Kolesnikov Andrey Sergeevich

student of 1 course

of Volga-Vyatka Institute (branch) of the Moscow State Law University

named after O.E. Kutafin (MSLA)

Scientific adviser: Barantseva E.L.
Head of the Department of Theory and History of State and Law

Volga-Vyatka Institute (branch)of the Moscow State Law University
named after O.E. Kutafin (MSLA)
Candidate of Juridical Sciences,

Annotation:

In the article the author analyzes contents of the ideology and Russians pre-revolutionary jurists in particular I. A. Ilyin and E. N. Trubetskoy’s point of view of the ideological function. It is also investigated reflection of his ideas in the contemporary academic papers.

Key words:ideology, ideological function, Ilyin, Trubetskoy.

XIX – начало XX вв. стали периодом формирования и противоборства различных идеологических моделей и предложений по решению проблем России. Над вопросами идеологии и ее реализации размышляли также юристы и философы той эпохи.

Исследование взглядов на идеологическую функцию дореволюционных ученых имеет не только историко-философское, но и современное значение. Отсутствие идейных ориентиров ведет к потере целей государственной политики.

Проблема постановки данных ориентиров нашла свое отражение в трудах И. А. Ильина (1883 – 1954). Его основными идеями стали: консерватизм, национальный патриотизм, нравственный идеал, связанный с религией.

Центральной категорией философии права И. А. Ильина стало правосознание – «знающая воля к праву, признающая его в его объективном значении и обязательности, и признающая его потому, что она признает его цель»[1]. Нормальное правосознание охватывает «и чувство, и волю, и воображение, и мысль, и всю сферу бессознательного духовного опыта» [2]. Ильин выделяет следующие аксиомы правосознания:

1. Закон духовного достоинства – «уважение к себе есть источник государственной силы и политического здоровья» [1]. Член данного общества, имеющий духовное самосознание и самоуважение, воспринимает свои политические и правовые обязанности как долг.

2. Закон автономии – «способность человека к внутреннему самоуправлению, к духовной, волевой самодисциплине» [1], что значит иметь силу к совершению благих намерений, волей решать свое жизненное содержание. Это деятельность, «направленная именно на осуществление высших, безусловных ценностей» [1] и определяющая здоровое правосознание. Ильин считает, что воспитание в душе человека правосознания и его автономности является задачей каждого индивида, власти и режима.

3. Закон взаимного духовного признания – основа правоотношения между людьми, заключающаяся во взаимном уважении и доверии. Эти же принципы лежат в фундаменте взаимоотношений народа и власти – государственного бытия, в основе общества и правопорядка.

Ильин обозначает и государственное правосознание – «государственное настроение души, объемлющее и чувство, и волю, и воображение, и мысли» [2]. Оно возникает из истинного патриотизма и национализма, и через него осуществляются и право, и государство. Одна из задач государственной власти – это политическое воспитание народа, что значит вовлечение общества в жизнь государства посредством правильного правосознания.

Здоровое государственное правосознание, считает он, состоит в патриотическом и христианском укладе: «Верно понятая государственная политика воспитывает людей по-своему в духе христианского учения» [2].

«Дух христианской политики» означает, что в основе государства лежит христианское братство и солидарность граждан – принятие интересов государства как собственных.

Патриотизм он определяет как любовь к родине – «творческий акт духовного самоопределения, верный перед лицом Божиим», также взяв за основу религиозно-духовное понимание.

Национализм «есть любовь к духу своего народа и, притом, именно к его духовному своеобразию» [2], что, конечно, необходимо отличать от тщеславия и преувеличенного националистического самомнения. Здоровый, духовно верный и творческий национализм заключается в любви и вере в народ, формируется в гражданине с помощью русского языка, песен, молитвы, сказки, жития святых, поэзии, истории, армии, территории, хозяйства – таковы средства воспитания национального духа по И. А. Ильину.

Подобные идеи русского религиозного патриотизма развивал Евгений Николаевич Трубецкой (1863 – 1920) – философ, правовед и публицист. Его идеологические воззрения, как и у И. А. Ильина, связаны с революционными событиями в России.

Идеологией, скрепляющей русский народ, основой и «сердцевиной» патриотизма, по мнению Е. Н. Трубецкого, является религиозная православная вера. Смерть русского народного самосознания есть причина революции и «народного самоубийства», его оживание и подъем – это путь спасения России.

Стоит отметить, что политическое мировоззрение И. А. Ильина и Е. Н. Трубецкого обусловлено историческим контекстом и полемикой с большевизмом. Принадлежность к высшему сословию объясняет их поддержку и разработку идеологии Белого движения, основанной на религиозном национальном патриотизме и консерватизме.

Идеология И. А. Ильина и Е. Н. Трубецкого нашла свое отражение в современных научных работах. Некоторые исследователи (В. П. Изергина, В. И. Добреньков) считают, что основой российской государственной идеологии должны стать идеи русских религиозных философов начала XX века [4, 5]. Данное утверждение кажется не вполне справедливым, ибо осуществление государством своей идеологической функции должно соответствовать настоящему историческому этапу, а положения И. А. Ильина, как было сказано выше, были созданы в борьбе с коммунизмом. В связи с этим точка зрения Л. А. Морозовой видится более верной. По ее мнению, возвращение к идеалам, соответствующим дореволюционному периоду, и полный отказ от заимствования западного опыта в 1990–х годах были отвергнуты ввиду их неприемлемости с современными явлениями модернизации, глобализации и инновационными процессами [6].

Встает вопрос: чему должна соответствовать сегодняшняя идеология, дабы быть поддержанной широкими массами? Л. А. Морозова ставит на первое место условие ее соответствия интересам основных социальных групп [6]. Таким образом, в идеологии должны быть заложены принципы демократизма, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, правового государства и гражданского общества. Идеи религиозных философов начала XX века могут быть восприняты в плане воспитания нравственности, уважения к Родине и другим народам, однако полное перенесение их идеологии в функцию государства будет являться не соответствующим современным реалиям.

Примечания

1. Ильин И. А. О сущности правосознания. / Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. М.: «Рарогъ», 1993. 235 с.

2. Ильин И. А. Избранное. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 726 с.

3. Трубецкой С. Н., Трубецкой Е. Н. Избранное. М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. 736 с.

4. Изергина В. П. Белая идеология и Белое движение как концепты патриотизма в творчестве Ивана Ильина: автореф. дис. … канд. полит. наук: 23.00.01. Саратов, 2013. 35 с.

5. Добреньков В. И. Русский консерватизм как идеология возрождения и развития России // Всетник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2011. № 1.С. 5-26.

6. Морозова Л. А. К вопросу об идеологической функции государства и общегосударственной идеологии // Государство и право. 2015. №12. С. 23-29.

Наши рекомендации