Понимание коррупции, принятое в Европейском Союзе
В Европейском Союзе введена не только уголовная ответственность за коррупцию, но и гражданско-правовая, т.е. не связанная с уголовными обвинениями, а предполагающая разбор в судах гражданских исков, в частности, о нарушениях прав и свобод, материальных и нематериальных интересов сторон. В частности, гражданские иски от понесших ущерб в результате коррупции, могут подаваться в суды в целях получения полного возмещения ущерба, что в современной России не реализовано.
Такое понимание коррупции должно постепенно вводиться и в России, поскольку наша страна подписала Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года. Во второй статье этой Конвенции приводится следующее понимание коррупции:
«Для целей настоящей Конвенции "коррупция" означает просьбу, предложение, дачу или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового»[8].
В странах Европейского Союза, как и в других странах, включая и Россию, обвинения в коррупционных преступлениях довольно редко могут быть юридически обоснованы. Но для обоснования гражданских исков к коррупционерам в Европейском Союзе необязательно доказывать существенность вреда и связи их действий с имеющимися у них должностными полномочиями. В результате опасность быть признанным коррупционером в таких судебных разбирательствах настолько высока, что подавляющее большинство должностных лиц коррупционные действия не осуществляют. Ведь иначе они рискуют никогда больше не получить никакой значимой должности ни в органах государственного или муниципального управления, ни в частном бизнесе, ни в некоммерческих или общественных организациях. Их карьеры просто навсегда закончатся после совершения всего лишь одного коррупционного действия в период исполнения той или иной должности. Это с высокой вероятностью произойдёт ещё и потому, что европейские суды доверяют свидетельствам совершения коррупционных действий, получаемых от граждан и СМИ, а организации гражданского общества в европейских странах заставляют быть информационно открытыми органы власти, организации частного бизнеса, некоммерческие и общественные.
Принятие Россией понимания коррупции, используемого в странах Европейского Союза, а также практики предъявления коррупционерам гражданских исков с вынесением решений о компенсации ими нанесённого гражданам вреда, в комплексе с другими антикоррупционными мерами существенно способствовало бы снижению мотивации совершать коррупционные действия.
Рекомендации ГРЕКО для России
Совет Европы выбрал для своей деятельности три приоритетных аспекта в противодействии коррупции, которыми стали: «разработка общеевропейских норм и стандартов, контроль за их соблюдением, а также предоставление технического содействия и реализация программ адресной помощи странам и регионам»[9]. Реализация разработанных Советом Европы международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции была поручена существующей с 1999 года Группе государств по борьбе с коррупцией – ГРЕКО. Задачами этой организации являются помощь в выявлении недостатков национальной антикоррупционной политики и предоставление национальным государствам рекомендаций по проведению необходимых для исправления этих недостатков законодательных, институциональных и практических реформ. ГРЕКО содействует также обмену «передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции»[10]. При этом в ГРЕКО могут состоять не только государства-члены Совета Европы, но все страны мира, подписавшие конвенции Совета Европы об уголовной или о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, и по этой причине согласившиеся с применяемыми ГРЕКО процедурами оценки противодействия коррупции в этих странах[11].
В настоящий период в ГРЕКО состоят 48 членов: 47 государств Европы и Соединенные Штаты Америки. Российская Федерация – член группы ГРЕКО с 1 февраля 2007 года, после того, как нашей страной 4 октября 2006 года была ратифицирована Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию[12]. Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию наша страна не подписывала и, соответственно, не ратифицировала[13], и в современной России гражданско-правовая ответственность за коррупцию применяется весьма ограниченно. В соответствии с целями и задачами своей деятельности организация ГРЕКО провела в апреле 2008 года «мониторинг выполнения Российской Федерацией международных обязательств, обусловленных присоединением России к антикоррупционным конвенциям, итоговый документ которого составили подготовленный сводный доклад по Российской Федерации и перечень рекомендаций ГРЕКО»[14].
Предложенные России в 2009 году рекомендации ГРЕКО не являются обязательными для исполнения, но их существенным преимуществом является системность предлагаемых мер, повышающая вероятность реального снижения уровня коррупции в стране при введении их в действие. Этих рекомендаций в докладе ГРЕКО от апреля 2009 года очень много, только основных – 26. Все эти рекомендации невозможно ввести в действие одновременно в силу сложности их реализации, но этого организация ГРЕКО и Совет Европы от России и не требуют. Но предлагаемые ГРЕКО рекомендации в России необходимо вводить системно, возможно, некоторыми блоками, чтобы не давать возможности коррупционерам адаптироваться к введению новых норм противодействия коррупции. Такими рекомендациями ГРЕКО для нашей страны, в частности, является такой комплекс антикоррупционных мер: обеспечение прозрачности для граждан и контролирующих органов деятельности всех органов власти, публичность детальных деклараций о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих, «сократить число категорий лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, до минимума, требуемого в демократическом обществе»[15], а также «внести поправки в статью 104.1-3 Уголовного кодекса, с тем чтобы обеспечить конфискацию доходов от коррупции в случае любых коррупционных преступлений в соответствии с Уголовным кодексом, а также других преступлений, которые могут быть связаны с коррупцией, и обеспечить эффективное изъятие в таких случаях, и рассмотреть возможность введения в уголовное законодательство понятия конфискации in rem»[16]. При этом для получения в дальнейшем возможностей оценок рисков и угроз введения новых антикоррупционных мер было бы желательно «разработать системы всеобъемлющего, объективного и непрерывного мониторинга практических результатов принимаемых антикоррупционных мер в различных соответствующих секторах, включая изменение уровня коррупции в этих секторах с течением времени. Следует обеспечить, чтобы гражданское общество имело возможность участвовать в таком мониторинге и выражать свое мнение относительно его результатов»[17], что также было включено в состав рекомендаций организации ГРЕКО в 2009 году.