Положение суда в системе разделения государственной власти довольно противоречиво.
С одной стороны, судебная власть более слаба, чем власть представительная или исполнительная. В отличие от парламентариев судьи не избираются населением, и потому их деятельность не легитимизирована непосредственно гражданами.
В отличие от исполнительной власти суды практически не имеют силовых механизмов в своем распоряжении (даже судебные приставы относятся не к аппарату судов, а к ведомству министерства юстиции).
С другой стороны, только суд может лишить человека имущества, свободы, чиновничьего или политического кресла, гражданства, родственных уз, а в ряде государств — и жизни.
Такая, кажется, противоречивость статуса судебной власти служит гарантией от ее произвола в системе правовой демократической государственности.
Вот почему случаи узурпации судом государственной власти мировой практике не известны.
В процессе обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан судебная власть сталкивается с колоссальным объемом правовых конфликтов.
Успешное разрешение этих коллизий возможно только при условии соблюдения ряда принципов осуществления правосудия:
• верховенство закона, т.е. строгое и неукоснительное соблюдение конституции, законов и иных нормативных актов юридическими лицами, должностными лицами и гражданами;
• равенство всех перед законом и судом, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. При этом в судопроизводстве установлены единые правила расследования и судебного рассмотрения, которые варьируются лишь в зависимости от вида нарушения закона. Отдельные дополнительные гарантии установлены для несовершеннолетних и психически нездоровых лиц;
• независимость судей. Единственными критериями принятия судейского решения должны быть закон, внутреннее убеждение и совесть. Для обеспечения этого необходимо оградить судей от любого — как прямого, так и косвенного — давления.
В обеспечение данного принципа законодательством современных демократически развитых стран предусмотрены следующие механизмы:
Ø наличие особой процедуры осуществления правосудия;
Ø запрет на вмешательство в деятельность суда (вплоть до уголовной ответственности);
Ø особый порядок приостановления и прекращения полномочий судьи;
Ø право судьи на отставку;
Ø неприкосновенность судьи;
Ø наличие органов судейского сообщества (съезды, конференции);
Ø высокий материальный и социальный статус судей;
Ø защита жизни и здоровья судей и членов их семей;
Ø специальный порядок назначения и несменяемость судей;
• обеспечение права на судебную защиту. Каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Данный принцип означает, что:
1) правом на судебную защиту может воспользоваться каждый;
2) судебное обжалование допустимо в отношении всех действий (бездействия) и решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, повлекших нарушение законных прав и свобод.
Обеспечение права каждого на судебную защиту закреплено во всех конституциях мира, в том числе и в Конституции РФ (ст. 46, 47).
Судебная процедура в наибольшей степени гарантирует объективное и беспристрастное рассмотрение дела, принятие законного и обоснованного решения;
• участие граждан в осуществлении правосудия. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Формы подобного участия различны.
В настоящее время граждане участвуют в осуществлении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели.
В качестве присяжных заседателей могут выступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 25 лет и не имеющие судимости. От присяжных заседателей не требуется специальной подготовки, главные требования — незаинтересованность в деле, беспристрастность.
Арбитражные заседатели — это форма участия в суде специалистов. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет;
• гласность (открытость) судебного разбирательства.
Рассмотрение дел во всех судах должно происходить открыто.
Открытое разбирательство судебных дел позволяет избежать злоупотреблений и халатности со стороны судей и, таким образом, осуществлять общественный контроль за судебной властью.
Слушание дела в закрытых судах допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Так, УПК РФ допускает закрытое судебное разбирательство на основании определения или постановления суда в случаях, когда:
1) разбирательство уголовного дела в суде можетпривести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;
2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;
3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.
Для гражданских дел исключения установлены ст. 10 ГПК РФ.
В закрытом судебном разбирательстве рассматриваются гражданские дела, если их материалы содержат:
1) сведения, разглашающие государственную тайну;
2) сведения, разглашающие тайну усыновления (удочерения) ребенка;
3) в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения коммерческой или иной охраняемой законом тайны, неприкосновенность частной жизни граждан или иные обстоятельства, гласное обсуждение которых способно помешать правильному разбирательству дела либо повлечь за собой разглашение указанных тайн или нарушение прав и законных интересов гражданина.
Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с согласия соответствующих лиц.
В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании.
Приговор суда провозглашается в открытом судебном заседании.
В случае рассмотрения дела в закрытом судебном порядке на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора;
• презумпция невиновности, которую можно трактовать как защиту законных интересов личности. Этот комплексный принцип содержится в ст. 49 Конституции РФ и определяется следующими обстоятельствами:
а) каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом подозреваемыйили обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.Доказывать истинность доводов, приводимых против подозреваемого или обвиняемого, обязана сторона обвинения. Все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном законом, толкуются в пользу обвиняемого;
б) подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту. Согласно ст. 16 УПК РФ подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. Суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными законом способами и средствами.
В случаях, предусмотренных законом, обязательное участие защитника и (или) законного представителя подозреваемого или обвиняемого обеспечивается должностными лицами, осуществляющими производство по уголовному делу.
В отдельных случаях, предусмотренных УПК РФ, подозреваемый и обвиняемый могут пользоваться помощью защитника бесплатно.
Презумпция невиновности приоритетна для всех видов судопроизводства, но в особенности для уголовного.
В соответствии со ст. 10 УПК РФ никто не может быть задержан по подозрению в совершении преступления или заключен под стражу при отсутствии на то законных оснований, предусмотренных законом.
До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (ст. 11 УПК РФ).
При этом суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного соответствующей статьей УПК РФ.
При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные законом.
Лицо, в отношении которого в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, а также лицо, которое задержано по подозрению в совершении преступления, должно содержаться в условиях, исключающих угрозу его жизни и здоровью.
Вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленным законом.
Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.
Обыск и выемка в жилище могут производиться на основании судебного решения (ст. 12 УПК РФ).
Ограничение права гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения.
Обыск, наложение ареста на почтовые и телеграфные отправления и их выемка в учреждениях связи, контроль и запись телефонных и иных переговоров могут производиться только на основании судебного решения (ст. 13 УПК РФ);
• состязательность и равноправие сторон в суде. Данный принцип провозглашен Конституцией РФ (ст. 123) и означает, что функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо.
Суд не является органом преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты.
Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон при решении гражданских (ст. 12 ГПК РФ), арбитражных (ст. 6 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации») и уголовных (ст. 15 УПК РФ) дел;
• осуществление судопроизводства на языке, признанном в данной стране государственным или региональным (национальным). В современной России судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке.
При этом не ущемляются права лиц, не владеющих государственным языком. Таким участникам судопроизводства должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом.
Судебные документы, подлежащие обязательному вручению участникам судопроизводства, должны быть переведены на родной язык соответствующего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет.
Вышеизложенные принципы осуществления судебной власти в полной мере реализуются лишь в правовом демократическом социальном государстве.
В авторитарных и тем более тоталитарных режимах суды лишены подлинной независимости, а судебные процессы (прежде всего уголовные) не имеют настоящей состязательности.
В СССР сталинской эпохи суды нередко становились орудием репрессий, были широко распространены чрезвычайные суды, которые действовали как органы прямого подавления личности, ее прав и свобод.
Все это неизбежно подрывает доверие общества к судебной власти и власти вообще.
Вот почему актуальным принципом осуществления судебной власти и одновременно индикатором истинности национальной демократии является политическая неангажированность судов.