Значимость зарубежного опыта противодействия коррупции

Важнейшие принципы противодействия коррупции

На основе зарубежного опыта противодействия коррупции можно описать важнейшие принципы, существенно повышающие эффективность антикоррупционной деятельности и вполне применимые в нашей стране. Эти принципы необходимо соблюдать одновременно, в комплексе, нарушение хотя бы одного из них может привести не к снижению уровня коррупции, а к его росту.

Публичность органов власти

В современном государстве органы власти должны быть публичными в двух смыслах одновременно. Во-первых, органы власти должны быть публичны в том смысле, что они должны действовать в интересах общества, решать его проблемы, способствовать его развитию. Во-вторых, органы власти должны быть публичными в смысле информационной открытости для общества всей своей деятельности за исключением очень узких сфер секретных, определяемых исключительно необходимостью обеспечения безопасности общества и государства.

Публичными должны быть все органы власти, включая исполнительную, законодательную и судебную власти, не должно делаться исключение для правоохранительных органов и специальных служб. В большинстве случаев даже секретные сведения должны через определённые законодательством периоды после того, как они перестают быть актуальными, становиться доступными для изучения исследователям, заинтересованным гражданам и организациям.

Подконтрольность органов власти обществу

Подконтрольность органов власти обществу возможна только при осуществлении их открытости. В таких условиях сведения обо всех готовящихся решениях органов власти, процедурах их принятия и исполнения, должны быть доступны организациям гражданского общества и всем заинтересованным гражданам. В частности, любые организации и граждане должны иметь возможность доступа к детальным описаниям исполнения и планирования бюджетов деятельности любых органов власти. В обобщённом виде статьи их бюджетов представляются организациям и гражданам только в тех случаях, когда детализация этих бюджетов может повредить безопасности общества или государства.

Всепроникающий характер коррупции предполагает не иерархический, как в органах власти, а сетевой принцип противодействия ей. Поэтому важнейшим ресурсом реального противодействия коррупции в соответствии с мировым опытом признаётся деятельность гражданского общества, ведь именно оно способно противопоставить сетевому и всепроникающему характеру коррупции свои сетевые и присутствующие во всех сферах деятельности ресурсы объединений граждан.

Реальное обеспечение прав и защиты частной собственности

Легальная частная собственность должна быть защищена органами власти от любых посягательств, частные предприниматели должны обладать всеми правами на владение и распоряжение своей легально полученной собственностью. В таких условиях становится невозможным для органов власти или криминальных организаций отобрать у предпринимателей частную собственность, осуществить незаконную рейдерскую операцию по передаче частной собственности другим лицам, заставить частных предпринимателей осуществлять незаконные платежи или давать взятки за продолжение пользования своей собственностью.

Необходимость профилактики совершения коррупционных действий

Профилактика совершения коррупционных действий признаётся необходимой потому, что коррупция приносит высокие потери для общества, экономики и государства, а в силу их скрытного характера собирать юридические доказательства совершения коррупционных действий всегда очень сложно. Активная и эффективная профилактика коррупции позволяет предотвращать совершение коррупционных действий, снижает потери от коррупции, способствует повышению шансов выявления фактов коррупции правоохранительными органами за счёт снижения нагрузки на каждого из их сотрудников.

Профилактика совершения коррупционных действий предполагает целенаправленное изменение сознания чиновников, бизнесменов и граждан, формирование у них негативного отношения и негативных оценок коррупции.

Рекомендации ГРЕКО для России

Совет Европы выбрал для своей деятельности три приоритетных аспекта в противодействии коррупции, которыми стали: «разработка общеевропейских норм и стандартов, контроль за их соблюдением, а также предоставление технического содействия и реализация программ адресной помощи странам и регионам»[9]. Реализация разработанных Советом Европы международно-правовых документов в сфере противодействия коррупции была поручена существующей с 1999 года Группе государств по борьбе с коррупцией – ГРЕКО. Задачами этой организации являются помощь в выявлении недостатков национальной антикоррупционной политики и предоставление национальным государствам рекомендаций по проведению необходимых для исправления этих недостатков законодательных, институциональных и практических реформ. ГРЕКО содействует также обмену «передовым опытом в области предупреждения и выявления коррупции»[10]. При этом в ГРЕКО могут состоять не только государства-члены Совета Европы, но все страны мира, подписавшие конвенции Совета Европы об уголовной или о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, и по этой причине согласившиеся с применяемыми ГРЕКО процедурами оценки противодействия коррупции в этих странах[11].

В настоящий период в ГРЕКО состоят 48 членов: 47 государств Европы и Соединенные Штаты Америки. Российская Федерация – член группы ГРЕКО с 1 февраля 2007 года, после того, как нашей страной 4 октября 2006 года была ратифицирована Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию[12]. Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию наша страна не подписывала и, соответственно, не ратифицировала[13], и в современной России гражданско-правовая ответственность за коррупцию применяется весьма ограниченно. В соответствии с целями и задачами своей деятельности организация ГРЕКО провела в апреле 2008 года «мониторинг выполнения Российской Федерацией международных обязательств, обусловленных присоединением России к антикоррупционным конвенциям, итоговый документ которого составили подготовленный сводный доклад по Российской Федерации и перечень рекомендаций ГРЕКО»[14].

Предложенные России в 2009 году рекомендации ГРЕКО не являются обязательными для исполнения, но их существенным преимуществом является системность предлагаемых мер, повышающая вероятность реального снижения уровня коррупции в стране при введении их в действие. Этих рекомендаций в докладе ГРЕКО от апреля 2009 года очень много, только основных – 26. Все эти рекомендации невозможно ввести в действие одновременно в силу сложности их реализации, но этого организация ГРЕКО и Совет Европы от России и не требуют. Но предлагаемые ГРЕКО рекомендации в России необходимо вводить системно, возможно, некоторыми блоками, чтобы не давать возможности коррупционерам адаптироваться к введению новых норм противодействия коррупции. Такими рекомендациями ГРЕКО для нашей страны, в частности, является такой комплекс антикоррупционных мер: обеспечение прозрачности для граждан и контролирующих органов деятельности всех органов власти, публичность детальных деклараций о доходах и расходах государственных и муниципальных служащих, «сократить число категорий лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, до минимума, требуемого в демократическом обществе»[15], а также «внести поправки в статью 104.1-3 Уголовного кодекса, с тем чтобы обеспечить конфискацию доходов от коррупции в случае любых коррупционных преступлений в соответствии с Уголовным кодексом, а также других преступлений, которые могут быть связаны с коррупцией, и обеспечить эффективное изъятие в таких случаях, и рассмотреть возможность введения в уголовное законодательство понятия конфискации in rem»[16]. При этом для получения в дальнейшем возможностей оценок рисков и угроз введения новых антикоррупционных мер было бы желательно «разработать системы всеобъемлющего, объективного и непрерывного мониторинга практических результатов принимаемых антикоррупционных мер в различных соответствующих секторах, включая изменение уровня коррупции в этих секторах с течением времени. Следует обеспечить, чтобы гражданское общество имело возможность участвовать в таком мониторинге и выражать свое мнение относительно его результатов»[17], что также было включено в состав рекомендаций организации ГРЕКО в 2009 году.

Сингапур

В момент обретения независимости в 1965 году Сингапур был страной с очень высоким уровнем коррупции[23]. За относительно короткий исторический период с момента получения самоуправляемости в составе Британской империи в 1959 году до 1990 года уже в статусе полностью независимой страны Сингапур прошёл путь от бедной страны до высокоразвитой, с высоким уровнем жизни и постиндустриальными секторами экономики. Этот путь стал реализацией выбора, сделанного в 1959 году премьер-министром Сингапура Ли Куан Ю. Именно он решил из портового города, в который завозилась даже пресная вода и строительный песок, сделать финансовый и торговый центр Юго-Восточной Азии. Для этого было необходимо существенно снизить уровень коррупции. Стратегия её снижения была комплексной. Регламентировали действия чиновников, устраняли двусмысленности во всех законах, отмену многих разрешений и лицензирования, последовательно и неукоснительно соблюдали принцип верховенства закона и равенства всех перед законом, упрощали процедуры деятельности органов власти, стали строго следить за соблюдением этических стандартов[24].

Центром противодействия коррупции стало независимое Бюро по расследованию случаев коррупции с широкими полномочиями. Туда граждане могут обращаться с жалобами на госслужащих и требовать возмещения убытков. Когда началась антикоррупционная кампания это Бюро инициировало расследования даже против министров правительства Ли Куан Ю и его близких родственников. И некоторые министры, которые оказались уличёнными в коррупции, были приговорены к реальным срокам заключения. Этими действиями Ли Куан Ю доказал всем гражданам государства, что в его правительстве министры и другие ответственные должностные лица могут быть только неподкупными и высококвалифицированными. Снижая уровень коррупции Ли Куан Ю сумел показать сингапурцам, что упорный и квалифицированный труд всегда будет иметь высокую оплату и приводить к высокому уровню жизни. И это вместе с созданием образа Сингапура как безопасного и свободного от коррупции государства привлекло внутренние и иностранные инвестиции в экономику, способствовало быстрому экономическому росту страны.

Но этот результат достигается только при постоянном противодействии коррупции. Для этих целей, в частности, антикоррупционное законодательство Сингапура постоянно пересматривается с целью сокращения возможностей совершения коррупционных действий и ухода от ответственности тех, кто, тем не менее, сумел их совершить. Одновременно с этим укрепляется судебная система, судьям кроме привилегированного статуса дали и высокие оклады. Были введены и жесткие экономические санкции за взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Предприняли и неординарные акции, вплоть до поголовного увольнения сотрудников таможни и других коррумпированных государственных служб. Сегодня Сингапур занимает лидирующее место в мире по отсутствию коррупции, экономической свободе и развитию.

Таковы в кратком изложении важнейшие элементы антикоррупционной стратегии Сингапура. Её нельзя копировать в нашей стране, но её изучение и творческая адаптация к российским условиям могли бы способствовать существенному снижению уровня коррупции в нашей стране.

Южная Корея

В 1999 году разработанная и принятая в Сеуле по воле его мэра Гох Куна антикоррупционная программа «OPEN» позволила гражданам реально контролировать работу государственных чиновников[25]. Они и сейчас могут в любое время, в частности, проследить ход рассмотрения документов по своему обращению через Интернет. Это позволяет гражданам следить за тем, как решаются вопросы о выдаче разрешений или санкций по тому или иному делу в случаях, когда наиболее вероятно проявление коррупции, и протестовать, если ими замечены какие-либо нарушения.

На первом этапе мэр Сеула предложил всем жителям города писать ему лично открытки с указанием того, что им не нравится. И он сам лично все эти открытки читал. Отдельно он следил за открытками предпринимателей. Всем служащим мэрии он включил в тексты контрактов положения о том, что каждый из них будет уволен без объяснения причин при малейшем подозрении от предпринимателя, который с ним контактировал, о затягивании решения его проблемы или о требовании взятки за такое решение. Кто из чиновников был не согласен с таким положением в новом контракте, с тем он вообще не подписывался, а чиновник увольнялся с должности.

Строгое соблюдение мэром этих принципов, как и прозрачности деятельности администрации города, привели к тому, что в течение нескольких лет коррупция во взаимодействиях частного бизнеса и муниципальных органов власти исчезла практически полностью. А антикоррупционная программа «OPEN» стала своеобразным эталоном отношения к работе в органах власти, как к служению интересам граждан и страны. Необходимо только учитывать, что копировать в нашей стране даже такой очень успешный опыт нельзя, его обязательно необходимо адаптировать к российским условиям.

Китай

В современном Китае частная собственность защищается органами власти[26]. Любое преступное посягательство на собственность легального предпринимателя рассматривается в этой стране как тягчайшее государственное преступление. И любое замедленное реагирование на факты такого посягательства со стороны полиции и других органов власти расценивается как прямое пособничество этому тягчайшему преступлению.

Права частной собственности защищаются также с помощью неизменности норм и сроков действия договоров между частными лицами и государством. Органы государственной власти никогда не меняют условия таких договоров, даже при изменении со временем тех или иных условий экономической деятельности или политической ситуации. В Китае все договоры, в том числе, и долгосрочные всегда строго соблюдаются органами власти.

Такая реальная защищенность частной собственности и предпринимательства хорошо чувствуется в обществе. Китайцы охотно идут в предприниматели, в страну приезжает много зарубежных частных инвесторов, не обязательно связанных с мощными корпорациями, но доверяющих органам власти страны. И всё это, несомненно, способствует быстрому экономическому росту Китая.

На протяжении многих веков и даже тысячелетий китайская бюрократия являлась особой кастой в стране и главным получателем общественных благ[27]. Именно из-за её стремления к стабильности своего социального положения Китай долгое время оставался косной, остановившейся в своем развитии страной. Именно бюрократия сыграла роковую роль в падении величия Китая в XVIII–XIX веках, в превращении страны в полуколониальный, зависимый, полуоккупированный иностранными державами анклав. После становления в Китае социализма в 1949 году роль бюрократии осталась чрезвычайно значимой. Статус кадрового работника (ганьбу) выделял его из общества, обеспечивал более высокий, чем у других, уровень жизни. Правда при социализме, кроме привилегий в виде персональной машины, улучшенного пайка и пары ведер с цементом для постройки сарая в своем родовом селе, ганьбу ничего получить от государства не могли ни легально, ни нелегально. Но с началом развития в Китае рыночной экономики, бюрократы, находясь на ответственных должностях, могли курировать целые отрасли промышленности, получали права распределять государственные ресурсы и давать разрешения на деятельность бизнесменам. Эти возможности провоцировали многих китайских чиновников на совершение коррупционных действий, на нелегальное обогащение за счёт государства и частного бизнеса.

В современном Китае, тем не менее, не ощущается давления органов власти и чиновников на частный бизнес. Это было достигнуто тем, что при расследованиях и судебных разбирательствах дел о взятках виновным всегда считается чиновник. Суровость китайского антикоррупционного законодательства, а особенно суровость практики его применения определяется тем, что именно в чиновничьем произволе китайское руководство видит самую серьезную угрозу экономического развития страны. У китайского руководства нет сомнений, что именно чиновники являются источником коррупции и мздоимства. Поэтому именно на чиновников необходимо осуществлять постоянное давление посредством суровых наказаний за совершение коррупционных действий. Реализация этого принципа борьбы с коррупцией даёт много больше эффекта в противодействии коррупции, чем распространённые в современной России призывы к гражданам и бизнесменам не давать взяток чиновникам.

Ещё одним значимым фактором защиты бизнеса от произвола государства в Китае является строго соблюдаемый принцип органами власти адекватной ответственности за причинение ущерба из-за неправомерных действий чиновников. Если, например, действия чиновника из контролирующей инстанции были неправомерны и нанесли ущерб частному бизнесу, то государство возмещает ему полный ущерб от этих действий своего чиновника, а затем взыскивает эти расходы с семьи этого чиновника в широком смысле этого слова, т.е. со всех его родственников, а семьи в Китае очень большие. Аналогично поступает государство и с чиновниками таможенной службы.

Государство при этом не снимает со своих чиновников ответственности ни за противопожарную безопасность, ни за санитарный контроль, ни за контроль провоза товаров через таможни, ни за осуществление других контролирующих государственных функций. В такой ситуации чиновникам из контролирующих органов нередко проще самим обеспечить выполнение соответствующих требований, которые не удалось убедить выполнить частных предпринимателей. Так чиновнику из противопожарной инспекции, если он считает, что надо усилить меры борьбы с возможными возгораниями, иногда лучше самому сбегать купить противопожарное ведро, насыпать ящик песка, попросить у «лаобаня» (владельца бизнеса) разрешения на покупку лопаты и топора и лично оформить для его организации противопожарный стенд. Дело в том, что при возникновении возгорания в организации, которую этот чиновник инспектировал, он неизбежно будет признан виновным в такой ситуации и понесёт суровое наказание. А у такого бизнесмена могут найтись оправдывающие его обстоятельства.

Система показателей работы государственного аппарата в Китае, оценка эффективности деятельности чиновников жестко связана с показателями развития территорий и отраслей, которые они регулируют или контролируют, например, с показателями экономического роста, уровня привлечения инвестиций, объема экспорта и другими. При этом не предусмотрено никаких значимых поощрений за объёмы выполненных ими работ, например, за число выписанных штрафов, за дополнительный объём налоговых поступлений в бюджет, за число раскрытых преступлений и т.п. С другой стороны, честно работающие чиновники, имеют много льгот и пользуются уважением общества. У них приличный уровень жизни, мало отличающийся от уровня жизни бизнесменов, с которыми они постоянно взаимодействуют на своей службе, у них неплохое социальное обеспечение, включая квартиру, достойная пенсия по старости, бесплатное образование детям, что в Китае очень ценится, и хорошее медицинское обслуживание. Поэтому все китайские чиновники заинтересованы в росте экономики и строгом выполнении стратегий экономической деятельности, разработанных руководством страны. В результате, хотя коррупция в экономической сфере в Китае является весьма распространённой, но она существенно меньше препятствует экономическому росту и развитию страны, чем в России.

Для обеспечения экономического роста Китаю пришлось создать конкурентную среду для частного бизнеса, в которой преимущества должны были получать эффективные производства, обеспечивающие снижение затрат и инновации, а в коммерции – организации, пользующиеся доверием потребителей. Для создания такой конкурентной среды Китай почти полностью заимствовал законодательство в этой области у западных стран, которое прошло проверку временем и доказало свою эффективность и прозрачность. Также была полностью пересмотрена система бухгалтерской отчетности. За основу был взят американский стандарт US GAAP, который был адаптирован к китайским условиям некоторыми несущественными поправками и стал называться China GAAP. Все это позволило очень быстро создать в Китае юридическую среду для предприятий и других хозяйствующих субъектов, сопоставимую по своей эффективности с подобной средой в развитых странах мира. Такая конкурентная среда существенно снижает угрозу применения органами власти и частными бизнесами внеэкономических методов осуществления конкуренции и риски проявлений ими коррупции, связанной с экономикой и финансами.

Выполнение норм законодательства в сфере обеспечения реальной конкуренции в Китае строго контролируется. Партийным и государственным органом поставлены конкретные задачи по обеспечению «уровня конкуренции». Если где-нибудь намечалась тенденция к сокращению конкурентности в экономике в угоду ассоциированным компаниям, то чиновники могут понести суровые наказания. Например, бывшему мэру Пекина привлечение к работам компании, где владельцем был его шурин, стоило не только свободы, но и жизни. И было даже не принято во внимание, что компания его родственника выполнила свою работу экономнее и качественнее, чем были способны выполнить другие подрядчики.

Китайское руководство стимулирует распространение сведений о том, каких успехов достигли владельцы производственного бизнеса средствами честной рыночной конкуренции, а не с помощью связей в органах власти. Это серьезно мотивирует молодое поколение на стремление к знаниям, которые помогут и им самим достичь успеха своим интеллектом и честным предпринимательством, ориентированным на конкурентоспособные продажи товаров и предоставление услуг потребителям. И они видят, что прорыв в создании требуемого рынком товара может принести им богатство и почет в обществе. И что никто не отберет у них успешный бизнес: ни рэкетир, ни чиновник, ни оба вместе.

В Китае органы власти строго следят за тем, чтобы в обществе не распространялись практики мошенничеств[28]. Китайский опыт строгих наказаний коррупционеров показал, что в некоторых случаях такие наказания являются эффективными в противодействии коррупции.

Например, в период 1992-1996 годов в Китае появился инвестиционной фонд, взявшийся привлекать средства для налаживания производства одноразовых шприцев. Учредители пообещали вкладчикам по шесть процентов от внесенной суммы за месяц. Первыми сообразили, что это открывает путь к обогащению за счет «прокручивания» бюджетных денег, чиновники. Скажем, директор госпредприятия или руководитель главка на месяц задерживали зарплату сотрудникам и вкладывали эти деньги в инвестиционный фонд. И поскольку шесть процентов от каждого миллиона – это 60 тысяч юаней, то такого рода ежемесячный нелегальный доход этих чиновников выражался шестизначными цифрами.

К чести китайских контрольных органов, не прошло и года, как учредители этого фонда были арестованы и отданы под суд. По его приговору трое мужчин и одна женщина были поставлены на колени перед толпой и публично расстреляны на площади. В результате таких действий органов власти число пострадавших от финансовых пирамид в Китае не превысило тысячи человек, а от аналогичных мошенничеств, сопряжённых с коррупцией, в России примерно в тот же период пострадали несколько миллионов наших граждан, потому что российские органы власти не применяли против мошенников эффективных мер противодействия.

С другой стороны, жёсткие меры уголовного преследования за взяточничество и другие виды коррупции в Китае, которыми являются длительные сроки лишения свободы, конфискация собственности и даже расстрелы, не привели к искоренению коррупции среди высокопоставленных должностных лиц.

Негативным побочным последствием экономических реформ в Китае стал процесс капитализации власти, то есть превращения служебного положения в капитал, приносящий прибыль. Чиновники сохранили контроль за госимуществом и природными ресурсами. Это позволяет им использовать свою власть, чтобы превращать общественное богатство в личное. Такие злоупотребления обрели самые разные формы от торговли квотами и лицензиями до фиктивного банкротства госпредприятий с целью последующей передачи их за бесценок в частные руки.

В Верховной прокуратуре КНР было специально создано Управление по борьбе с коррупцией. Однако вскоре его руководителей пришлось сместить, а более 70 инспекторов привлечь к уголовной ответственности. Не меньше злоупотреблений и коррупции в других органах партии и госаппарата. Единственным утешением в китайском руководстве считают то, что хотя служебное положение в Китае нередко приносит материальное благосостояние, власть в стране не может быть товаром, то есть ее нельзя купить.

В последние годы китайское руководство активно осуществляет меры по противодействию коррупции не только в исполнительной, но и в законодательной и судебной властях[29]. В Китае для контроля чиновников помимо Центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК и Министерства контроля было образовано централизованное ведомство по противодействию коррупции, которое так и называется – Государственное управление по противодействию коррупции. В соответствии с принципами кадровой политики ЦК КПК во всех органах власти КНР постоянно проводится ротация кадров, которая не дает возможности чиновникам использовать уже сложившиеся служебные, родственные, дружеские и иные связи для совершения незаконных действий, а потому является антикоррупционной мерой. Большое значение в Китае уделяется формированию у государственных служащих высоких моральных и нравственных принципов, а также повышению у них чувства долга и ответственности за свою деятельность. Для этой цели используется разработанный Ху Цзиньтао «моральный кодекс из восьми принципов» поведения для граждан Китая. Это следствие того, что в Китае традиционно считают: общество должно управляться не только властью закона, но и нормами, правилами поведения, нравственными убеждениями, силой примера.

Коррумпированные чиновники в современном Китае сурово наказываются, независимо от занимаемых ими должностей. В частности, судебный процесс над министром по продовольствию и лекарствам КНР Чжэнь Сяоюем завершился смертным приговором. Непосредственно перед исполнением приговора в официальном китайском печатном издании China Daily было опубликовано последнее обращение Чжэнь Сяоюя к гражданам КНР под названием «Письмо раскаяния». В своем письме министр утверждал, что из корыстных побуждений лучше не стремиться к большой власти. Потому что это не тот случай, когда «чем больше, тем лучше». Он советовал любому чиновнику не гнаться за высокими постами, а, если кто-то решит стать руководителем высокого ранга, то он должен воспитывать в себе чувство ответственности, чтобы его не постигла судьба самого Чжэнь Сяоюя. Ведь ещё Конфуций указывал: «Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты его».

Проведенные в Китае за последние несколько лет реформы в административной, судебной, финансовой системах и в органах юстиции не только дали ощутимый результат в противодействии коррупции, но, что очень важно, получили поддержку общества, повысили доверие граждан к государственной власти, партии КПК и общественным институтам.

Гонконг

Как известно, Гонко́нг – специальный административный район Китайской Народной Республики, ныне один из ведущих финансовых центров Азии и мира. Гонконг расположен на Коулунском полуострове, с запада, юга и востока омываемом Южно-Китайским морем, а также на более чем 260 островах. На севере Гонконг граничит с особой экономической зоной Шэньчжэнь в составе китайской провинции Гуандун. Гонконг принято делить на три части: собственно остров Гонконг, Коулун и Новые Территории. Гонконг входит в регион дельты реки Чжуцзян, располагаясь на левом берегу её устья.

В 1842 году Гонконг был захвачен Великобританией и оставался её колонией до 1997 года, когда Китайская Народная Республика установила суверенитет над этой территорией. Согласно совместной китайско-британской декларации и Основному закону Гонконга, территории предоставлена широкая автономия как минимум до 2047 года, то есть в течение 50 лет после передачи суверенитета. В рамках курса «Одна страна — две системы» в течение этого периода Центральное народное правительство КНР берёт на себя вопросы обороны и внешней политики территории, в то время как Гонконг оставляет за собой контроль над законодательством, полицейскими силами, денежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой, а также сохраняет представительство в международных организациях и мероприятиях.

Ещё с конца 1970-х годов в Гонконге быстро росли текстильное производство и другие отрасли промышленности, а экономика становилась всё более ориентированной на экспорт. Благодаря росту промышленного производства стабильно повышался уровень жизни. При этом текстильная и производственная составляющая в экономике Гонконга постепенно уменьшалась, отдавая первенство финансам и банковскому сектору. А после начала реформ в Китае в 1978 году Гонконг стал основным источником иностранных инвестиций в Китай[30].

В Гонконге в течение столетий взяточничество было традицией, и казалось, что чиновников и жителей этого города-государства невозможно отучить брать и давать взятки. Но это удалось сделать[31].

Для достижения этого результата власти города продемонстрировали волю, решимость и последовательность в реализации антикоррупционных мер, причем, не взирая на лица и должности. Эти антикоррупционные меры Гонконг начал реализовывать в 1974 году, когда коррупцией было пронизано 94% всего государственного сектора. И таких мер было всего три.

Мера первая: отмена презумпции невиновности для чиновников. Вместо него применяется принцип «докажи, что купил имущество не на взятки». В этом принципе есть что-то общее с принципом конфискации имущества "in rem", который используется в некоторых странах Запада. В соответствии с нормами законодательства Гонконга, определяющими отказ от презумпции невиновности для чиновников, если чиновник не в состоянии доказать, что законным путем получил средства, которые лежат на его заграничных счетах или на которые приобретена его недвижимость и дорогостоящее имущество, то он будет осуждён на тюремное заключение на срок до 15 лет лишения свободы. Эту норму законодательства органы власти стали последовательно и четко реализовывать. Сразу же после отмены презумпции невиновности несколько крупных чиновников Гонконга оказались за решеткой.

Мера вторая: в 1974 году была создана независимая комиссия по борьбе с коррупцией (НКБК). Подчиняется она непосредственно генерал-губернатору Гонконга, ни МВД, ни органы госбезопасности влиять на деятельность НКБК не могут. У сотрудников НКБК высокие оклады, они на 20-30% выше, чем у работников силовых ведомств.

Эта комиссия не только выявляет взяточников, но и занимается профилактикой, т.е. предотвращением взяток в сферах, наиболее подверженных коррупции, например, в службах, выдающих различные разрешения на ведение бизнеса или каких-либо работ, в дорожной полиции, в следственных органах и судах. НКБК постоянно анализирует, применяют ли взяточники новые схемы для своих коррупционных действий. Комиссия вправе провести проверку в любом ведомстве и министерстве, если есть хотя бы малейшее подозрение на взяточничество.

За первый год работы НКБК были пойманы и осуждены 220 чиновников-взяточников. Среди них оказался и шеф полиции Гонконга. Против него возбудили уголовное дело, но он успел выехать в Лондон. Тем не менее, генерал-губернатор Гонконга смог добиться его выдачи, экстрадиции в Гонконг, где и состоялся суд над этим коррупционером.

Для того чтобы у самих специалистов НКБК, обладающих большими полномочиями и подчиняющихся напрямую генерал-губернатору, не возникало соблазнов обогащаться на взятках, работу этой комиссии постоянно контролируют общественные организации, созданные из представителей интеллигенции и частного бизнеса. Если эти общественные контролёры получат какие-то документальные свидетельства того, что кто-то из специалистов НКБК участвовал в коррупции, этот специалист будет уволен со службы и будет проведено расследование его деятельности.

США

Опыт США в противодействии коррупции разнообразен и обширен. Большой интерес для России представляет опыт этой страны в защите свидетелей о коррупции.

Именно в США впервые в мире появился федеральный закон, содержащий нормы о защите свидетелей. Это был Закон о контроле над организованной преступностью, принятый в 1970 году. Многие штаты этой страны имеют собственные программы защиты свидетелей, которые обеспечивают, как правило, меньшую защиту, чем федеральная программа[32].

В 1982 году Конгресс США принял федеральный закон «О защите жертв преступлений и свидетелей», в преамбуле которого указано, что нормальное функционирование системы уголовной юстиции невозможно без «кооперации» с жертвами и свидетелями преступлений. Другой федеральный закон США 1984 года «О контроле за преступностью» отменил Титул Y федерального закона 1970 года, существенно расширив круг лиц, подлежащих государственной защите. Законодательством всех штатов предусмотрена защита некоторых «специальных категорий» жертв преступлений[33].

В соответствии с законодательством США Генеральный прокурор может переселить на новое место жительства свидетеля и обеспечить его другими средствами защиты, если речь идет о показаниях этого свидетеля в пользу Федерального правительства или Правительства штата в ходе официального судебного разбирательства, касающегося организованной преступности или другого серьезного преступления, и если Генеральный прокурор определяет, что против свидетеля по этому разбирательству может быть совершено правонарушение, подразумевающее преступление с применением силы. Генеральный прокурор может также переселить на новое место жительства и обеспечить другими средствами защиты членов семьи такого свидетеля, либо человека, близко с ним связанного, если указанные лица могут подвергнуться опасности в связи с участием свидетеля в судебном разбирательстве[34]. По решению Генерального прокурора такому свидетелю могут быть выданы также новые документы, выплачены средства на жизненно необходимые расходы, в том числе связанные с изменением места жительства, оказана помощь в трудоустройстве, применены иные меры физической и социальной защиты, в том числе запрет на разглашение информации о данном лице и его месте жительства[35].

Одним из важных аспектов защиты свидетелей является действие в Нью-Йорке специальной телефонной линии связи для жертв преступлений, позвонив на которую, лица, подвергшиеся нападению преступников, могут выяснить, где они отбывают наказание, а также срок их освобождения. Этой телефонной линией могут пользоваться также адвокаты и свидетели, участвовавшие в судебных процессах. Любой клиент этой телефонной службы оповещения может зарегистрировать специальный пароль, и тогда компьютерная система свяжется с ним по телефону через 10 минут после освобождения заключенного из тюрьмы. Если абонент не ответит, компьютер будет назв<

Наши рекомендации