Необходимость защиты свидетелей в уголовных и гражданских судебных разбирательствах против коррупционеров
Успехов в противодействии коррупции, как показывает опыт разных стран мира, можно добиться только при использовании свидетельств участников и потерпевших от коррупционных действий. Причина в том, что такие действия всегда совершаются скрытно, поэтому многие факты и обстоятельства, которые необходимы для вынесения судебных решений об уголовных наказаниях за коррупционные действия, являются известными только участникам этих действий и потерпевшим от коррупции. Но, поскольку коррупционные действия, особенно, наносящие крупные ущербы государству и обществу, чаще всего осуществляются согласованными действиями нескольких лиц, любые свидетели фактов и обстоятельств коррупции находятся под угрозой применения насилия к ним со стороны соучастников коррупционных преступлений в процессе их расследования, проведения судебных процессов и даже после их окончания. Поскольку свидетельские показания участников и потерпевших от коррупционных действий необходимы для обоснования обвинений коррупционеров, необходимо обеспечить защиту таких свидетелей от насилия по отношению к ним со стороны соучастников коррупционных преступлений.
Важнейшие принципы защиты свидетелей, выработанные в соответствии с мировым опытом, представлены в нормах принятой 29 ноября 1985 года Генеральной Ассамблей ООН Декларации об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью[1]. К этим принципам, в частности, относятся требования государствам принять меры для сведения к минимуму неудобств для жертв, при необходимости охраны их личной жизни, обеспечения защиты от запугивания и мести, а также безопасности их самих, их семей и свидетелей с их стороны. Кроме того, необходимо относиться к жертвам преступлений с состраданием и уважать их достоинство, обеспечивать их право на доступ к правосудию и на скорейшую компенсацию без неоправданных задержек за нанесенный им ущерб.
Эти же принципы необходимо применять и к жертвам коррупционных действий, когда сами эти действия не квалифицируются как преступления, а также к любым свидетелям фактов коррупции. Они описаны в статье 32 Конвенции ООН против коррупции: «Каждое государство-участник принимает надлежащие меры, в соответствии со своей внутренней правовой системой и в пределах своих возможностей, с тем, чтобы обеспечить эффективную защиту от вероятной мести или запугивания в отношении свидетелей и экспертов, которые дают показания в связи с преступлениями, признанными таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, и, в надлежащих случаях, в отношении их родственников и других близких им лиц»[2].
Только при осуществлении реальной защиты свидетелей у них могут возникнуть достаточно сильные мотивы сотрудничать со следствием и судами для формирования обоснованных обвинений участников коррупционных действий. Защиту свидетелей могут осуществлять как органы власти, так и общественные и некоммерческие организации, что определяется национальными законодательствами. В тех случаях, когда такими свидетелями являются участники коррупционных действий, сообщающие о фактах, подтверждающих вовлечённость в них других лиц, этим свидетелям нужна не только защита, но и снижение уровня их наказаний.
Необходимость профилактики совершения коррупционных действий
Профилактика совершения коррупционных действий признаётся необходимой потому, что коррупция приносит высокие потери для общества, экономики и государства, а в силу их скрытного характера собирать юридические доказательства совершения коррупционных действий всегда очень сложно. Активная и эффективная профилактика коррупции позволяет предотвращать совершение коррупционных действий, снижает потери от коррупции, способствует повышению шансов выявления фактов коррупции правоохранительными органами за счёт снижения нагрузки на каждого из их сотрудников.
Профилактика совершения коррупционных действий предполагает целенаправленное изменение сознания чиновников, бизнесменов и граждан, формирование у них негативного отношения и негативных оценок коррупции.