Формы и способы статистического наблюдения.

Организационная часть статистического наблюдения включает в себя, прежде всего выбор формы и определение вида наблюдения.

Различают две основные организационные формы статистического наблюдения:

1) официальные учет и отчетность, организуемые в юридичес­ких учреждениях в качестве их функциональной деятельности;

2) специально организованные статистические обследования, проводимые в стране, регионе, ведомстве, в тех же юридичес­ких учреждениях.

Официальный государственный учет и отчетность являются первой и основной формами статистического наблюдения. Отчетность представляет собой такую форму статистического наблюдения, при которой каж­дое нижестоящее звено по единым утвержденным формам и в твердо установленные сроки обязано представлять вышестоя­щему органу соответствующие документально обосно­ванные сведения.

Официальный государственный учет и отчетность во всех сферах организуются Росстатом РФ (Федеральная служба государственной статистики Пост. Правительства от 2 июня 2008 г. № 420 «О фед. Службе гос. стат.). Все формы госу­дарственной статистической отчетности обязательно утверждаются этим органом. Наряду с этим есть сугубо ведомственная отчет­ность, утверждаемая руководством ведомств. Поэтому необходимо различать общегосударственную и внутриведомственную от­четность.

Отчетность представляется в виде документов, составленным по установленным формам. Утвержденная форма статистической отчетности должна содержать следующие обязательные реквизиты:

а) номер формы и дату ее утверждения;

б) название формы;

в) отчетный период и дату пред­ставления отчетности;

г) адреса, в которые должна представ­ляться отчетность;

д) наименование и адрес отчитывающейся ор­ганизации, предприятия, учреждения;

е) должности лиц, обязан­ных подписать отчет и ответственных за его составление.

Второй формой статистического наблюдения является специально организованное статистическое обследование. К ней прибегают в тех случаях, когда необходимы показате­ли, не охваченные официальной статистической отчетностью.

Наиболее простым примером специально организованного статистического обследования является перепись. Перепись – это специально организованное наблюдение, повторяющееся, как правило, через равные промежутки времени, в целях получения данных о численности, составе и состоянии объекта статистиче­ского наблюдения по ряду признаков. Из всех переписей наибо­лее известны переписи населения. Перепись населения страны в це­лом - одно из наиболее крупных и сложных мероприятий тако­го рода. Достаточно сказать, что всего за годы существования цар­ской России и СССР проводилось девять переписей населения (Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 1897, 1920 (Всероссийская перепись населения 1920 года), 1926, 1937, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 – СССР; РФ – 2002, 2010 - население России составило 142 905 200 человек, по сравнению с 2002 г. Россия вышла с 7 на 8 место в мире гг.). Всероссийская перепись населения состоялась в 2002 г. Проводятся также переписи осужденных.

Второй пример. Преступность в России и других странах, как правило, учи­тывается и обобщается на уровне официальной государственной статистики. Но этого недостаточно. Зарегистрированная преступ­ность в 2 - 4 раза ниже уровня реально совершаемой. Латентная или скрытая часть преступности состоит из незаявленных, невы­явленных, неучтенных и неустановленных деяний. Для их учета существуют десятки способов, которые могут быть применимы лишь на уровне специально организованных форм статистичес­кого наблюдения. Так, например, некоторую часть латентной преступности можно установить социологическим опросом граждан, должностных лиц, осуж­денных.

В США на федеральном уровне учитываются данные лишь о восьми видах серьезных (индексных) преступлений, сведения о которых ежегодно публикуются в единых отчетах о преступнос­ти. Поскольку эти сведения неполны, два раза в год проводятся репрезентативные опросы граждан и семей на предмет их виктимизации (становления потерпевшими) от тех же восьми ви­дов преступлений. Эти данные ежегодно публикуются в сборни­ках о виктимизации в США. В 1992г., например, официально было зарегистрировано 14 438 200 убийств, нападений, изнаси­лований, грабежей, краж и других серьезных преступлений. В этом же году путем опроса населения было выявлено 33 649 340 подобных серьезных посягательств, или в 2,3 раза больше.

Деление форм статистического наблюдения является условным. В конкретных статистических наблюде­ниях могут по разному сочетаться обе эти формы, дополняя и уточняя фактические данные об объекте изучения, приближая нас к более объективному и полному пониманию наблюдаемых социально-правовых реалий.

В последнее время в правовой статистке получило использование регистровая форма наблюдения. Регистровое наблюдение — это форма непрерывного статистического наблюдения, основанная на ведении статистического регистра. Статистический регистр – список составных частей (единиц) объекта статистического наблюдения. В статистическом регистре отмечаются изменения (появление новых, выбытие старых) его составных частей. В правовой статистике нашли свое применение регистры нормативно-правовых актов. Регистр нормативно-правовых актов – поименный и регулярно актуализируемый перечень законов и подзаконных нормативных актов, служащий целям их регистрации и административного учета.

Существует также еще одна форма статистического наблюдения — мониторинг. Мони­торинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием каких-либо объектов. Мониторинг окружающей среды, например, включает наблюдения за природными объектами: за состоянием загрязнения атмосферного воздуха, качества поверхностных вод, почвы и т.д. Оценка вредности веществ, содержащихся в воздухе, воде и почве проводится в сравнении с нормативами – предельно допустимыми показателями.

Кроме организационных форм необходимо различать видыстатистического наблюдения. В основу классификации видов статистического наблюдения могут быть положены различные критерии:

1. По непрерывности учета фактов во времени статистические наблюдения могут быть текущими (непрерывными), периодическими (дискретными) и едино­временными (прерывными).

При текущем наблюдении учитываемые явления регистрируются непрерывно, по мере их возникновения. В основе такой регистрации – систематичность. Соответственно регистрация может заканчиваться ежедневной, недельной, месячной, квар­тальной либо годовой отчетностью. Например, каждое преступление немедленно учитывается в уста­новленном порядке, как только оно станет известно органам МВД, прокуратуры и суда.

При единовременном наблюдении учитывают со­стояние явлений лишь на определенную дату. Единовременное наблюдение производится по мере возникно­вения потребности в сборе данных, в исследовании конкретного явления или процесса, не охватываемого показателями текущей статистики.

Если наблюдение проводится через определенные промежут­ки или периоды времени, то такое наблюдение является периоди­ческим. К такого рода наблюдениям относятся переписи населе­ния, которые, по рекомендациям международных статистических органов, должны проводиться не реже чем через 10 лет, в год, окан­чивающийся на ноль, или смежный, т.е. оканчивающийся на единицу или девятку.

Заметим, что преступность, например, нельзя изучить в процессе едино­временного или периодического наблюдения. Глубокие криминологические исследования должны базироваться на официальной стати­стической отчетности органов прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции и других правоохранительных ведомств, где учет строится по принципу непрерывной регистрации право­нарушений и преступлений во времени.

2. По полноте охвата единиц совокупности, т.е. по полноте обследования тех или иных явлений (преступлений) статистиче­ское наблюдение может быть сплошным и несплошным.

Сплошное наблюдение заключается в исчер­пывающей, стопроцентной регистрации всех без исклю­чения единиц, входящих в состав изучаемой совокупно­сти. Например, полный учет всех известных пре­ступлений или административных правонарушений, совершен­ных в городе, республике, Федерации; выявленных лиц, совер­шивших преступления; иных социальных явлений и процессов, связанных с преступностью или правонарушаемостью. Полное наблюдение наиболее достоверно и надежно, но его можно осу­ществить лишь по ограниченному числу признаков, что мы и видим в текущей отчетности органов уголовной или админи­стративной юстиции.

Такой вид наблюдения дорогостоящий, поэтому в послед­нее время органы государственной статистики все чаще прибега­ют ко второму виду наблюдения.

Несплошное - это такое наблюдение, при котором регистрации подлежит только часть единиц изучаемой совокупности. Эта часть может быть выбрана по-разному. Поэтому несплошное наблюдение можно подразделить на:

- обследование основного массива;

- выборочное обследование;

- монографическое обследование;

- анкетное обследование.

Следующая разновидность несплошного статистичес­кого наблюдения - обследование основного массива. Оно заключается в том, что регистрации подвергаются единицы, имеющие домини­рующий удельный вес во всей совокупности. Например, при изучении криминологической обстанов­ки в регионе для углубленного статистического наблюдения от­бираются два-три города (района), которые по определенным показателям (численности населения, промышленному и куль­турному развитию, уровню преступности и правонарушаемости, деятельности правоохранительных органов и судов) явля­ются наиболее характерными и важными. На основе их изуче­ния при экономии сил и средств можно сделать общие выводы по региону.

По ряду причин часто проводится так называемое выбо­рочное обследование, сущность которого заклю­чается в том, что регистрации подвергается только часть (выборка) интересующей нас по какому-либо признаку совокупности (например, 10% осужденных), и получен­ные результаты служат характеристикой всей совокуп­ности.

Монографическое наблюдение(обследование) - подробное описание интересующего нас единичного яв­ления, но типичного в криминологическом отношении (например, воспитательной колонии для несовершеннолетних). Оно проводится с целью выявле­ния имеющихся или намечающихся тенденций в развитии какого-либо явления. Такие обследования характерны для популяризации передового опыта, при исследовании вопросов, ответ на которые нельзя получить из данных статистической отчетности.

Еще один способ несплошного наблюдения - анкетный, или социологический. Он, как правило, проводится в форме спе­циально организованных статистических обследований и имеет целью собрать сведения, не имеющиеся в соответствующих учреждениях и их официальных документах.

В конкретных социально-правовых и криминологических ис­следованиях организационные формы (официальная отчетность и специально организованное обследование), виды (сплошное и несплошное) и способы (выборочное, изучение основного массива, анкетное, монографическое) статистического наблю­дения, как правило, сочетаются, образуя комплексное статис­тическое наблюдение.

Следует иметь в виду, что само получение статистических материалов проводится обычно тремя способами, подразделяющимися на: а) непо­средственное наблюдение, б) опрос и в) документаль­ный способ.

А) Непосредственное наблюдение, как говорит само название, состоит в регистрации признаков интересующих нас яв­лений на основе непосредственного обследования - взвешивания, измерения, подсчета и т.д.

Конечно, некоторые факты и их признаки нельзя наблюдать не­посредственно (например, совершение преступления, социальное по­ложение и т. п.), поэтому приходится Б) опрашивать обследуемых лиц по установленным вопросам.Опрос имеет три разновидности: уст­ный, или экспедиционный, когда регистраторы опрашивают соответ­ствующих лиц и с их слов производят записи. Опрос может осуще­ствляться и так называемым корреспондентским способом, при ко­тором все сношения между объектом и субъектом наблюдения осуществляются письменно. Специальные лица (корреспонденты) по установленным формам в установленные сроки высылают необходимые сведения в стати­стические организации. Третьей разновидностью опроса является самоисчисление, или саморегистрация, заключающееся в том, что регистраторы раздают переписные листы обследуемым лицам, которые сами отвечают на все поставленные вопросы и через определенный срок возвращают листы регистраторам.

Последний способ – В) документальный - со­стоит в том, что записи статистических материалов делаются на основе документов, карточек, формуляров, листков и пр. (например, карточка на уголовное дело, на подсудимого и т. п.).

6.

Организация учета в деятельности правоохранительных органов включает в себя уголовный учет, учет административных правонарушений и учет гражданско-правовых отношений.

Уголовный учет.

В дореволюционной России основными единицами измерения считались:

- судопроисшествие,

- уголовное дело, рассмотренное в суде,

- осужденный.

В начале советского пе­риода такой подход к уголовному учету в основе своей сохранился. Наряду с ним возник учет в милиции (сейчас полиции), уголовном розыске, след­ственно-прокурорских и других правоохранительных органах, ко­торый в каждом из этих учреждений был специфичным, так как отражал собственную оперативную работу.

Наши рекомендации