Защита прав потребителей: административно-правовые гарантии

Мерзлякова Екатерина Андреевна

студентка 2 курса Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Кононов Павел Иванович

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

доктор юридических наук

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема административно-правовой защиты прав потребителей. Особое внимание уделяется правовому положению потребителей в Российской Федерации, а также административной ответственности за нарушение законодательно установленных прав потребителей.

Ключевые слова:потребитель, правовая защита, общие права, специальные права, государственный контроль и надзор, административная ответственность.

Protection of consumer rights: administrative and legal guarantees

Merzlyakova E.A.

student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSLA), Kirov

Annotation:

The article deals with the problem of administrative and legal protection of consumers' rights. Particular attention is paid to the legal situation of consumers in the Russian Federation, as well as administrative responsibility for the violation of legally established consumer rights.

Key words: Consumer, legal protection, general rights, special rights, state control and supervision, administrative responsibility.

Защита прав потребителей является одной из важнейших проблем в современном праве Российской Федерации.

В условиях рыночной экономики имеют место быть отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. Существование данных отношений ставит вопрос решения проблемы эффективного регулирования рыночных отношений, поскольку далеко не всегда товары и услуги отличаются надлежащим качеством и достоверной информацией о них, поэтому каждый потребитель нуждается в правовой защите, как от возможного, так и от реального нарушения своих прав.

В 1992 г. вступил в законную силу Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

При этом следует иметь в виду, что данный Закон является специальным по отношению к ГК РФ. Это значит, что в случае разночтения между ГК и Законом о защите прав потребителей преимущество будет иметь последний.

Кроме того, существующее законодательство о защите прав потребителей составляют и целые группы нормативных актов, регулирующие отдельные сферы потребительского законодательства, а также различные отрасли российского права. Без этих норм правовое регулирование защиты прав потребителей невозможно вообще, так как нормы каждой отрасли выполняют собственные задачи для единой общей цели - защиты этих прав.

Закон РФ «О защите прав потребителей» определяет потребителя как гражданина, имеющего намерение заказать, или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары, работы, услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Следовательно, потребитель занимает центральное место в структуре потребительского рынка. Имея правовой статус, потребитель находится под охраной и защитой норм соответствующей отрасли права. Однако нормы административного законодательства преимущественно определяют охранительные отношения в механизме защиты прав потребителей.

Обеспечение данной защиты возлагается как на общественные организации, так и государственных органов.

Сущность государственной защиты проявляется в правовой регламентации потребительских отношений и осуществлении соответствующих функций по защите прав потребителей органами публичной власти на соответствующих уровнях РФ.

Общественная защита прав потребителей выражается в создании по территориальному признаку и на добровольной основе общественных объединении, деятельность которых нацелена на защиту потребительских прав частных лиц и неопределенного круга потребителей.

Что касается прав потребителей, то ихможно разделить на общие и специальные [1]. Общие права принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Признаки, свойственные общим правам потребителей, в обязательном порядке должны распространяться на товары, работы и услуги, которые человек намеревается получить. Специальные права - это права, предназначенные для особого применения. Их роль проявляется в дополнении и развитии общих прав, реализация которых осуществляется в повседневной жизни, необходимо только знать свои возможности и воплощать их на практике.

Так, Закон РФ «О защите прав потребителей» закрепляет признанные всеми без исключения права потребителей на информацию, которое рассматривается в качестве предпосылки для осуществления всех других прав потребителей. Особенно тесно оно связано с таким правом потребителя, как право на безопасность товара, работы, услуги.

К числу основных прав потребителей также относится право на качество товаров, работ, услуг.Для того, чтобы товар, работа или услуга были востребованными, они должны обладать полезными свойствами, которые удовлетворяют определенные потребности человека.

Кроме того, к общим (основным) правам Закон относит и другие не менее важные потребительские права: на свободный выбор товаров (работ, услуг), государственную и общественную защиту интересов, на возмещение ущерба, в том числе на компенсацию морального вреда; причем, наличие морального вреда при нарушении прав потребителя презюмируется.

Потребитель - активный участник потребительского рынка, поэтому он является обладателем еще и специальных прав. К таким правам относятся: права при купле-продаже товаров ненадлежащего качества; право на обмен товара при купле-продаже товаров надлежащего качества; права при нарушении сроков выполнения работ или оказания услуг; права при обнаружении недостатков выполненной работы или оказанной услуги; иные права потребителей, предусмотренные главой III Закона, при выполнении работ или оказании услуг.

Для осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, правил розничной продажи товаров торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями, в том числе за соблюдением обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Следовательно, все полномочия в сфере правозащитной деятельности, принадлежащие Роспотребнадзору, являются не только основными, но и наиболее эффективными, поскольку только государственные органы могут привлечь правонарушителя к ответственности и в целом восстановить нарушенные права в данной сфере.

Что касается административной ответственности за нарушения прав потребителей, то она определена в гл. 14 КоАП РФ.

Административная ответственность применяется как за непосредственное нарушение прав потребителей - причинение ущерба потребителям товарами, работами, услугами, не отвечающими требованиям, предъявляемым к безопасности товаров, работ, услуг, так и за косвенное нарушение прав потребителей - нарушение правил сертификации, уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров, работ, услуг.

За данные нарушения применяются меры административной ответственности, цель которых - предупреждение (профилактика) правонарушений и, в некоторых случаях, компенсация причиненного ущерба.

В связи с вышесказанным следует, что в современном российском обществе существует система административно-правовых средств, направленная на недопущение, пресечение и предотвращение нарушений прав потребителей. «Данная система включает три элемента: меры, направленные на создание условий, исключающих возможность нарушения прав потребителей, меры, направленные на предотвращение угрозы нарушения прав потребителей, меры административной ответственности, применяемые за нарушение прав потребителей» [2].

Примечания

1.Шабля Б.А. Права потребителей при выполнении работ (оказании услуг) и их защита: автореф. дисс... канд. юрид. наук. Омск, 1999. С. 14-15.

2.Шматко А.В. Административно-правовой механизм защиты прав потребителей: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2008. С. 10.

3.Закон РФ от 07.02.1992 № 2300- 1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // «Ведомости СНД и ВС РФ». 1992. № 15. Ст. 766.

4.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1. - Ч.1. - Ст. 1.

5.Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 07.12.2016) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

6.Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 (ред. от 24.01.2017) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 28. Ст. 2899.

7.Административное право России: учебник для бакалавров / А.И. Стахов, П.И. Кононов. ¾ 2-е изд., перераб. И доп., М.: Юрайт, 2015. С. 199.

8.Осипов М.Ю. О некоторых проблемах соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации // Международные стандарты прав человека: Материалы Всерос. науч.-практ. конференции / Омская юрид. академия. Омск, 2015. С. 80 - 86.

Понятие «административный контроль (надзор)» в новой интерпретации

Пленкина Кристина Александровна

студентка 1 курса магистратуры

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Кононов Павел Иванович

профессор кафедры государственно-правовых дисциплин

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

доктор юридических наук, профессор

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются точки зрения ученых на понятие «административный контроль (надзор)» и его закрепление в законодательстве Российской Федерации, предложено определение.

Ключевые слова: административный контроль, надзор, органы исполнительной власти.

Наши рекомендации