И роль адвокатуры в ее реализации

Изменения, которые претерпела Россия с распадом Советского Союза, были крайне необходимы для экономической и политической систем страны. Развал административно-командной системы управления обществом неизбежно привел к переходу государства и общества к отношениям, основанным на политическом плюрализме, рыночной экономике, приоритете прав и свобод граждан, т.е. характерным для правового государства и гражданского общества. В этой ситуации невозможно было обойтись без радикальной судебной реформы, имеющей либерально-демократический характер. Судебная реформа органично вписалась в преобразования, проводимые в экономике и политике.

§ 1. Состояние судебной системы и судопроизводства

как фактор, определяющий эффективность

правозащитной деятельности адвокатуры

Конституция Российской Федерации 1993 г. установила систему сдержек и противовесов для всех ветвей власти. В равной степени это относится и к судебной власти. Данные ограничения устанавливаются презумпцией невиновности, правом на защиту, равенством граждан перед законом и судом, гласностью и состязательностью процесса, отводом судьи. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения дел в установленном законом порядке.

Судебная реформа органично вписалась в преобразования, проводимые в экономике и политике. В начале ее проведения предполагалось, что целостный план строительства одной из ветвей государственной власти пройдет одноэтапно, что подтверждает разработанная и утвержденная Верховным Советом РСФСР от 24 октября 1991 г. Концепция судебной реформы в РСФСР. По прошествии более полутора десятка лет становится ясно, что судебная реформа приобрела многоэтапность в своем развитии, так как ряд условий, обстоятельств и особенностей развития российской государственности потребовал реализации основных позиций Концепции, чтобы вывести судебное строительство из "нулевого цикла" и затем продолжить его на новом этапе, в который жизнь требовала внести некоторые коррективы. В настоящее время период реализации Концепции судебной реформы 1991 г. в России с полным основанием можно назвать первым этапом реализации судебной реформы.

Одной из главных задач первого этапа реформы называлось утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от законодательной и исполнительной власти <1>.

--------------------------------

<1> Радченко В. Судебная власть - в центр правовой реформы // Российская газета. 1999. N 10. С. 2.

Согласно означенной Концепции, необходимо было пересмотреть право, нормы которого должны соответствовать новым потребностям общества. Предполагалось создать государственные институты, способные обеспечить действие новых правовых норм. Особое внимание уделялось судебной власти, утверждению ее высокого положения, независимости, объему полномочий, что влияет на определение места, полномочия, содержание учреждений и институтов всей правоохранительной системы.

Предстояло демократизировать судебную систему России, сделав основным предназначением суда охрану закона, здравого смысла, человечности. Поэтому одной из ключевых идей судебной реформы стало возрождение суда присяжных, расширение прав и возможностей в квалифицированной защите законных интересов и прав любого гражданина.

Впервые в истории страны на конституционном уровне появилось понятие "судебная власть", которой в Конституции РФ посвящена гл. 7, а судебная власть объявлена самостоятельной и независимой. Поэтому одним из первых шагов реформы было принятие Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации". В данном Законе впервые реализована идея несменяемости судей как ключевая гарантия их самостоятельности и независимости. Первоначально несменяемость отождествлялась с пожизненностью, поскольку в названном Законе каких-либо сроков пребывания судьи в должности не устанавливалось. Постепенно обсуждения привели к установлению срока пребывания в должности до 65 лет, затем, в 2004 г., - до 70 лет.

Конституция РФ кроме независимости и несменяемости установила в ст. 122 неприкосновенность. Встала также задача создания справедливого суда. Справедливый суд - это равные возможности и равные права всех сторон, выступающих в деле. Обеспечению доступности суда должно способствовать возрождение института мировых судей и более понятное судопроизводство. Следовало закрепить гарантии эффективности суда, что предполагает использование в судопроизводстве более гибких его форм (единоличное рассмотрение судебных дел, функционирование суда присяжных, деятельность суда в составе трех профессиональных судей).

Усиление значения судебной власти происходило путем существенного расширения ее правомочий. Суду стали подведомственны все дела о защите права от любых правонарушающих действий и решений, от кого бы они ни исходили.

Второй этап реформирования судебной системы России был обозначен Правительством РФ, которое приняло Постановление от 20 ноября 2001 г. N 805 "О Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы", а затем своим Постановлением от 6 февраля 2004 г. N 49 внесло некоторые коррективы. Продолжая развивать судебную реформу, Правительство перед исполнителем поставило цель - повысить эффективность деятельности судебной власти в России, создать оптимальное организационно-правовое и материально-техническое обеспечение судебной системы страны. Но главная цель Программы - развитие и укрепление судебной системы как самостоятельной ветви государственной власти, создание условий для осуществления его независимой и эффективной деятельности по обеспечению защиты прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.

Третий этап судебной реформы был пролонгирован. Распоряжением Правительства РФ от 4 августа 2006 г. N 1082-Р была утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы. В целях дальнейшей реализации судебной реформы и повышения эффективности деятельности судебной власти Правительство РФ в Постановлении от 21 сентября 2006 г. N 583 утвердило Федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России" на 2007 - 2011 годы (с послед. ред. Постановления Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. N 214).

Принятие Концепции Федеральной целевой программы, указанной выше, обусловлено приоритетными задачами социально-экономического развития Российской Федерации, целесообразностью использования программно-целевого метода. Именно обоснования, содержащие сведения о результатах реализации Программы на 2002 - 2006 годы, позволили разработать следующую Программу, на 2007 - 2011 годы.

Так, согласно Программе, обеспечившей второй этап судебной реформы, в результате строительства (реконструкции) введено в эксплуатацию 106 зданий (сооружений) и приобретено 153 здания (сооружения) судов общей юрисдикции, которые соответствуют требованиям свода правил СП 31-104-2000 (здания судов общей юрисдикции). Введены в эксплуатацию новые здания шести арбитражных судов, завершена реконструкция девяти зданий арбитражных судов. Однако для выполнения установленных нормативов (размер общей площади помещений, приходящихся на одного судью, составляет 160 кв. м) необходимо выделение средств. Поэтому проблема обеспечения эффективной деятельности судебной власти как независимой и самостоятельной ветви государственной власти до конца не разрешена. Стремительное развитие информационных технологий предъявляет новые требования к системе судопроизводства. Без организационного обеспечения судебной системы невозможно повысить качество правосудия. На VI Всероссийском съезде судей обсуждалась проблема открытости правосудия не только для участников судебного процесса, но и для всего общества.

Инструменты процессуального механизма, применяемые в каждом судебном деле, позволяющие получить результат по делу - судебный акт, примиряющий стороны (определение об утверждении мирового соглашения, отказ от иска) или разрешающий дело по указанному судом варианту (судебное решение) со стабилизирующим обстановку эффектом, обеспечивают эффективность правосудия. Перед судом по гражданским делам стоит задача своевременного и правильного (законного и обоснованного) разрешения дела каждого лица, обратившегося к суду, высшему уровню защиты своих прав, за судебной защитой. Для достижения защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов необходим постоянный позитивный результат: защищенные законные права, укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к суду, что является целью гражданского судопроизводства (ст. 2 ГПК РФ).

Перечисленные цели гражданского судопроизводства порой достигаются трудно, затягивая процесс до нарушения предусмотренных процессуальным законом сроков. Но лучше дело закончить оперативно, применяя принципы оптимизации и эффективного рассмотрения и разрешения судебного дела.

Судья, работая в режиме активного рассмотрения дела, должен иметь полное представление об альтернативных путях и вариантах проведения процессуальных действий и разрешения спора с учетом конкретной ситуации и гибко применять предоставленные процессуальным законом правовые и организационные возможности, правоприменительную практику. Так, судья на стадии досудебной подготовки должен быстро определить, какой способ рассмотрения дела наиболее оптимальный (приказное, заочное производство, предварительное судебное заседание в порядке ст. 152 ГПК РФ или полное судебное разбирательство), избрать именно тот способ, который приведет к своевременному, т.е. в предусмотренные законом сроки, рассмотрению и качественному разрешению гражданского дела.

Оптимизация гражданского судопроизводства может быть достигнута при сбалансированном применении мер, направленных на своевременное рассмотрение и разрешение дела и обеспечивающих качественное состояние акта судебной власти.

При этом своевременность предполагает прохождение дела через все стадии судопроизводства в предусмотренные законом или разумные сроки.

§ 2. Свобода и независимость адвокатской деятельности

как условие справедливого правосудия в России

Если проследить эволюцию законодательства о российской адвокатуре почти за полтора столетия ее существования, можно, по справедливому мнению А.Д. Бойкова и Г.Б. Мирзоева, убедительно констатировать ряд крупных достижений <1>. К ним следует отнести расширение уровня независимости адвокатуры от судебной и исполнительной ветвей власти, упрочение правовых гарантий профессиональной деятельности адвокатов, формирование финансовых обязательств государства по отношению к адвокатам, выполняющим "хождения по делам бедных" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Бойков А.Д., Мирзоев Г.Б. Адвокатам подрезали крылья // Адвокатские вести. 2005. N 5.

<2> См.: Бойков А.Д. Адвокатура и адвокаты. М.: Юрлитинформ, 2006. С. 69.

В институте адвокатуры кроме понятия адвокатской деятельности важное место занимают принципы адвокатуры, т.е. основные руководящие начала организации и деятельности адвокатуры, от соблюдения которых во многом зависит степень свободы и независимости адвокатской деятельности как условие справедливого правосудия в современной России. Итак, рассмотрим подробнее эти принципы.

В Положении 1980 г. принципы деятельности адвокатуры не раскрывались. А в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона об адвокатуре последняя действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, равноправия адвокатов.

Законность - это наиболее универсальный и всеобъемлющий правовой принцип. Положение 1980 г. хотя прямо и не называло, но предполагало законность в качестве руководящего начала организации и деятельности адвокатуры. Так, в соответствии со ст. 16 Положения 1980 г. адвокат обязан в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать требования действующего законодательства, использовать все предусмотренные законом средства и способы защиты прав и законных интересов граждан и организаций, обратившихся к нему за юридической помощью, а ст. 35 указанного акта устанавливала, что в случае несоответствия действующему законодательству решения общего собрания (конференции) или постановления президиума коллегии адвокатов органы юстиции и исполнительно-распорядительные региональные органы приостанавливают их действие <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР") (утратило силу), ст. 35 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

В соответствии с ныне действующим законодательством принцип законности в деятельности адвокатуры проявляется в следующем. Во-первых, в том, что организация этого сообщества, регламентация членства в нем, прав и обязанностей адвокатов осуществляется на основе закона. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции РФ и состоит, прежде всего, из Закона об адвокатуре. Отдельные стороны организации адвокатуры могут определяться и другими федеральными законами, принятыми в их исполнение подзаконными нормативными правовыми актами, а также законами субъектов РФ, поскольку в соответствии с п. "л" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Во-вторых, принцип законности предполагает обязанность адвоката при осуществлении своих профессиональных обязанностей отстаивать права и законные интересы своих доверителей, используя при этом только законные средства. Адвокат не может прибегать к обману, фальсификации доказательств и другим запрещенным методам, даже если его доверитель на этом настаивает.

В-третьих, принцип законности предполагает, что адвокат в ходе своей профессиональной деятельности выявляет нарушения закона со стороны судов, органов прокуратуры, предварительного расследования, иных субъектов правоприменительной деятельности и добивается устранения таких нарушений и восстановления прав и законных интересов своих доверителей <1>.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (комментарий к ст. 3) / Под ред. Д.Н. Козака. М., 2003.

В качестве одного из аспектов законности в деятельности адвокатуры в юридической литературе рассматривается то, что адвокат призван защищать подлинные (а не мнимые) права доверителя, не любые его интересы, а только законные <1>. По сути, это утверждение воплощено в Законе об адвокатуре, который запретил адвокатам принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение, если оно носит заведомо незаконный характер <2>. Кроме того, в адвокатской деятельности необходимо соблюдение законности средств и методов защиты интересов доверителей. В этой связи ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката гласит, что, если после принятия поручения кроме поручения о защите по уголовному делу на предварительном следствии и в суде первой инстанции выявятся обстоятельства, при которых адвокат был не вправе принимать поручение, адвокат должен расторгнуть соглашение <3>. К сожалению, Закон об адвокатуре не указывает на этот аспект законности в деятельности адвоката. В этой связи подп. 1 п. 4 ст. 6 Закона об адвокатуре необходимо изложить в новой редакции, запрещающей адвокату принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение, если оно не только носит заведомо незаконный характер, но и заведомо не может быть выполнено законными способами и методами.

--------------------------------

<1> См.: Смоленский М.Б. Адвокатура в Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 23.

<2> См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", пп. 1 п. 4 ст. 6 // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

<3> См.: Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.), п. 9 ст. 10 // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3 (75).

В то же время следование принципу законности не означает, что адвокат должен быть крайне подозрительным к своим доверителям. Законность в деятельности адвоката должна сочетаться с его лояльностью к доверителю, с опорой на доверителя при ведении дел. Должно обеспечиваться активное участие доверителя в определении проблем, формулировании возможных вариантов и принятии решений. Ведь во многих случаях доверитель лучше разбирается в экономических, социальных и психологических сторонах своих проблем <1>. Таким образом, наряду с принципом законности деятельность адвокатуры должна строиться на лояльности к доверителю. Надо сказать, что этот принцип нашел свое частичное отражение в Законе об адвокатуре. Так, установлено, что адвокат не вправе занимать позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя <2>.

--------------------------------

<1> См.: Байндер Д., Бергман П., Прайс С. Концепция опоры на клиента // Сайт "Клиническое юридическое образование": http://www.lawclinic.ru/library.phtml?m=1&p=17.

<2> См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", подп. 3 п. 4 ст. 6 // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Соблюдение адвокатской этики. С принципом законности граничит принцип соблюдения адвокатской этики. Он прямо не называется в Законе об адвокатуре, однако адвокатская этика - неотъемлемое начало деятельности адвокатского сообщества. Этика - это учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле. Этика адвокатской деятельности - это свод основных нравственных правил, которым должен следовать адвокат в своей деятельности.

Эти правила восходят к традициям адвокатуры. Они также соотносятся с условиями и характером задач, выполняемых членами данной организации в рамках судебных и административных процедур, и с государственным законодательством <1>. Этические нормы касаются различных вопросов адвокатской деятельности: конфиденциальности отношений доверителя и адвоката, выплаты гонорара, других сторон взаимоотношений с доверителями, взаимоотношений адвокатов друг с другом, рекламы адвокатской деятельности, правил поведения в суде и др. Так, относительно получения адвокатского гонорара Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества указывает на запрет адвокату заключать соглашение с доверителем, в соответствии с которым доверитель обязуется в случае вынесения решения судом в его пользу выплатить адвокату вознаграждение в виде денежной суммы или в какой-либо другой форме (исключение составляет случай, когда размер вознаграждения определен исходя из стоимости спорного имущества в соответствии с официальной шкалой гонораров или при наличии контроля со стороны компетентного органа, юрисдикция которого распространяется на адвоката). Эта и многие другие этические нормы, содержащиеся в Общем кодексе правил для адвокатов стран Европейского сообщества, продублированы в том или ином виде в Кодексе профессиональной этики адвоката.

--------------------------------

<1> См.: Общий кодекс правил для адвокатов стран Европейского сообщества // Сайт "Клиническое юридическое образование": http://www.lawclinic.ru.

Отличительной особенностью этических норм адвокатской деятельности в России является то, что большинство из них обеспечены силой государственного принуждения и дисциплинарной властью адвокатских корпораций. При этом одни наиболее значимые этические нормы, например связанные с конфиденциальностью адвокатской деятельности, возведены в закон законодателем, другие нормативно определены с санкции законодателя адвокатским сообществом в Кодексе профессиональной этики адвоката <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3 (75); Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", п. 2 ст. 4 // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

Положение 1980 г. не упоминало об этических категориях в деятельности адвокатуры, в нем обращалось внимание лишь на необходимость строгого соблюдения законодательства. Указывалось только, что адвокат должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения <1>. Некоторые нравственные принципы были закреплены в законодательстве (например, ст. 16 Положения 1980 г. говорила о принципах действий адвокатов при наличии противоречий интересов его доверителей <2>), но в основном они существовали в традициях и обычаях адвокатуры, а в некоторых случаях - во внутренних документах коллегий <3>. Нарушение этических принципов не считалось по Положению 1980 г. основанием для привлечения адвоката к ответственности <4>. Однако, как ни парадоксально, на практике наблюдалось обратное: адвокаты систематически привлекались к ответственности за нарушение этических норм, причем связанных не только с собственно адвокатской деятельностью. Так, дисциплинарная практика Московских городской и областной коллегий адвокатов расценивала недостойное поведение адвоката в быту (систематические скандалы, перебранки, оскорбительное, близкое к хулиганству поведение в общественных местах и т.д.) как заслуживающее строгого дисциплинарного взыскания <5>. В целом можно сказать, что деятельность, основанная на этических принципах, качественно отличает адвокатуру от иных субъектов юридической помощи.

--------------------------------

<1> См.: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР") (утратило силу), ч. 4 ст. 16 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

<2> Там же. Ст. 16.

<3> См.: Правила адвокатской этики Ставропольской краевой коллегии адвокатов (утверждены решением Конференции Ставропольской краевой коллегии адвокатов 8 июня 2001 г.) // Сайт "Клиническое юридическое образование": http://www.lawclinic.ru.

<4> См.: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР") (утратило силу), ст. 25 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

<5> См.: Дисциплинарная практика Московских городской и областной коллегий адвокатов // Сайт "Клиническое юридическое образование": http://www.lawclinic.ru.

Независимость. Пожалуй, наиболее значимый принцип деятельности адвокатуры - это независимость. Тоталитарное государство не могло смириться с существованием независимой адвокатуры, поэтому основные усилия государства в отношении адвокатуры в годы советской власти были направлены на установление полного государственного и партийного контроля над адвокатурой и в конечном итоге над адвокатами. Этому служило в том числе Положение 1980 г. Почти все его нормы были направлены на установление полного контроля над деятельностью адвокатуры. Было прямо провозглашено, что "общее руководство коллегиями адвокатов осуществляют советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы в соответствии с законодательством, определяющим их компетенцию, как непосредственно, так и через министерства юстиции, отделы юстиции исполнительных комитетов краевых, областных, городских советов народных депутатов" <1>.

--------------------------------

<1> Цит. по: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР") (утратило силу), ст. 31 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

Под контролем государства находилось создание коллегий адвокатов и юридических консультаций (ст. 3, ст. 17), назначение на руководящие адвокатские должности (контролировался процесс назначения и освобождения заведующих юридическими консультациями (ст. 8), размер адвокатских гонораров при отсутствии соглашения между адвокатом и доверителем <1>. Контроль государства осуществлялся прежде всего через органы юстиции, к чьим полномочиям было отнесено следующее:

--------------------------------

<1> См.: Инструкция об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам (утверждена Министерством юстиции СССР 10 апреля 1991 г.) // Хозяйство и право. 1991. N 6.

- контроль над соблюдением коллегиями адвокатов требований законодательства;

- установление порядка оплаты юридической помощи и условий оплаты труда адвокатов;

- издание инструкций и методических рекомендаций по вопросам деятельности адвокатуры;

- установление порядка оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям;

- обобщение практики работы коллегий адвокатов;

- согласование решений о создании коллегий адвокатов и юридических консультаций;

- другие полномочия <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР") (утратило силу), ст. ст. 3, 17, 32, 33 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

Контроль над адвокатами осуществлялся также через дисциплинарное производство, осуществляемое зависимыми от государства президиумами коллегий адвокатов. Концепция Закона об адвокатуре в этом плане существенно иная: принцип независимости адвокатуры рассматривается в качестве главнейшей основы организации и деятельности адвокатуры.

Независимость адвокатуры складывается из двух элементов: из независимости организаций адвокатуры и адвокатских образований, в рамках которых осуществляется адвокатская деятельность, и из независимости самого адвоката при осуществлении его деятельности. Независимость адвокатуры как сообщества обеспечивается тем, что основы ее построения и функционирования определяются законами, в связи с чем никакие органы не могут путем принятия вопреки закону каких бы то ни было нормативных или индивидуально-распорядительных актов вмешиваться в деятельность адвокатуры. В своем организационном построении адвокатура в целом и отдельные формы адвокатских образований не подчиняются ни на федеральном, ни на местном уровнях органам законодательной, исполнительной или судебной власти или каким-либо иным органам или организациям. Высшими органами адвокатского сообщества являются: в Российской Федерации - Всероссийский съезд адвокатов, а в ее субъектах - собрание (конференция) адвокатов. Все вопросы организационной стороны деятельности адвокатских палат и образований (численный состав, смета доходов и расходов, избрание руководящего состава и т.д.) решаются в рамках самой адвокатуры. Определенной гарантией независимости адвокатуры является также автономность ее бюджета, в целом не зависящего ни от государства или органов местного самоуправления, ни от каких бы то ни было организаций.

Независимость адвоката обеспечивается несколькими способами:

- прямым запретом вмешательства в адвокатскую деятельность;

- недопустимостью привлечения адвоката к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность адвоката в преступном действии (бездействии);

- невозможностью истребования сведений, связанных с оказанием помощи по конкретным делам, а также запретом допрашивать адвоката о вопросах, ставших ему известными в связи с оказанием юридической помощи;

- установлением специальной процедуры привлечения адвоката к уголовной ответственности, принятием в отношении его мер уголовного преследования и оперативно-розыскной деятельности;

- институтом адвокатской тайны;

- недопустимостью осуществлять некоторые виды деятельности, в частности запретом занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности;

- свободой выбора организационной формы осуществления адвокатской деятельности и др.

Определенная степень контроля со стороны государства сохранена в Законе об адвокатуре, однако она существенно минимизирована и в целом соответствует концепции этого законодательного акта, построенной на отнесении адвокатуры к институту гражданского общества. Контролирующим органом в данном случае выступает территориальный орган юстиции, который уполномочен на ведение реестра адвокатов субъекта РФ, выдачу удостоверений адвоката, созыв внеочередного собрания (конференции) адвокатов, внесение представления о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности. В целом видно, что такой контроль носит не содержательный, а больше формальный характер.

Отдельного рассмотрения требует вопрос об экономической независимости адвокатуры. Такая независимость в настоящее время гарантируется прежде всего через реализацию принципов автономности адвокатских образований и организаций адвокатуры в определении своего бюджета и льготного налогообложения адвокатов и адвокатских организаций, отсутствии ограничений на размер получаемых адвокатом вознаграждений. Советская адвокатура не имела финансовой самостоятельности. Численный состав, штаты, смета доходов и расходов коллегии адвокатов утверждались советом министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, городского совета народных депутатов <1>. А провозглашенная норма, по которой коллегии адвокатов не облагались государственными и местными налогами и сборами <2>, на деле не имела большого смысла, поскольку в советское время налоговая система отсутствовала, а перераспределение доходов осуществлялось государством в административно-директивном порядке, а не в соответствии с налоговым законодательством, которое, по существу, также отсутствовало.

--------------------------------

<1> См.: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР") (утратило силу), ст. 6 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

<2> Там же. Ст. 29.

Самоуправляемость. Принцип самоуправления адвокатуры вытекает из ее независимости и заключается в том, что все вопросы организации и деятельности адвокатуры решаются самим адвокатским сообществом в рамках Федеральной палаты адвокатов, адвокатских палат субъектов РФ, а также адвокатских образований. Самоуправляемость - важный принцип адвокатуры. Это подчеркивается и в международных документах. В Основных положениях о роли адвокатов от 1990 г. устанавливается, что адвокатам должно быть предоставлено право формировать самоуправляемые ассоциации для представительства их интересов, постоянной учебы и переподготовки и поддержания их профессионального уровня <1>.

--------------------------------

<1> Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), п. 24 // Советская юстиция. 1991. N 20. С. 19.

Поскольку Положение 1980 г. было построено на принципе государственного контроля и исключало независимость адвокатуры, принцип самоуправляемости ей также был чужд. Наряду с этим стоит отметить, что некоторые элементы самоуправляемости адвокатуры все-таки присутствовали. Так, формально президиум коллегии адвокатов и ревизионная комиссия избирались общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов. Однако жесткий контроль государства над адвокатурой ограничивал свободу действий выборных органов при осуществлении ими своих полномочий.

Корпоративность. Корпоративность адвокатуры как принцип ее деятельности основан на общности профессиональных интересов и целей всех членов адвокатского сообщества, являющихся в то же время самостоятельными и независимыми и действующими в личном качестве. Корпоративность предполагает, с одной стороны, ответственность каждого члена адвокатского сообщества перед своими коллегами за квалифицированность, добросовестность и законность осуществляемой им деятельности, а с другой - проявление заботы адвокатского сообщества и его органов о членах этого сообщества. Адвокаты могут свободно высказываться и избирать формы защиты своих доверителей. Но для этого они должны подчиняться дисциплинарной власти своих коллег, образующих независимый "орден", что гарантирует им широкую степень возможности оказывать юридическую помощь, даже если интересы их доверителей сталкиваются с интересами государства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Стецовский Ю.И., Мирзоев Г.Б. Профессиональный долг адвоката и его статус: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 65.

В соответствии с Законом об адвокатуре в качестве такой структуры выступают адвокатские палаты, основные задачи которых - представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроль над профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами Кодекса профессиональной этики адвоката.

Из содержания Положения 1980 г. следует, что корпоративность также рассматривалась в этом документе в качестве важнейшего принципа организации и деятельности адвокатуры. При этом в соотношении индивидуальности адвокатской деятельности и корпоративности явно заметен уклон в сторону последней. Коллегии, в которые были объединены адвокаты, выступали как огромные юридические корпорации, в которых адвокаты выполняли роль штатных единиц, а полномочия исполнительных органов коллегий и действовавших по их доверенностям заведующих юридическими консультациями выходили далеко за рамки простой защиты интересов адвокатов и контроля над соблюдением ими закона. Так, даже соглашения об оказании юридической помощи и договоры о юридическом обслуживании с предприятиями, учреждениями и организациями заключались не адвокатами, а заведующим консультацией <1>.

--------------------------------

<1> См.: Положение об адвокатуре РСФСР от 20 ноября 1980 г. (утверждено Законом РСФСР от 20 ноября 1980 г. "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР") (утратило силу), ст. 18 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

Важная составляющая деятельности адвокатских палат - дисциплинарное производство в отношении адвокатов. Ошибочны заявления о неприемлемости дисциплинарной ответственности адвоката, ссылки на то, что адвокат не имеет и не может иметь начальников, поощряющих его или налагающих дисциплинарные взыскания <1>. В отсутствие возможностей внешнего общественного либо государственного вмешательства в деятельность адвокатуры, в условиях корпоративности именно применением к адвокатам мер дисциплинарного воздействия может быть обеспечена жизнеспособность адвокатуры. Возможность и необходимость дисциплинарной ответственности подтверждается и в Основных положениях о роли адвокатов 1990 г. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Похмелкин А.В. Экспертное заключение на проект Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Внесен Президентом Российской Федерации // Сайт "Права человека в России": http://hro.org.

<2> См.: Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке), п. п.

Наши рекомендации