11. Литература................................................................................................................ 47

12. Вопросы для подготовки к зачету........................................................................ 53

13. Приложение................................................................................................................ 55


1. Введение

Учебная дисциплина «Конфликтология» предназначена для подготовки студентов выпускного курса, поэтому помимо собственно учебных целей, она может и должна преследовать дополнительные цели – цели психо­логичес­кой адаптации будущих специалистов судебной системы к условиям и требо­ваниям профессиональной деятельности. Именно такой замысел учебной дисциплины и реализован в учебно-методическом комплексе. Актуальность нового подхода к традиционному учебному курсу вызвана задачами совершенствования системы юридического образования, сформу­лирован­ными в Указе Президента РФ от 26 мая 2009г. № 599 «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».

В процессе своей профессиональной деятельности работники судебной системы постоянно имеют дело с людьми в разнообразных ситуациях общения, наиболее сложными из которых являются конфликтные, острые споры, субъективно очень напряженные по динамике и по своим последствиям. Взаимодействие юристов как с гражданами, так и своими коллегами часто носит отчетливо выявленный конфликтный характер. Для управления развитием взаимоотношений с людьми в условиях конфликта необходима специальная конфликтологическая подготовленность, которая включает знания о видах и сущности конфликтов, их причинах, особенности протекания в различных сферах жизни. Также включает практические навыки диагностики, анализа, предупреждения и урегулирования конфликтных ситуаций, и, наконец, технологии управления психикой и поведением участников конфликтного взаимодействия, включая самого себя.

Целью учебной дисциплины «Конфликтология» является формирование конфликтологической компетентности (знание структуры, динамики, функций и типологии конфликтов в различных сферах жизни) и профессиональной конфликтологической подготовленности (владение приемами эффективного поведения в конфликтах) будущих специалистов судебной системы.

Задачами учебной дисциплины «Конфликтология» являются следующие:

1) формирование конфликтологической компетентности, проявляющейся в умении видеть те стороны межличностных отношений, которые влияют на их содержание, направленность и динамику;

2) формирование личных конфликтологических приемов действования в трудных ситуациях профессиональной деятельности;

3) психологическая адаптация студентов выпускного курса к завершению обучения в академии и вхождению в новую – профессиональную деятельность, в новый коллектив профессионального сообщества.

Место конфликтологии в системе профессиональной подготовки юристов определяется возрастающим значением субъективного фактора в решении задач правосудия. Сегодня в органах судебной власти отмечается повышение роли человеческого фактора в управлении и осуществлении профессиональной деятельности. В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы в России» на 2007-2011гг. предусмотрено наряду с другими важными мероприятиями создание в системе судов общей юрисдикции ювенальной юстиции и психологической службы[1]. В числе мероприятий по кадровому обеспечению и государственной службе названы методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности и психодиагностического опроса кандидатов на должность судей[2].

В Основных направлениях деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012г. указано, что одним из основных вызовов устойчивому социально-экономическому развитию нашей страны является «значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества[3].

В этой связи целесообразно, чтобы профессиональная подготовка будущих специалистов, способных учитывать человеческий фактор» в работе с людьми, имела системный подход – целостную, непрерывную профессиональную социально-гумани­тар­ную подготовку обучаемых к работе с людьми.

Учебная дисциплина «Конфликтология» занимает важное место в системе профессиональной подготовки будущего специалиста судебной системы, т.к. завершает цикл дисциплин, с которыми связано формирование профессионально значимых качеств личности и воспитание будущего профессионала. «Конфликтология» опирается на базовые знания, полученные студентами по учебным дисциплинам «Юридическая психология», «Социология», «Политология» и др., рассматривающими различные аспекты гармонии и дисгармонии социальных, межличностных отношений.

Она тесно связана с юридическими дисциплинами, рассматривающими правовые споры (конфликты) и правовые средства их урегулирования.

Учебная дисциплина состоит из двух разделов. Цель первого раздела «Личность и деятельность в конфликтной ситуации» заключается в овладении базовыми конфликтологическими знаниями и навыками анализа поведением людей и групп, вовлеченных в конфликтные взаимоотношения. Учебный материал раздела дает обучаемым представления о конфликтологии как науке и месте конфликтологических знаний в профессиональной деятельности юриста. Он позволяет не только получить знания по частным темам, но и создает условия, в которых обучаемые познают собственные возможности и ограниче­ния, значимые для эффективного овладения профессией юриста.

Ос­новной целью второго раздела «Конфликтология в профессиональной деятельности юристов» является формирование умений и навыков профессионального поведения в условиях конфликта. Содержание раздела знакомит обучаемых с подходами и частными приемами анализа и управления конфликтными взаимоотношениями, решения типичных профессиональных задач в конфликтах.

Требования к освоению содержания дисциплины

Студенты в результате изучения дисциплины должны иметь представление:

- о специфике конфликтологического подхода к изучению личности, малой группы, этноса и общества в целом;

- о правовых и криминальных конфликтах, личности субъектов конфликта, мотивации поведения в конфликтах;

- об основных методах изучения конфликтов и программе конфликтологического исследования;

- о средствах профессионально значимого саморазвития и построения профессиональной карьеры в условиях конкуренции на рынке юридических услуг;

знать:

- виды, структуру, динамику и источники конфликтных взаимоотношений;

- основы предупреждения и разрешения конфликтов в деятельности юриста;

- правила и приемы анализа и разрешения конфликтных ситуаций, основы психологического предупреждения негативных психологических последствий участия в конфликтах;

- основы техники ситуационного анализа конфликтов, стадии и приемы медиации, приемы и методы психологической диагностики личности противоборствующих сторон, а также способы разрешения межличностных споров;

уметь:

- применять навыки профессионального общения в конфликтах, выявления и учета игр и манипуляций участников конфликтных ситуаций, контригрового поведения и психологического воздействия в конфликтах;

- самостоятельно планировать профессиональную карьеру и контролировать реализацию плана.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

заочная форма обучения на базе общего среднего (6 лет)

Вид учебной работы Количество часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа
НИРС
Форма итогового контроля Зачет

заочная форма обучения на базе СПО

Вид учебной работы Количество часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские (практические) занятия -
Самостоятельная работа
НИРС
Форма итогового контроля Зачет

заочная форма обучения на базе высшего образования

Вид учебной работы Количество часов
Общая трудоемкость
Аудиторные занятия
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Самостоятельная работа
НИРС
Форма итогового контроля Зачет

3. Тематический план учебной дисциплины «Конфликтология»

заочная форма обучения на базе общего среднего (6 лет)

№ п\п   Темы дисциплины Всего часов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лекции Сем.
Раздел 1. Личность и деятельность в конфликтной ситуации
Введение в курс. Цели и задачи конфликтологической подготовки юристов- будущих специалистов судебной системы             -
Основы техники анализа и разрешения конфликтных ситуаций
Личность в конфликтной ситуации    
Конфликты в малой группе
Конфликты больших групп. Этнические конфликты
  Всего в 10 семестре -
Раздел 2. Конфликтология в профессиональной деятельности юристов
Насилие в криминальных конфликтах      
Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров
Приемы эффективного познания и общения в условиях конфликта
Конфликтологическая компетентность юриста и пути ее формирования
  Всего в 11 семестре  
  Всего по учебной дисциплине
  Зачет, Всего за семестр
  в т.ч. НИРС 8ч и зачет      

заочная форма обучения на базе СПО

№ п\п   Темы дисциплины Всего часов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лекции Сем.
Раздел 1. Личность и деятельность в конфликтной ситуации
Введение в курс. Цели и задачи конфликтологической подготовки юристов- будущих специалистов судебной системы               -
Основы техники анализа и разрешения конфликтных ситуаций
Личность в конфликтной ситуации    
Конфликты в малой группе
Конфликты больших групп. Этнические конфликты
Насилие в криминальных конфликтах       -
Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров
Приемы эффективного познания и общения в условиях конфликта
Конфликтологическая компетентность юриста и пути ее формирования
  Всего в 2 семестре. Зачет в 8 семестре -
  Всего по учебной дисциплине -
  Зачет, Всего за семестр -
  в т.ч. НИРС 10ч и зачет      

заочная форма обучения на базе высшего образования

№ п\п   Темы дисциплины Всего часов Кол-во ауд. часов Самостоя- тельная работа
Лекции Сем.
Раздел 1. Личность и деятельность в конфликтной ситуации
Введение в курс. Цели и задачи конфликтологической подготовки юристов- будущих специалистов судебной системы               -
Основы техники анализа и разрешения конфликтных ситуаций
Личность в конфликтной ситуации    
Конфликты в малой группе
Конфликты больших групп. Этнические конфликты
  Всего в 7 семестре -
Раздел 2. Конфликтология в профессиональной деятельности юристов
Насилие в криминальных конфликтах      
Медиация как альтернативная процедура урегулирования споров
Приемы эффективного познания и общения в условиях конфликта
Конфликтологическая компетентность юриста и пути ее формирования
  Всего в 8 семестре
  Всего по учебной дисциплине
  Зачет, Всего за семестр
  в т.ч. НИРС 8ч и зачет      

Программа курса

Тема 1. Введение в курс. Цели и задачи конфликтологической подготовки юристов - будущих специалистов судебной системы

Конфликтология как наука. Специфика конфликтологических знаний.

Значение конфликтологии в повышении эф­фек­тивности юри­дической деятельности.

Актуальные проблемы судебной конфликтологии.

Понятие и виды конфликтов. Деструктивные и конструктивные конфликты. Сравнительная харак­тери­стика межгруппо­вых и внутригрупповых, меж­лич­но­ст­ных и внутриличностных кон­флик­тов.

Функции конфликтов (позитивные и негативные).

Структура конфликтов. Субъект, объект и предмет конфликта. Психологические и социально-психологические особенности субъекта конфликтного взаимодействия, возможные действия участников конфликта, анализ содержания деятельности в рамках конфликтного взаимодействия.

Основные этапы научного анализа конфликтов. Порядок раз­работки программы исследования конфликтов.

Цели, гипотеза, объект и предмет конфликтологического исследования.

Методы изучения конфликтов. Наблюдение. Эксперимент. Опросы. Анкетирование. Психодиагностические методики. Контент-анализ.

Планы семинарских (практических) занятий

План занятия

1. Понятие, виды, структура и динамика конфликтов.

2. Методы изучения конфликтов.

3. Личность и малые группы в конфликтах

4. Медиация в урегулировании споров.

5. Игры и контригровое поведение в конфликтах.

6. Конфликтологическая компетентность юриста.

Литература

Нормативные правовые акты

*[4]Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 193-ФЗ.

*Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» 27 июля 2010 года № 194-ФЗ.

*Федеральный закон «О гос. гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ

*Указ Президента РФ «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных госслужащих и урегулированию конфликта интересов».– 1 июля 2010г.– № 821.

*Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения госслужащих».– № 885.– 12 августа 2002г.

* Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. № 583 «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 гг.» // Российская газета. – 2006. – 1 ноября.

* Кодекс судейской этики (Утвержден VI Всероссийским съездом судей 2.12.2004г.).

Основная

*Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 2003.

*Романов В.В. Юридическая психология: Учебник.– М., 2006.

*Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО. – Н. Новгород, 2009.– С. 103-132, 158-186, 196-216. 239-248.

Дополнительная

Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – СПб., 2006

*Бреннинкмейджер А. Справедливое управление. Опыт омбудсмена в контексте проблем законности и должного поведения // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 42–53.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.– М., 1987.

*Блакитная О.С. Возникновение и развитие примирительных процедур в Европе // Российское правосудие. – 2007.– № 8.

Восстановительное правосудие / Под общ. ред. И.Л. Петрухина.– М., 2003.

Вишнякова М.Ф. Конфликтология.– Минск, 2002.

Гришина Н.В. Психология конфликта.– СПб,. 2005.

Конфликтология / Под ред. А.С.Кармина.– СПб., 1999.

Морозов А.В. Деловая психология.– М., 2005.

Прикладная конфликтология: Хрестоматия / Сост. К.В. Сильченок.– М., 2003.

Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник Моск. ун-та.– Сер. 14. Психология.– 1997.– № 4.

*Шимац С. Юридическое сообщество перед вызовом времени // Медиация и право. Посредничество и примирение.– 2010.– № 3.– С. 54–68.

7. Методические рекомендации по изучению дисциплины

По теме 1

Основные этапы научного анализа конфликтов[5]

1. Составление программы– подробное, всестороннее и завершенное теоре­тическое обоснование методологических подходов и методических приемов анализа интересующего явления. Программа – стратегический документ, его обязательный начальный этап.

2. Определение конкретного объекта изучения (выборка).Она играет очень важную роль в достижении поставленных конфликтологом целей. Все мно­жество конфликтов, являющееся объектом изучения, образует генеральную совокупность. Выборка – часть генеральной совокупности, которая реально изучается. В интересах сокращения времени и материальных затрат, кото­рых потребует изучение, выборка должна быть наименьшей. Важным ее свойством является ее репрезентативность – способность воспроизводить характеристики генеральной совокупности, существенные для решения по­ставленных в ходе изучения задач.

3. Разработка методики анализа конкретного вида конфликтов– выработка системы методов и процедур для изучения конфликтов, которая должна соответствовать целям и задачам изучения, обеспечивать получение пол­ной и достоверной информации.

4. Пробное изучение конфликтов– производится на небольшой выборке и имеет целью оценку достоверности получаемой информации, доработку программы и методики. Это позволяет повысить достоверность полученной информации, уточнить и даже выдвинуть новые гипотезы, проверить орга­низационную процедуру анализа, дать предварительную оценку эффектив­ности приемов качественного и количественного анализа.

5. Сбор первичной конфликтологической информации.На этом этапе важно изучить все то, что планировалось подвергнуть изучению. Важным элемен­том является контроль достоверности и надежности получаемых данных.

6. Качественная и количественная обработка собранных данныхреализует­ся за счет содержательного теоретического конфликтологического анализа. Она проводится в соответствии с выдвинутыми гипотезами, но может и вы­ходить за их рамки. Использование математических методов расширяет воз­можности конфликтолога.

7. Анализ и объяснение полученных результатовзаключаются в систематиза­ции собранных и обработанных данных, построении на этой основе описа­тельной и объяснительной модели исследуемого аспекта конфликта. На этом этапе желательно установить систему факторов, влияющих на разви­тие изучаемого конфликта, вскрыть наиболее существенные закономерно­сти в его динамике.

8. Обоснование и формулировка выводов, практических рекомендацийтре­бует использовать не только информацию, полученную в ходе исследования, но и, опираясь на свой опыт, учитывать знания, имеющиеся по данной про­блеме во всех отраслях конфликтологии.

Порядок раз­работки программы исследования конфликтов

Программа изучения конфликтного взаимодействия– изложение основных задач, методологических предпосылок и гипотез, анализа различных явлений с указанием правил, процедуры и логической последовательности операций про­верки гипотез.

Обоснование и формулировка проблемы анализа.В процессе формулировки проблемы необходимо стремиться к тому, чтобы в пей получили как можно более точное отражение проблемная ситуация и определяющее ее реальное противоре­чие. При этом важно избегать постановки мнимых, решенных и второстепенных проблем. Изучение нескольких проблем в рамках одного исследования обычно нецелесообразно.

Определение объекта и предмета исследования.Объектом изучения для конфликтолога обычно выступают отдельные люди и группы различного уров­ня. Предмет анализа включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают изучаемую проблему (скрывающееся в ней про­тиворечие).

Определение цели изучения.Целью изучения должно быть познание конф­ликтов и выработка практических рекомендаций, направленных на их конструк­тивное регулирование.

Логический анализ основных понятийпредполагает всестороннее объясне­ние их содержания и структуры, уяснение на этой основе соотношения элемен­тов и свойств изучаемого конфликта.

Выдвижение рабочих гипотез.Гипотеза (по В.А. Ядову) – это система умо­заключений, посредством которой на основе ряда факторов делается вывод о су­ществовании объекта, связи или причины явления, причем этот вывод нельзя счи­тать абсолютно достоверным. Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса изучения. Важно, чтобы при всей своей четкости гипотезы не сковывали мысли конфликтолога, заранее не предопределяли итоговые результаты его работы.

Определение задач исследования конфликтов– поиск ответов на основные вопросы: каковы пути и средства решения проблемы, каковы цели, достигаемые на промежуточных этапах анализа?

Составление принципиального (стратегического) плана исследования.Реше­ние этой задачи необходимо для эффективной работы на следующих после со­ставления программы этапах. В процессе предварительного планирования мож­но выявить проблемы, которые легко решить в начале исследования, но трудно или вообще невозможно в его процессе.

Набросок основных процедур сбора и обработки первичных данных.Этот этап призван решить практически те же задачи, что и предварительное планиро­вание. Отличие заключается в том, что здесь предварительно планируется поря­док сбора и анализа первичной конфликтологической информации. Это важно для определения выборки и разработки методики конкретного исследования.

По теме 2

Экспресс-диагностика стратегии поведения в конфликтной ситуации (Опросник Томаса)

Инструкция. Тест оценивает психологические особен­но­сти, определяю­щие успех и неудачи в работе, взаимоот­но­ше­ниях с людьми. Позволяет проанализировать поведение уча­стников конфликтной ситуации. Выберите из двух утвержде­ний то, которое больше соответствует вам. Если какое-либо утвержде­ние покажется неподходя­щим, постарайтесь дать наи­лучший предположитель­ный ответ.

Опросник

1. А) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного во­проса.

Б) Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обра­тить внимание на то, с чем мы оба не со­гласны.

2. А) Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б) Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным обра­зом, сохра­нить наши отношения.

4. А) Улаживая спорную ситуацию, я все время ста­раюсь найти поддержку у другого.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной на­пряженности.

5. А) Я пытаюсь избежать возникновения неприят­ностей для себя.

Б) Я стараюсь добиться своего.

6. А) Я стараюсь отложить решение спорного во­проса с тем, чтобы со временем решить его оконча­тельно.

Б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

7. А) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б) Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

8. А) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться сво­его.

9. А) Я твердо стремлюсь достичь своего.

Б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

10. А) Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем со­стоят все затронутые интересы и вопросы.

Б) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

11. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

12. А) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б) Я пытаюсь показать другому логику и пре­имущества моих взглядов.

13. А) Я стараюсь успокоить другого и, главным об­разом, сохра­нить наши отношения.

Б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать на­пряженности.

14. А) Обычно я настойчиво стараюсь добиться сво­его.

Б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать беспо­лезной на­пряженности.

15. А) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Б) Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

16. А) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши раз­ногласия.

Б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

17. А) Ведя переговоры, я стараюсь быть вниматель­ным к жела­ниям другого.

Б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

18. А) Если позиция другого кажется ему очень важ­ной, я поста­раюсь пойти навстречу его желаниям.

Б) Я стараюсь убедить другого прийти к компро­миссу.

19. А) Я предлагаю среднюю позицию.

Б) Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовле­творить желания каждого из нас.

20. А) Зачастую я избегаю занимать позицию, кото­рая может вы­звать споры.

Б) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возмож­ность настоять на своем.

Анализ результатов теста и ключевые вопросы

· Стратегия соперничества (конкуренции) проявляется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому). Ключевые утверждения: 3а, 5б, 7а, 8б, 9а, 11б, 12б, 14а.

· Стратегия сотрудничества, при которой участник кон­фликтной ситуации стремится прийти к альтернативе, удовле­творяющей интересы обеих сторон. Ключевые ут­вер­ж­де­ния: 2б, 4а, 7б, 10а, 12а, 16а, 17б, 19б.

· Стратегия компромисса – готовность отказаться в кон­фликте от части своих притязаний и ожидание ответных усту­пок: 2а, 6б, 9б, 11а, 15б, 16б, 18б, 19а.

· Стратегия избегания – характерно как отсутствие стремле­ния к кооперации, так и отсутствие тенденции к дос­тиже­нию собственных целей. Ключевые утверждения: 1а, 4б, 5а, 6а, 8а, 13б, 14б, 20а.

· Стратегия приспособления, для которой типично привне­сение в жертву собственных интересов ради другого. Клю­че­вые утверждения: 1б, 3б, 10б, 13а, 15а, 17а, 18а, 20б.

По теме 3

Задание 1.Ответьте на вопросы опросника «Адаптивность» (источник: *Иванова Л.Н. Психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях.– Н.Новгород, 2008.– С. 173-181). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы об особенностях своего поведения и эмоционального состояния в адаптационных конфликтах.

Задание 2.Ответьте на вопросы опросника «Психологические защиты личности» (источник: *Иванова Л.Н. Основы психологии для сотрудников ПОО.– Н.Новгород, 2009.– С. 151-156). Проанализируйте результаты. Сделайте выводы. Какие ошибки в оценке ситуаций и других людей вы чаще допускаете (по результатам теста). Какова специфика вашего осознания отдельных аспектов поведения участников конфликтной ситуации и самого себя?

По теме 4

Влияние позиции личности на групповые конфликты

Позиция Характер конфликтного поведения в группе
1) внушаемый Положение в группе бес­кон­фликтное, не­осоз­нан­ное
2) конформист Переживает кон­фликт, осоз­нает по­ложение в группе
3) нонконформист Не считается с кол­лек­тив­ным мнением по эгои­стиче­ским со­обра­жениям, пе­режи­вает кон­фликт, осоз­нает его
4) негативист Переживает состоя­ние непре­рывного кон­фликта, чужим мне­ни­ем интересу­ется, но час­то вы­ступает про­тив
5) агрессор Зачастую «глух и слеп» к групповому мнению, без­от­носи­тельно к нему про­водит свою точку зрения, ему при­суще переживание озлоб­­лен­ности
6) кол­лективист Руководствуется цен­но­стями более высо­кого по­рядка, чем группо­вые нормы, расхожде­ния пе­ре­жи­вает остро, вни­мате­лен к группо­вому мне­нию

По теме 5

Задание. Сформулируйте основные положения теории Л.Н.Гумилева дайте понятие этноса, пассионарности, фазы этногенеза. Определите основные причины этнических конфликтов.

Вся история человечества состоит из череды изменений[6]. Может быть, смена империй и царств, вер и традиций не имеет никакой внутренней закономер­ности, а представляет собой не поддающийся объясне­нию хаос? Издавна люди пытливые (а такие есть всегда) стремились найти ответ на этот вопрос, понять и объяс­нить истоки своей истории. Ответы получались, естест­венно, разные, ибо история многогранна: она может быть историей социально-экономических формаций или во­енной историей, то есть описанием походов и сражений; историей техники или культуры; историей литературы или религии. Все это – разные дисциплины, относящи­еся к истории. И потому одни – историки юридической школы – изучали человеческие законы и принципы государственного устройства; другие – историки-маркси­сты – рассматривали историю сквозь призму развития производительных сил; третьи опирались на индивиду­альную психологию и т.д.

А можно ли представить человеческую историю как историю народов? Попробуем исходить из того, что в пределах Земли пространство отнюдь не однородно. И именно пространство – это первый параметр, который характеризует исторические события. Еще первобытный человек знал границы территории своего обитания, так называемый кормящий и вмещающий ландшафт, в ко­тором жил он сам, жили его семья и его племя.

Второй параметр – время. Каждое историческое со­бытие происходит не только где-то, но когда-то. Те же первобытные люди вполне сознавали не только «свое ме­сто», но и то, что у них есть отцы и деды и будут дети и внуки. Итак, временные координаты существуют в исто­рии наряду с пространственными.

Но в истории есть еще один, не менее важный пара­метр. С географической точки зрения, все человечество следует рассматривать как антропосферу – одну из обо­лочек Земли, связанную с бытием вида Homo sapiens. Че­ловечество, оставаясь в пределах этого вида, обладает за­мечательным свойством – оно мозаично, то есть состоит из представителей разных народов, говоря по-современ­ному, этносов. Именно в рамках этносов, контактирую­щих друг с другом, творится история, ибо каждый исто­рический факт есть достояние жизни конкретного наро­да. Присутствие в биосфере Земли этих определенных целостностей – этносов – составляет третий параметр, характеризующий исторический процесс. Этносы, суще­ствующие в пространстве и времени, и есть действующие лица в театре истории.

Этнос – коллектив людей, который противопоставляет себя всем другим таким же коллективам, исходя не из сознательного расчета, а из чувства комплиментарности – подсознательного ощущения взаимной симпатии и общности людей, определяющего противо­поставление «мы – они» и деление на «своих» и «чужих».

Каждый такой коллектив, чтобы жить на Земле, должен приспособиться (адаптироваться) к условиям ландшафта, в пределах которого ему приходится жить. Связи заноса с окружающей природой и рождают пространственные взаимоотношения этносов между собой. Но естественно, что, живя в своем ландшафте, члены этноса могут приспособиться к нему, только изменяя свое поведение, усваивая какие-то специфические правила поведе­ния – стереотипы. Ус

Наши рекомендации