Кафедра Гражданское и земельное право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Права и управления

Кафедра Гражданское и земельное право

Утверждаю: Зав. кафедрой Гражданское и земельное право _________________ М.А.Берестнев «___»____________ 2015 г.  
 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины (модуля)

«Трудовое право»

Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат

Направление (специальность) подготовки: 40.03.01 Юриспруденция

Профиль (специализация) подготовки: общий

Квалификация выпускника: академический бакалавр

Форма обучения: (очная, заочная)

Тула 2015

ЛИСТ

согласования рабочей программы дисциплины (модуля)

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) «Трудовое право» разработана доцентом Т.Ю.Руденкои обсуждена на заседании кафедры Гражданское и земельное право Института права и управления(протокол заседания кафедры №__1__ от «__31__» _августа_ 2015 г.)

Разработчик(и) рабочей программы дисциплины (модуля) ____________________________.

личная подпись(и)

СОДЕРЖАНИЕ

1 Цель и задачи освоения учебной дисциплины (модуля) 4

2 Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы.. 4

3 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю) 4

4 Содержание и структура учебной дисциплины (модуля) 7

4.1 Содержание разделов учебной дисциплины (модуля) 7

4.2 Распределение часов по семестрам и видам занятий. 11

4.3 Темы, выносимые на лекционные занятия. 11

4.4 Лабораторные работы.. 12

4.5 Практические занятия (семинары) 13

4.6 Самостоятельная работа студента. 18

5 Образовательные технологии. 20

6 Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 23

6.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий. 23

6.2 Требования к оборудованию рабочих мест преподавателя и обучающихся. 23

6.3 Требования к специализированному оборудованию.. 23

6.4 Требования к программному обеспечению учебного процесса. 23

7 Порядок проведения текущего контроля и промежуточных аттестаций. Шкалы оценок. 23

7.1 Шкала академических оценок освоения дисциплины (модуля) 24

7.2 Система оценки достижений обучающегося по дисциплине (модулю) 24

7.3 Система оценки компетенций или их элементов, сформированных у обучающихся в ходе освоения дисциплины (модуля) 26

8 Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточных аттестаций обучающихся 27

9 Учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля) 28

9.1 Основная литература. 28

9.2 Дополнительная литература. 29

9.3 Периодические издания. 29

9.4 Интернет-ресурсы.. 29

9.5 Методические указания к лабораторным занятиям.. 30

9.6 Методические указания к практическим занятиям.. 30

9.7 Методические указания к курсовому проектированию и другим видам самостоятельной работы 30

1. Цель и задачи освоения учебной дисциплины (модуля)

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов целостного представления о Трудовом праве. В процессе изучения дисциплины «Трудовое право» студенты должны ознакомиться с основными понятиями и категориями данного курса, получить представление о структуре и основных закономерностях данной науки, ее практических приложениях, получить представление о месте и роли трудового права в системе права; изучить содержание прав работника и работодателя (порядок их реализации и защиты), а также их обязанностей, содержание трудового договора, виды ответственности по трудовому законодательству, порядок защиты трудовых прав работника; научиться анализировать и решать правовые проблемы в сфере трудовых правоотношений.

Задачами изучения дисциплины являются:

–обеспечить формирование у студентов системы знаний по дисциплине «Трудовое право».

–выработать у студентов умение анализировать нормативно-правовые акты, в области трудовых правоотношений;

–помочь студентам усвоить основные правовые понятия и термины, касающиеся трудовых правоотношений;

– сформировать умение анализировать судебную и арбитражную практику;

2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Учебная дисциплина (модуль) относится к базовой части учебного цикла – Б 3 Профессиональный цикл.

1) Для успешного освоения учебной дисциплины (модуля) необходимы знания, умения и владения, продемонстрированные обучающимся при поступлении в ВУЗ, а также, сформированные предшествующими дисциплинами образовательной программы: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Гражданское право», «Уголовное прав».

2)Знания, умения и владения, сформированные при изучении данной учебной дисциплины, необходимы для успешного освоения последующих дисциплин: «Коммерческое право», «Гражданский процесс», «Право интеллектуальной собственности», «Финансовое право, выполнения выпускной квалификационной работы и прохождения итоговой государственной аттестации.

3. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВОпо данномунаправлениюподготовки:

- общекультурных компетенций (ОК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- профессиональных компетенций (ПК):

в нормотворческой деятельности:

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

- способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

- способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

- способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

- способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

- владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

- готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

- готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

- способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

- способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

- способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

- способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

- способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  1. сущность и содержание:

- основных понятий и категорий – трудовые правоотношения, трудоустройство, работник, работодатель, трудовой договор, дискриминация, забастовка, социальное партнерство,коллективные переговоры, коллективный договор, время труда и отдыха, труд за пределами нормальной продолжительности, заработная плата, стимулирующие и компенсационные выплаты, перевод, перемещение, трудовые споры, трудовая дисциплина, материальная ответственность, подготовка и переподготовка кадров, охрана труда, труд лиц с семейными обязанностями, вахтовый метод, труд лиц с особыми климатическими условиями, международная организация труда

- институтов в трудовом праве –социальное партнерство в сфере труда, трудовой договор, рабочее время, время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок, дисциплина труда, охрана труда, материальная ответственность сторон трудового договора, особенности регулирования труда отдельных категорий работников, защита трудовых прав и свобод, рассмотрение и разрешение трудовых споров, ответственность за нарушение трудового законодательства.

- элементов правоотношения сферы труда и защиты трудовых прав: субъектов трудовых правоотношений, объектов трудовых правоотношений, правоотношений, связанных с трудом; оснований возникновения трудовых правоотношения;

- признаков субъектов трудовых правоотношений (ПК-2);

  1. юридическое отражение и обеспечение в российском трудовом законодательстве

основных положений науки по вопросу о роли государства в регулировании трудовых отношений, а также вопросам функционирования рыночной экономики (ПК-6);

3. принципы и методы деятельности государства в рыночных экономических отношениях, средства правового регулирования и реализации права в сфере труда (ПК-5);

4. роль государства и права в согласовании долгосрочных и краткосрочных интересов обществав сфере труда (ПК-6);

5. закономерности взаимосвязей между ролью государства и права в экономике и политической системой общества (ПК-5);

6. основные исторические этапы, закономерности и особенности становления трудового права России, а также зарубежных стран(ОК-8);

7. особенности конституционного строя и правового положения граждан, как работников (ОК-9);

Уметь:

  1. оперировать юридическими понятиями и категориями в сфере регулирования трудовых отношений(ОК-4);

2. анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними трудовые правоотношения(ПК-6);

3. анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы законодательство труде(ПК-15);

4. принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

5. осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов в сфере труда (ПК-14);

6. предоставлять юридические заключения и консультации в вопросах деятельности по реализации трудовых прав ПК-16);

7. правильно составлять и оформлять юридические документы в сфере осуществления трудовых правоотношений (ПК-7);

8. осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений в сфере труда(ПК-11).

Владеть:

  1. юридической терминологией в сфере труда (ОК-4);

2. навыками:

- работы с правовыми актами в сфере труда(ПК-15);

- анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм права интеллектуальной собственности и профильных правоотношений, являющихся объектами профессиональной деятельности(ПК-6);

- анализа правоприменительной практики в области трудовых правоотношений и связанных с трудом(ПК-2).

4. Содержание и структура учебной дисциплины (модуля)

4.1 Содержание разделов учебной дисциплины (модуля)

1. Трудовые отношения работников и производные от них отношения как предмет трудового права.

1.1. Правоотношения, тесно связанные с применением труда: правоотношения по трудоустройству, организационно-управленческие, по профессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно на производстве, по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, рассмотрению трудовых споров.

2. Метод и система трудового права.

2.1 Понятие трудового права. Роль труда в жизни общества.

2.2. Общественно-трудовые отношения – главные в сфере социальной организации труда.

2.3. Предмет и метод трудового права: трудовые отношения работников предприятий, учреждений, организаций, иные отношения, тесно связанные с трудовыми отношениями.

2.4. Соотношение централизованного, локально-договорного и индивидуально-договорного регулирования трудовых отношений.

2.5. Система трудового права как отрасли права.

2.6. Соотношение системы трудового права и системы законодательства, тенденции ее развития.

2.7. Соотношение трудового права и других отраслей права, регулирующих отношения, связанные с коллективным и индивидуальным трудом.

3. Основные принципы трудового права.

3.1. Понятие принципов трудового права, их структура, классификация и реализация в нормах трудового права.

3.2. Соотношения принципов правового регулирования трудовых отношений с субъективными трудовыми правами и обязанностями.

4. Источники трудового права.

4.1 Понятие источников трудового права и их виды. Конституция РФ, иные законы и подзаконные акты Российской Федерации о труде.

4.2. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по категориям работников.

4.3. Коллективные договоры и иные локальные нормативные акты.

4.4. Единство и дифференциация в правовом регулировании условий труда.

4.5. Общее и специальное законодательство.

4.6. Значение судебной практики для правоприменительной деятельности.

4.7. Соотношения законодательства о труде РФ с международными договорами и конвенциями Международной организации труда (МОТ).

5. Субъекты трудового права.

5.1. Понятие и классификация субъектов трудового права, их трудовая право субъективность.

5.2. Граждане как субъекты трудового права.

5.3. Предприятия, учреждения, организации (работодатели) как субъекты трудового права.

6. Понятие трудового правоотношения.

6.1. Понятие и система правоотношений по трудовому праву.

7. Трудовой коллектив.

7.1. Трудовой коллектив как субъект трудового права, полномочия трудового коллектива и формы их реализации в управлении предприятием, учреждением, организацией.

7.2. Профсоюзы – субъекты трудового права.

7.3. Иные представители работников и работодателей.

8. Права и роль профсоюзов.

8.1. Роль профсоюзов в регулировании трудовых правоотношений.

8.2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

9. Понятие коллективного договора и его роль. Социальное партнерство в сфере труда.

9.1. Понятие социального партнерства.

9.2. Основные принципы социального партнерства в сфере труда.

9.3. Коллективные договоры и соглашения.

9.4. Понятие, виды и стороны соглашений.

9.5. Содержание соглашений и их роль в условиях рыночных отношений.

9.6. Ответственность сторон социального партнерства.

10. Правовое регулирование трудоустройства.

10.1. Понятие и формы занятости, правовая организация трудоустройства.

10.2. Права и обязанности трудоустраиваемых лиц.

10.3. Понятие безработного. Гарантии и выплата пособий по безработице.

10.4. Возможности привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации.

11. Понятие трудового договора.

11.1. Понятие трудового договора. Виды трудового договора.

11.2. Содержание и форма трудового договора, стороны трудового договора.

11.3. Общий порядок заключения трудового договора. Оформление приема на работу.

12. Виды трудовых договоров.

12.1. Срочные договоры и договоры, заключаемые на неопределенный срок.

12.2. Понятия и виды переводов по трудовому праву. Временные переводы.

12.3. Отличие перемещения от перевода.

12.4. Изменение существующих условий труда. Отстранение от работы.

12.5. Классификация прекращения трудового договора: по инициативе работника, по инициативе работодателя.

13. Контракт.

13. Расторжение трудового договора по инициативе органов, не являющихся сторонами рудового договора.

13.1 Расторжение трудового договора по инициативе органов, не являющихся сторонами рудового договора.

13.2. Порядок оформления увольнения работников, осуществление расчетов с ними.

13.3. Выходное пособие.

14. Рабочее время и время отдыха.

14.1. Понятие рабочего времени по трудовому праву.

14.2. Правовые нормативы рабочего времени.

14.3. Виды рабочей недели, рабочего дня, рабочей смены.

14.4. Режим рабочего времени и порядок его установки.

14.5. Учет рабочего времени.

14.6. Сверхурочные работы.

14.7. Понятия и виды времени отдыха.

14.8. Ежегодный отпуск работников: основные, дополнительные и порядок их предоставления.

15. Методы правового регулирования заработной платы.

15.1. Понятие заработной платы и ее функции.

15.2. Методы правового регулирования заработной платы.

15.3. Минимальная заработная плата.

15.4. Индексация заработной платы.

16. Тарифная система оплаты рабочих и служащих.

16.1. Тарифная система оплаты труда, их элементы.

16.2 Нормирование труда. Нормы выработки (нормы времени, нормы обслуживания, нормированные производственные задания, нормативы численности).

17. Система заработной платы.

17.1 Система заработной платы (повременная, сдельная, премиальная).

17.2 Вознаграждение по итогам годовой работы.

17.3. Оплата труда при отклонении от нормальных условий труда, удержания из заработной платы.

17.4. Средний заработок и его исчисление.

17.5. Гарантийные и компенсационные выплаты.

18. Правила внутреннего распорядка.

18.1. Локальные акты предприятия, организации.

18.2 . Классификация локальных актов предприятия, организации.

19. Трудовая дисциплина.

19.1. Понятие и общая характеристика дисциплины труда.

19.2. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка.

19.3. Меры поощрения за успехи в труде: виды, основания, порядок применения мер поощрения.

19.4. Понятие и виды дисциплинарной ответственности.

19.5. Дисциплинарный проступок как основание для привлечения к дисциплинарной ответственности.

19.6. Дисциплинарные взыскания, процедура наложения, порядок снятия и обжалования, меры общественного воздействия.

20. Материальная ответственность сторон трудового правоотношения.

20.1. Понятие и значение материальной ответственности сторон трудового правоотношения.

20.2. Материальная ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации, отличие от гражданско-правовой ответственности.

20.3. Виды материальной ответственности работников.

20.4. Определение размера ущерба и порядок его возмещения.

20.5. Ограничение удержаний из заработной платы.

20.6. Материальная ответственность работодателя перед работником.

20.7. Определение размера возмещения и порядок взыскания.

20.8. Регрессные иски.

21. Охрана труда.

21.1. Понятие охраны труда.

21.2. Права и обязанности работников и работодателей, относящиеся к обеспечению охраны труда.

21.3. Правила и инструкции по охране труда.

21.4. Специальные нормы и правила по охране труда.

21.5. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

22. Индивидуальные и коллективные трудовые споры и порядок их разрешения.

22.1. Понятие трудовых споров по российскому законодательству.

22.2.Условия и причины возникновения трудовых споров.

22.3. Органы, рассматривающие трудовые споры: компетенция, подведомственность.

22.4. Понятие,предмет, стороны,виды коллективных трудовых споров,.

22.5. Система органов и механизм разрешения коллективных трудовых споров.

22.6. Примирительные процедуры. Трудовой арбитраж. Забастовки.

22.7. Понятие индивидуальных трудовых споров, причины их возникновения.

22.8. Органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

22.9. Комиссия по трудовым спорам.

22.10. Судебный порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров и его особенности.

23. Трудовые конфликты и порядок их разрешения.

23.1. Понятие, виды трудовых конфликтов.

23.2. Досудебный порядок рассмотрения трудовых конфликтов.

24. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде.

24.1. Государственный надзор и контроль как способ защиты трудовых прав работников.

24.2. Федеральная инспекция труда, специально уполномоченные органы – федеральные надзоры.

24.3. Ответственность должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушение трудового законодательства.

25. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников.

25.1. Организационно-правовые формы подготовки, переподготовки,повышения квалификации работников.

25.2. Ученический договор.

26. Международно-правовое регулирование труда.

26.1. Понятие международно-правового регулирования труда.

26.2. Источники международно-правового регулирования труда.

26.3. Международная организация труда (МОТ), конвенции и рекомендации МОТ.

27. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

27.1. Случаи установления особенностей регулирования труда.

28.Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

28. 1. Особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями.

29. Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

29.1 Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет.

30. Особенности регулирования труда надомников.

30.1 Особенности регулирования труда надомников

31. Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц.

31.1 Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц.

32. Особенности регулирования труда педагогических работников.

32.1 Особенности регулирования труда педагогических работников.

33. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.

33.1 Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом.

34. Труд лиц, работающих в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях.

35. Особенности регулирования труда других категорий работников

Лабораторные работы

Не предусмотрено образовательной программой

Примерная тематика контрольно –курсовых, курсовых проектов (работ)

Семестр № 4

Семестр № 5

Подготовка к курсовой работе - 20 часов.

  1. Предмет трудового права
  2. Метод трудового права
  3. Социальное назначение и служебные функции трудового права
  4. Система трудового права
  5. Единство и дифференциация правового регулирования труда
  6. Место трудового права в системе национального права России
  7. Источники трудового права
  8. Конституция РФ как источник трудового права
  9. Свобода труда и его реализация в трудовом праве
  1. Понятие и содержание трудового правоотношения
  2. Отношения, тесно связанные с трудовыми как предмет трудового права (виды, стороны, содержание)
  3. Основные трудовые права и обязанности работников
  4. Основные трудовые права и обязанности работодателей
  5. Соотношение законодательного, коллективно-договорного и индивидуально-договорного регулирования труда
  6. Локальное регулирование трудовых отношений
  7. Правоотношения по профессиональной подготовке кадров на производстве
  8. Запрет дискриминации при найме на работу
  9. Совместительство и совмещение профессий
  10. Понятие и виды трудового договора
  11. Ученический договор: правовая регламентация
  12. Разновидности трудового договора: типичные и атипичные договоры
  13. Срочный трудовой договор: специфика правового регулирования
  14. Особенности правового регулирования труда работников, заключавших договор на срок до двух месяцев и работников, занятых на сезонных работах
  15. Трудовой договор с руководителями организации
  16. Необходимые и факультативные условия трудового договора
  17. Правовое регулирование перевода на другую работу
  18. Общие основания прекращения трудового договора
  19. Расторжение трудового договора по инициативе работника
  20. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
  21. Правовые вопросы аттестации работников
  22. Проблемы образования в РФ судов по трудовым делам и разработки трудового процессуального кодекса
  23. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон
  24. Прекращение трудового договора вследствие нарушения обязательных правил при его заключении
  25. Испытательный срок при приеме на работу: правовое регулирование
  26. Массовые увольнения: правовое регулирование
  27. Правовое регулирование продолжительности рабочего времени
  28. Правовое регулирование режима рабочего времени
  29. Сверхурочная работа и ее правовое регулирование
  30. Право на отдых и его юридические гарантии
  31. Трудовые отпуска: правовое регулирование
  32. Методы правового регулирования заработной платы
  33. Правовое регулирование заработной платы в бюджетной сфере
  34. Тарифная система заработной платы: правовое регулирование
  35. Оплата труда в условиях, отклоняющихся от нормальных
  36. Гарантийные и компенсационные выплаты и доплаты
  37. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка
  38. Правовые методы укрепления дисциплины труда
  39. Виды дисциплинарной ответственности работников
  40. Материальная ответственность работников за ущерб причиненный организации
  41. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный работнику в связи с трудовыми отношениями
  42. Охрана труда женщин: правовые вопросы
  43. Охрана труда женщин-матерей: правовые вопросы
  44. Охрана труда несовершеннолетних: правовые вопросы
  45. Правовые основы охраны труда
  46. Индивидуальные трудовые споры и порядок их разрешения
  47. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения
  48. Правовое регулирование забастовок
  49. Правой статус работодателя по трудовому законодательству РФ
  50. Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и ответственность за его нарушение
  51. Правовая регламентация деятельности профсоюзов
  52. Правовые аспекты социального партнерства
  53. Коллективные договоры и соглашения: общая характеристика
  54. Виды дифференциаций в трудовом праве РФ
  55. Особенности правового регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям
  56. Особенности правового регулирования труда работников-вахтовиков
  57. Правовое регулирование труда работников акционерных обществ
  58. Особенности правового регулирования труда работников производственных кооперативов
  59. Особенности правового регулирования труда работников, работающих у работодателей - физических лиц
  60. Особенности правового регулирования труда работников образовательных учреждений
  61. Особенности правового регулирования труда работников транспорта
  62. Особенности регулирования труда надомников
  63. Особенности регулирование труда религиозных организаций
  64. Особенности регулирования труда дипломатов
  65. Особенности правового регулирования труда государственных служащих
  66. Участие работников в управлении организацией

Образовательные технологии

Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП бакалавриата и особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин в целом. В учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.

При реализации различных видов учебной работы могут быть использованы следующие виды интерактивных образовательных технологий: дискуссия (дискуссия-диспут, конференция, дискуссия в печати, по радио, телевидению, прогрессивная дискуссия, свободноплавающая дискуссия); дебаты; деловая игра; вопрос- вопрос; мозговой штурм; малые группы; ситуационный подход.

Компьютерная симуляция - это компьютерная игра, в которой моделируются процессы, максимально приближенные к условиям конкретной коммуникативной ситуации (как повседневного, так и профессионального общения). Это тренажер, который помогает участникам игры в безопасной среде систематизировать имеющиеся знания, умения и навыки и отработать их на практике. Эта форма обучения предоставляет возможность быстрого «погружения» в ситуацию, получения коммуникативного опыта и опыта принятия решений с разных позиций, развития умения видеть и учитывать не одну причинно-следственную связь, а систему взаимосвязанных факторов, влияющих на результат.

Деловая игра - это моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей. Она является основой методов интерактивного обучения и представляет собой имитацию принятия решений в различных областях, осуществляемую по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности. Этот метод позволяет максимально приблизить иноязычное общение студентов к профессионально ориентированному, т.к. он основан на принципе имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства. Деловая игра способна породить творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала студентами позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности.

Ролевая игра - это сюжетное интерактивное исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации, основанное на четких условиях, подчиненное определенным правилам, а также роли участника и внутренней логике среды действия. Игру создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведет себя, как хочет, играя за своего персонажа.

Разбор конкретных ситуаций (метод кейс-стади) - это интерактивный метод организации обучения на основе описания и решения конкретных проблемных ситуаций (от английского «case» - случай). Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Этот метод дает возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Тренинг (англ. «training» от «train» - обучать, воспитывать) - это метод активного обучения, направленный на передачу и развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. В рамках тренинга часто используют следующие методы: игровые (деловые, ролевые игры), кейсы, групповая дискуссия, мозговой штурм, видеоанализ, модерация и др.

Групповая дискуссия - это совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (то есть управляемой педагогом с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).

Мозговой штурм - это один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил: сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Проектное обучение - это дидактическая система, а метод проектов – педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Для комплексного решения задач обучения используются различные проектные методы, в том числе выполнение творческих проектов, целью которых является включение студентов в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Метод проектов - есть интерактивная творческая, как правило, групповая работа по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются студентами и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации педагога-фасилитатора.

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр Вид занятия (Л, ПР, ЛР) Используемые интерактивные образовательные технологии Количество аудиторных часов
Очная форма обучения
Л ПР   Дискуссия Дебаты Вопрос-вопрос Делов

Наши рекомендации