Судебная власть как функция государственного органа - суда обладает рядом присущих ей признаков.

Структура ФНС России.

- Центральный аппарат - руководитель ФНС, заместители руководителя и 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы, в том числе: управление администрирования налогов с доходов физических лиц; управление администрирования налога на прибыль; управление администрирования единого социального налога; управление налогового контроля; управление администрирования косвенных налогов; управление контроля и лицензирования госрегулируемых видов деятельности; управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц; управление налогового аудита; организационно-инспекторское управление; управление контроля налоговых органов и др.

- Коллегия ФНС - совещательный орган ФНС, который рассматривает важнейшие вопросы деятельности налоговых органов. Решения Коллегии принимаются большинством голосов ее членов и проводятся в жизнь приказами ФНС.

Персональный состав Коллегии и порядок участия членов Коллегии в ее заседаниях определяются и утверждаются отдельным приказом руководителя ФНС.

- Центральная экспертная комиссия ФНС - постоянно действующий орган ФНС, осуществляющий организацию и проведение методической и практической работы по экспертизе ценности и подготовке к передаче на государственное хранение управленческой и другой специальной документации Архивного фонда РФ, находящейся на ведомственном хранении в ФНС и налоговых органах РФ.

Персональный состав ЦЭК назначается приказом руководителя ФНС из наиболее квалифицированных сотрудников подразделений под председательством одного из заместителей руководителя.

- Подведомственные ФНС учреждения и организации, которые обеспечивают деятельность налоговых органов.

ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности (ст. 5 Положения о ФНС):

1) осуществляет контроль и надзор за:

- соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

2) выдает в установленном порядке:

- свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином;

- свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом;

3) осуществляет:

- государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- выдачу специальных марок для маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации;

- федеральный государственный надзор в области организации и проведения азартных игр;

4) регистрирует в установленном порядке контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) ведет в установленном порядке:

- учет всех налогоплательщиков;

- Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

- государственный реестр контрольно-кассовой техники;

6) бесплатно информирует (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

7) осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

8) принимает в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения об изменении сроков уплаты налогов, сборов и пеней;

9) устанавливает (утверждает) формы различных налоговых документов:

налогового уведомления; требования об уплате налога; заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; уведомлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговом органе; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки; форму и требования к составлению акта налоговой проверки; акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 120, 122, 123), и требования к его составлению; представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период; справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога; представления органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства; уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) в иностранной валюте (в валюте Российской Федерации) в банках за пределами территории Российской Федерации; уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось, другие формы документов;

10) разрабатывает формы и порядок заполнения расчетов по налогам, формам налоговых деклараций и иные документы и направляет их на утверждение в Министерство финансов РФ;

11) осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

- запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

- привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации;

- создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

- разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды, знаков различия, удостоверений, а также порядок ношения форменной одежды.

Федеральная налоговая служба осуществляет общее руководство, контроль и координацию деятельности налоговых органов России. Она издает приказы, инструкции, методические указания и другие нормативные документы, связанные с применением законодательных актов о налогах и других обязательных платежах.

К территориальным органам ФНС России относятся<1>:

--------------------------------

<1> Территориальные органы ФНС организованы в соответствии с Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (в ред. от 05.04.2012), которым утверждены: Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (приложение N 1), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (приложение N 2), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных (приложение N 3), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по федеральному округу (приложение N 4), Положение об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (приложение N 5), Положение о Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по ценообразованию для целей налогообложения (приложение N 6).

- межрегиональные инспекции ФНС России: межрегиональная инспекция ФНС по федеральному округу; межрегиональная инспекция ФНС по центральной отработке данных; межрегиональная инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам;

- управления ФНС по субъектам Российской Федерации;

- инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления;

- межрайонные налоговые инспекции ФНС.

В основе построения системы налоговых органов находится федеративное устройство Российской Федерации и ее административно-территориальное деление. При образовании межрегиональных инспекций ФНС принимаются во внимание и определенные сферы деятельности, требующие специализации инспекций.

Межрегиональные инспекции ФНС - территориальные органы ФНС, которые входят в единую централизованную систему налоговых органов. В настоящее время действуют: межрегиональные инспекции ФНС по федеральным округам (сокращенное наименование - МИ ФНС России по ___ округу); межрегиональные инспекции ФНС по крупнейшим налогоплательщикам (сокращенное наименование - МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N __);

Межрегиональная инспекция ФНС по центральной обработке данных (сокращенное наименование - МИ ФНС России по ЦОД). Положения о межрегиональных инспекциях ФНС утверждены Приказом Министра финансов РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012).

Межрегиональные инспекции находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны.

Межрегиональная инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации крупнейшими налогоплательщиками.

Межрегиональную инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель межрегиональной инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя межрегиональной инспекции. Межрегиональные инспекции осуществляют функции налоговых органов на определенной территории или в определенной сфере деятельности.

Межрегиональная инспекция является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управления ФНС по субъектам РФ (сокращенное наименование - УФНС России по ___) являются территориальными органами ФНС и входят в единую централизованную систему налоговых органов.

УФНС по субъектам РФ находятся в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольны. Управление возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России. Руководитель управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС по представлению руководителя управления.

УФНС по субъекту РФ осуществляет функции по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах полномочий налоговых органов.

УФНС по субъекту РФ осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

УФНС по субъекту РФ осуществляет свою деятельность непосредственно и через инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня и во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами.

Полномочия управления в установленной сфере деятельности определяются Положением "Об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации", утвержденным Приказом Министра финансов РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012).

Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня (ИФНС) - основное звено в системе налоговых органов. ИФНС находятся в непосредственном подчинении управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольны ФНС и управлению.

ИФНС - территориальный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ИФНС осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, представляет в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам.

Правовой статус ИФНС, их полномочия, организация деятельности определяются в Положении "Об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции ФНС межрайонного уровня", утвержденном Приказом Минфина РФ от 9 августа 2005 г. N 101н (в ред. от 05.04.2012).

ИФНС по району, району в городе, городу без районного деления и ИФНС межрайонного уровня осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, иных обязательных платежей;

- осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

- ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков на подведомственной территории: Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков, а также учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций;

- осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, пеней и штрафов;

- осуществляет проверку деятельности юридических и физических лиц в установленной сфере деятельности;

- взыскивает в установленном порядке недоимки и пени по налогам и сборам, предъявляет в суды иски о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах, а также в иных случаях, установленных законодательством РФ;

- осуществляет иные функции, предусмотренные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

ИФНС возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России. Руководитель инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем управления ФНС по представлению руководителя инспекции. Другие работники инспекции назначаются на должности приказом руководителя инспекции.

Руководитель инспекции:

- организует и осуществляет на принципах единоначалия общее руководство и контроль за деятельностью инспекции;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- представляет на утверждение в управление структуру инспекции и смету доходов и расходов на ее содержание, утверждает в пределах установленной численности и фонда оплаты труда штатное расписание, а также положения о структурных подразделениях инспекции и должностные инструкции ее работников;

- издает приказы, распоряжения и дает указания по вопросам деятельности инспекции, обязательные для исполнения всеми работниками инспекции;

- назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников инспекции;

- представляет в установленном порядке и в надлежащие сроки в управление отчеты о проделанной работе за соответствующий отчетный период;

- решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в инспекции;

- привлекает в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной ответственности работников инспекции за нарушения, допущенные ими в работе, если за эти нарушения не предусмотрена административная или уголовная ответственность.

ИФНС является юридическим лицом, имеет бланк и печать с изображением Государственного герба РФ, со своим полным и сокращенным наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

Все работники налоговых органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета.

В случае гибели работника налогового органа в связи с осуществлением служебной деятельности семье погибшего или его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнего денежного содержания погибшего из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. При нанесении работнику налогового органа тяжких телесных повреждений, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц, а также в течение десяти лет - разница между размерами его должностного оклада и пенсией.

При нанесении работнику налогового органа менее тяжких телесных повреждений ему выплачивается единовременное пособие в размере пяти месячных заработков из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Ущерб, причиненный имуществу работника налогового органа (или его близкого родственника) в связи со служебной деятельностью, возмещается в полном объеме из средств федерального бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Руководящим работникам и специалистам налоговых органов присваиваются в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией и стажем работы классные чины.

Положение о классных чинах работников налоговых органов и размер доплат за классные чины утверждаются Президентом РФ.

Граждане, назначенные на государственные должности в налоговые органы, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).

Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 02.04.2014).

Налоговый кодекс РФ (часть первая).

Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации".

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе" (в ред. от 03.07.2014);

Приказ Министерства финансов РФ от 9 августа 2005 г. N 101н "Об утверждении Положений о территориальных органах Федеральной налоговой службы" (ред. от 05.04.2012).

Приказ Федеральной налоговой службы от 3 июня 2005 г. N САЭ-3-15/231@ "О порядке назначения лиц на руководящие должности территориальных органов Федеральной налоговой службы".

Приказ Федеральной налоговой службы от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@ "Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы".

Глава 23. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.1. Понятие, основные задачи и полномочия

Министерства юстиции Российской Федерации и его органов

Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния (п. 1 Положения о Минюсте России).

Основные задачи Минюста России (п. 3 Положения о Минюсте):

- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

- нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

- обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

- обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека;

- организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций;

- осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Министерство юстиции возглавляет все действующие в стране и подведомственные ему органы юстиции и федеральные службы. В своей упорядоченной совокупности перечисленные государственные органы образуют систему органов юстиции (схема 31).

Схема 31

Система органов Министерства юстиции Российской Федерации

(п. п. 2, 6 Указа Президента РФ "Вопросы

Министерства юстиции РФ"; п. п. 10 - 11 Положения

о Министерстве юстиции РФ)

┌────────────────────────────────┐

│ Министерство юстиции РФ │

│ │

│ Центральный аппарат │

└───────────────┬────────────────┘

┌───────────────────┼────────────────────┐

V V V

┌────────────────────┐ ┌──────────────┐ ┌────────────────────┐

│Подведомственные │ │Подведомствен-│ │Территориальные │

│федеральные службы: │ │ные учреждения│ │органы: │

│- Федеральная служба│ │ и иные │ │- управления по │

│исполнения наказаний│ │подразделения │ │федеральным округам;│

│(ФСИН России); │ │ │ │- управления │

│- Федеральная служба│ │ │ │(отделы) по │

│судебных приставов│ │ │ │субъектам │

│(ФССП России) │ └──────────────┘ └────────────────────┘

└────────────────────┘

Общее руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, который, в частности, утверждает положение о Минюсте России, его структуру (основные положения), предельную численность работников центрального аппарата и территориальных органов и фонд оплаты труда государственных служащих, назначает на должность и освобождает от должности Министра юстиции РФ и его заместителей.

Минюст России возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр имеет заместителей, определение количества которых, а также назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Структура и штатное расписание центрального аппарата Минюста России утверждаются министром в пределах численности (без персонала по охране и обслуживанию зданий) и фонда оплаты труда государственных служащих, установленных Президентом РФ с учетом реестра должностей федеральной государственной гражданской службы и актов, определяющих нормативную численность соответствующих подразделений (схема 32).

Схема 32

Структура центрального аппарата Минюста России

(Указ Президента РФ от 13.10.2004 "Вопросы

Министерства юстиции РФ", Положение о Минюсте РФ)

┌───────────────────┐

│ Министр юстиции │

│ России │

└──────────┬────────┘

┌─────────────────────┼───────────────────────┐

V V V

┌─────────────────┐ ┌───────────────────┐ ┌─────────────────────────┐

│ Научно- │ │первый заместитель │ │ Коллегия Минюста России │

│ консультативный │ │ Министра юстиции │ │ (министр, его │

│ совет │ │ │ │ заместители, директора │

└─────────────────┘ ├───────────────────┤ │ ФСИН, ФССП, иные │

│ заместители │ │ работники Минюста, │

│ министра юстиции │ │ специалисты в сфере │

│ │ │ юстиции) │

└──────────┬────────┘ └─────────────────────────┘

┌──────────┴───────────────────────┐

V V

┌─────────────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────┐

│ Департаменты │ │ Иные подразделения │

├─────────────────────────────────────────┤ ├──────────────────────┤

│- Департамент организации и контроля │ │- учебные и научно- │

│- Департамент регистрации ведомственных │ │исследовательские │

│нормативных правовых актов │ │учреждения │

│- Департамент законопроектной │ │(Российская правовая │

│деятельности и мониторинга │ │академия, Научный │

│правоприменения │ │центр правовых │

│- Департамент по делам некоммерческих │ │исследований, │

│организаций │ │Российский │

│- Департамент гражданского и социального │ │федеральный центр │

│законодательства │ │судебной экспертизы и │

│- Департамент нормативно-правового │ │др.) │

│анализа и контроля в сфере исполнения │ │- подразделения │

│наказаний и судебных актов регулирования │ │социального и │

│- Департамент конституционного │ │технического │

│законодательства │ │обеспечения │

│- Департамент государственной службы и │ │- другие │

│кадров │ │подразделения │

│- Департамент управления делами │ └──────────────────────┘

│- Департамент международного права и │

│сотрудничества │

│- Департамент по вопросам правовой │

│помощи и взаимодействия с судебной │

│системой │

│- Аппарат Уполномоченного РФ при ЕСПЧ - │

│заместителя министра │

└─────────────────────────────────────────┘

Министр юстиции распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц Минюста России, утверждает положения о структурных подразделениях центрального аппарата Минюста России, его территориальных органах и федеральных государственных учреждениях, назначает на должности и освобождает от должности руководителей территориальных органов федеральных служб, подведомственных Минюсту, вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты нормативных актов, другие документы по вопросам, относящимся к компетенции Минюста, выполняет иные функции (см. подробнее п. 12 Положения о Минюсте России).

Аппарат Минюста России осуществляет организационное обеспечение деятельности министра, состоит из руководителя аппарата и помощников министра, иных федеральных государственных гражданских служащих.

Департаменты Минюста России - структурные подразделения Минюста России, создаются по основным направлениям деятельности министерства, в их состав могут входить отделы.

Коллегия Минюста России - совещательный орган при Министре юстиции. В ее состав входят министр (председатель коллегии), его заместители, руководители подведомственных Минюсту России федеральных служб, а также другие лица. Состав коллегии Минюста России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ. Коллегия рассматривает вопросы, связанные с реализацией возложенных на министерство задач, а также вырабатывает управленческие решения. Принятые на заседании коллегии решения оформляются протоколом и, как правило, объявляются приказами министра.

Учреждения центрального подчинения (федеральные государственные учреждения): Российский федеральный центр судебной экспертизы, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, государственное учреждение "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Министерстве юстиции Российской Федерации".

Территориальные органы Минюста России:

- управления Минюста России по федеральным округам. Например, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному федеральному округу, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Дальневосточному федеральному округу;

- управления и отделы Минюста по субъекту (субъектам) Российской Федерации. Например, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Чувашской Республике, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Камчатской области и Корякскому автономному округу.

Руководитель территориального органа Минюста России назначается на должность и освобождается от должности приказом Минюста России, имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности приказом Минюста России по его представлению.

Положение о территориальном органе Минюста России, его структура и штатное расписание утверждаются Министром юстиции России.

Структура территориального органа Минюста России: руководство (руководитель и его заместители); структурные подразделения по основным направлениям деятельности - управления либо отделы. Их правовой статус и объем полномочий определяются положениями, утверждаемыми руководителем территориального органа Минюста России.

При территориальных органах Минюста России, действующих в пределах федерального округа, образуются координационные советы руководителей территориа

Наши рекомендации