Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве

  Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция Профиль подготовки: «Уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности».   Квалификация (степень) выпускника: магистр     Форма обучения: очная  

Тула 2013 г.

ЛИСТ

Согласования рабочей программы

Рабочая программа составлена к.ю.н., доцентом кафедры уголовного права и процесса Дябловой Ю.Л. и обсуждена на заседании кафедры уголовного права и процесса юридического факультета

протокол № от «» _________ 2013 г.

Зав. кафедройЕ.С. Дубоносов

СОГЛАСОВАНО:

Заведующий кафедрой _______УПиП_________________________Е.С. Дубоносов

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий кафедрой ___________________________________________________

наименование кафедры личная подпись расшифровка подписи дата

Заведующий отделом комплектования научной библиотеки ФГБОУ ВПО ТулГУ

__________ _____________ ______

личная подпись расшифровка подписи дата

Рабочая программа зарегистрирована под учетным номером на правах учебно-методического электронного издания.

Специалист по УМР _________________________ С.В. Моржова


Содержание

1 Цели и задачи освоения дисциплины................................................................................................. 4

2 Место дисциплины в структуре ООП ВПО....................................................................................... 4

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса)»......................................................................... 4

4 Содержание и структура дисциплины (модуля)................................................................................ 5

4.1 Содержание разделов дисциплины.............................................................................................. 5

4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий................................................................. 8

4.3 Темы, выносимые на лекции ....................................................................................................... 8

4.4 Лабораторные работы ................................................................................................................... 8

4.5 Практические занятия (семинары) .............................................................................................. 9

4.6 Курсовые (домашние) задания и самостоятельная работа студента ………………………..10

5 Образовательные технологии ........................................................................................................... 10

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях....... 11

6 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации....... 11

7 Порядок проведения текущих и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок............................ 14

8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)............................................................ 15

8.1 Основная литература................................................................................................................... 15

8.2 Дополнительная литература........................................................................................................ 15

8.3 Периодические издания............................................................................................................... 15

8.4 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы...................................................................... 15

8.5 Методические указания к лабораторным занятиям.................................................................. 16

8.6 Методические указания к практическим занятиям.................................................................. 16

8.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы…………………………………………………………………………………………………16

  1. Цель и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве» является получение углубленных знаний в сфере использования специальных знаний в уголовном процессе.

Задачами освоения дисциплины являются:

– в системном виде изложить современные представления об актуальных проблемах использования специальных знаний в уголовном процессе;

– изучить тенденции развития использования специальных знаний в уголовном процессе;

–ознакомить с основными понятиями данного курса;

- способствовать формированию профессиональной познавательной мотивации и ориентации на постоянное самообразование в сфере своей деятельности и на элементы творчества в профессиональной деятельности.

- повысить правовую культуру магистрантов;

- дать возможность использовать приобретенные знания в своей дальнейшей работе.

- дать возможность логически грамотно выражать и обосновывать в правовом отношении свою точку зрения, прини­мать правильные и обоснованные в правовом отношении решения по проблемам, возникающим по их специальности, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, со знанием дела исполнять свои должностные и профессиональ­ные обязанности.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве» относится к вариативной части профессионального цикла – М2 Профессиональный цикл.

Дисциплина имеет опосредованную связь с другими предметами гуманитарного, социального и экономического. Для успешного освоения данной дисциплины и приобретения необходимых знаний, умений и навыков согласно учебному плану магистранты уже должны овладеть такими дисциплинами, как теория государства и права, конституционное право России, уголовное право, уголовный процесс. Овладение изучаемой дисциплиной дает магистранту возможность освоить такие дисциплины как «Нарушение закона в уголовном судопроизводстве», «Актуальные проблемы теории и практики уголовного процесса», а также участвовать в научной деятельности.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «название дисциплины (модуля)»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

а) общекультурных (ОК):

· осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

· способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

б) профессиональных (ПК):

· в правоприменительной деятельности:

o способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

· в правоохранительной деятельности:

o готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

· способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

· способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

· в экспертно-консультационной деятельности:

o способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-7);

o способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

2.5.) в научно-исследовательской деятельности:

· способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

· в педагогической деятельности:

· способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

· способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

    • способностью организовывать и проводить педагогические исследования (ПК-14);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- основные тенденции развития института использования специальных знаний в уголовно-процессуальном праве России

- теоретические и практические проблемы и пути решения проблем использования специальных знаний в уголовном процессе России;

- пути развития и совершенствования российского уголовного процесса в части использования специальных знаний.

Уметь:

- применять полученные знания в процессе научно-исследовательских изысканий;

- применять полученные знания в преподавательской деятельности;

- системно анализировать правовую позицию Верховного Суда по вопросам уголовного судопроизводства.

Владеть:

- методикой самостоятельного изучения и анализа теоретических и практических проблем использования специальных знаний в уголовном процессе;

- навыками использования полученных знаний в области практической и научно-теоретической деятельности;

- вырабатывать предложения по совершенствованию российского уголовного процесса в части использования специальных знаний.

4 Содержание и структура дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи дисциплины. Правовые формы использования специальных знаний в системе уголовно-процессуальных институтов


Понятие судебной экспертизы по уголовному делу. Судебная экспертиза как вид познавательной, исследовательской деятельности. Назначение и производство судебной экспертизы как следственное действие и как уголовно-процессуальный институт.
Процессуальное значение и соотношение понятий «специальные знания (познания)», «эксперт», «специалист», «заключение и показания эксперта», «заключение и показания специалиста», «допрос эксперта», «допрос специалиста», «экспертное учреждение», «привлечение специалиста», «назначение экспертизы», «производство экспертизы».
Заключение эксперта как вид доказательств. Соотношение с показаниями свидетеля, освидетельствованием; отграничение от других следственных действий. Предмет и объекты судебной экспертизы по уголовным делам.


Тема 2. Правовые и организационные основы государственной судебно-экспертной деятельности. Негосударственная экспертная деятельность

Министерства и ведомства, имеющие в своей структуре экспертные учреждения. Экспертные учреждения Министерства юстиции РФ, МВД РФ, ФСБ, Министерства здравоохранения и социального развития, Министерства обороны, Федеральной службы госнаркоконтроля, Таможенного комитета РФ. Структура федеральных ведомственных экспертных учреждений. Региональные и межрегиональные экспертно-криминалистические центры, отделы, отделения, группы в системе Министерства внутренних дел России, система судебно-медицинских экспертных учреждений. Перспективы развития системы государственных экспертных учреждений.
Федеральный закон №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года. Соотношение его положений с положениями Уголовно-процессуального кодекса РФ, Федерального закона №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 года в части нормативной регламентации использования специальных знаний в уголовном судопроизводстве. Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты о работе экспертных учреждений. Их роль в регулировании судебно-экспертной деятельности по уголовным делам.


Тема 3. Субъектный состав и содержание правоотношений, возникающих в связи с использованием специальных знаний по уголовным делам


Субъекты уголовно-процессуального права, назначающие производство экспертиз. Участники процедуры назначения экспертизы. Виды уголовно-процессуальной деятельности, сопровождающие производство экспертных исследований. Ходатайства эксперта. Допрос эксперта. Участие специалиста в производстве процессуальных действий. Допрос специалиста.

Тема 4. Процессуальный статус эксперта. Руководитель экспертного учреждения


Легальное определение эксперта как субъекта уголовно-процессуального права. Легальные определения заключения эксперта, показаний эксперта. Лица, привлекаемые в качестве экспертов по уголовным делам. Компетенция эксперта. Компетентность эксперта.

Права и обязанности эксперта при производстве экспертизы и при его участии в других следственных действиях. Основания отвода эксперта. Самостоятельность эксперта при производстве экспертных исследований и формулировании заключения эксперта. Ответственность эксперта.
Руководитель экспертного учреждения как участник уголовно-процессуальных правоотношений.

Темы, выносимые на лекции

Учебным планом не предусмотрены.

Лабораторные работы

Учебным планом не предусмотрено.

Образовательные технологии

Для наиболее эффективной реализации компетентностного подхода в рамках учебной дисциплины «Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве» с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся целесообразно широко использовать в сочетании с внеаудиторной работой следующие активные и интерактивные формы проведения занятий:

Деловая игра - это моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей. Она является основой методов интерактивного обучения и представляет собой имитацию принятия решений в различных областях, осуществляемую по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Деловая игра способна породить творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала студентами позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

Разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади) - это интерактивный метод организации обучения на основе описания и решения конкретных проблемных ситуаций (от английского «case» - случай). Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Этот метод дает возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Групповая дискуссия- это совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой педагогом с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм - это один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил: сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Игра-разминка - это инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение групповые задания.

Фасилитация - это инструмент, позволяющий стимулировать обмен информацией внутри группы. Фасилитация позволяет ускорить процессы осознания, стимулировать групповую динамику. Педагог в ходе фасилитации помогает процессу группового обсуждения, направляет этот процесс в нужное русло.

Мастер-класс - это интерактивный краткосрочный курс «высшего мастерства» в какой-либо сфере деятельности, как правило, профессиональной, проводимый выдающимся мастером в своей области.

Помимо этого для формирования профессиональных и общекультурных компетенций в рамках учебной дисциплины «Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве» должны быть предусмотрены встречи и мастер-классы с представителями правоохранительных органов, государственных и общественных организаций.

5.1 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество часов
ПР деловая игра, разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади), групповая дискуссия, мозговой штурм, игра-разминка, фасилитация  
Итого:

Шкала оценок

Зачет Не зачтено Зачтено
Академ. Оценка (по 4-х бальной системе) Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично
Бальная оценка (по 100-бальной) От 0 до 39 включительно От 40 до 60 включительно От 61 до 80 включительно От 81 до 100 включительно

8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля)

8.1 Основная литература

  1. Актуальные проблемы права: сб. материалов ежегод. междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 14-15 декабря 2011г.) / ТулГУ, юрид. фак.; редкол. : А. Ю. Головин, А. В. Матвеев, В. Н. Харьков.— Тула: Изд-во ТулГУ, 2012.— 176 с.— Дар каф. ГПиП ТулГУ: 1331340-1331341 .— Библиогр. в конце ст. — ISBN 978-5-7679-2171-3 (в пер.).
  2. Лазарева, В. А. Доказывание в уголовном процессе : учебно-практическое пособие / В. А. Лазарева .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2013 .— 360 с. — (Магистр) .— Библиогр. в конце кн. — ISBN 978-5-9916-2486-2 (в пер.) .
  1. Мартынчик, Е. Г. Адвокатское расследование в уголовном процессе. Теоретико-методологические основы доктрины адвокатского расследования : учеб. пособие / Е. Г. Мартынчик .— М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2009 .— 238 с .— Библиогр. в конце кн. — ISBN 978-5-238-01704-4.
  1. Дубоносов, Е. С. Судебная бухгалтерия : учебник для бакалавров / Е. С. Дубоносов .— 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2013 .— 416 с. — (Бакалавр. Базовый курс) .— Библиогр. в конце кн. — ISBN 978-5-9916-2624-8 (в пер.) .

8.2 Дополнительная литература

  1. Аверьянова, Т.В. Энциклопедия судебной экспертизы / под ред. Т. В. Аверьяновой, Е. Р. Россинской .— М. : Юристъ, 1999 .— 552 с. — (Interpretationes) .— Библиогр. в конце кн. — ISBN 5-7975-0262-3 (в пер.) : 61.20.
  2. Безлепкин, Б.Т. Уголовный процесс России : учеб.пособие / Б.Т.Безлепкин .— 3-е изд.,перераб.и доп. — М. : Кнорус, 2006 .— 496с. — ISBN 5-85971-260-Х /в пер./
  3. Бобров, В.К. Уголовный процесс : учебник / В.К.Бобров [и др.];под ред.В.П.Божьева .— М. : Спарк, 2006 .— 524с. — (Основы наук) .— Библиогр.в конце кн. — ISBN 5-9692-0117-0 /в пер./
  4. Смирнов, А.В. Уголовный процесс : учебник для вузов / А.В.Смирнов,К.Б.Калиновский;под общ.ред.А.В.Смирнова .— 2-е изд. — М.и др. : Питер, 2006 .— 697с. — (Учебник для вузов) .— ISBN 5-469-00812-6 /в пер./
  5. Известия Тульского государственного университета. Сер. Экономические и юридические науки / ТулГУ.- 2009. Вып.2, 2009.- Вып.», ч.2.- С3268-274.
  6. Россинская, Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе : практич. пособие / Е. Р. Россинская ; Ассоц. работников правоохранит. органов РФ .— М. : Право и закон, 1996 .— 223 с. : ил. — Библиогр. в конце кн. — 13000.00.
  7. Сапожников, Владимир Григорьевич. Актуальные проблемы судебной медицины для юристов : монография / В. Г. Сапожников ; РПА Минюста РФ, Тул. фил. — 2-е изд., доп .— Тула : Папирус, 2010 .— 174 с .— Дар ТФ РПА ТулГУ : 1333874-1333881.
  8. Толстухина, Татьяна Викторовна. Использование специальных знаний при расследовании неосторожных преступлений, связанных с аварийными взрывами : монография / Т. В. Толстухина .— Тула : Изд-во ТулГУ, 2012 .— 188 с. — Дар автора ТулГУ : 1334067 .— Библиогр. в конце кн. — ISBN 978-5-7679-2259-8.
  9. Уголовный процесс : учебник для бакалавров / В. К. Бобров [и др.] ; под ред. В. П. Божьева .— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2012 .— 542 с. — (Бакалавр) .— ISBN 978-5-9916-1726-0 (изд-во Юрайт) .— ISBN 978-5-9692-1309-8 (ИД Юрайт) .
  10. Уголовный процесс. Проблемные лекции : учебник для магистров / А. С. Александров [и др.] ; под ред. В. Т. Томина; И. А. Зинченко .— Москва : Юрайт, 2013 .— 800 с. — (Магистр) .— Дар Изд-ва "Юрайт" ТулГУ : 1340190 .— Библиогр. в подстроч. примеч. — ISBN 978-5-9916-2180-9 ((в пер.)) .
  1. Уголовно-процессуальное право : учебник для вузов / Т. Г. Бородинова [и др.] ; под общ. ред. В. М. Лебедева ; Верховный Суд РФ ; Рос. акад. правосудия .— Москва : Юрайт, 2013 .— 1017 с. — (Бакалавр. Углубленный курс) .— Дар Изд-ва "Юрайт" ТулГУ : 1340196 .— Библиогр.: с.1003-1010 .— ISBN 978-5-9916-2575-3 (в пер.) .
  1. Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики : учебник для магистров / В. В. Иванов [и др.] ; под ред. В. А. Лазаревой; А. А. Тарасова .— 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2013 .— 477 с. — (Магистр) .— Библиогр. в конце гл. — ISBN 978-5-9916-2911-9 (в пер.)

8.3 Периодические издания

1. Журнал Российского права : журнал / Учред.: Ин-т законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Юрид.изд-во "Норма" .— М. : Норма-ИНФРА-М, № 10 (2010).

2. Российская юстиция. – М.: Юридическая литература, 1996. № 1-6 (2012).

3. Судебная экспертиза : научно-практический журнал / УМО образ.учр-ний проф.образ.в обл.суд.экспертизы .— 2006 №1-4 .— 2007 №1-4 .— 2008 №1-2 .— Саратов, 2006- (2012).— ISSN 1813-4327

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины

использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве

  Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция Профиль подготовки: «Уголовный процесс, криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности».   Квалификация (степень) выпускника: магистр     Форма обучения: очная  

Тула 2013 г.

ЛИСТ

Наши рекомендации