Особенности виктимологической профилактики

Контрольные вопросы

1.Раскройте соотношение понятий «предупреждение», «предотвращение», «пресечение», «профилактика» преступлений.

2.Что представляет собой предмет профилактического воздействия?

3.Кто является субъектом профилактики?

4.Каков механизм мер профилактического воздействия?

5.Дайте краткую характеристику направлений мер профилактического воздействия.

6.Каковы цели и принципы профилактики преступлений?

Практические задания

№ 1

В чем заключается сущность профилактики преступлений?

№ 2

Дайте общую характеристику системы профилактики преступлений исходя из различных оснований ее внутреннего строения.

№ 3

Дайте определение общей, видовой, индивидуальной профилактики.

№ 4

Какие сведения о личности преступника необходимы для проведения индивидуально-профилактическойработы?

№ 5

Каковы особенности общесоциального направления мер профилактического воздействия на преступность?

№ 6

В чем состоит отличие мер специального предупреждения преступлений от индивидуальной профилактики преступлений?

№ 7

Назовите функции предупреждения преступлений конкретных правоохранительных органов.

№ 8

Каковы профилактические особенности современного отечественного уголовного законодательства?

№ 9

Какова нормативно-правоваябаза профилактики российской преступности в современных условиях?

№ 10

Раскройте содержание понятия «девиантология» и охарактеризуйте ее роль в ранней профилактике преступности.

№ 11

Раскройте содержание следующих понятий: виктимность, виктимизация. Укажите виды и факторы виктимности.

№ 12

В чем заключаются особенности виктимологической профилактики преступлений?

№ 13

Проведите виктимологический анализ указанных ниже примеров и ответьте на следующие вопросы:

- совершил ли потерпевший какие-либоошибки, которые повысили его виктимность?

- какие меры виктимологической профилактики могли бы быть эффективны в данном случае?

А.Наталья любила ходить в магазин лесом. Эта десятиминутная прогулка заряжала ее энергией.

«Вы не поможете мне завязать бинт», – спросил ее высокий мужчина, стоявший возле кустарника и пытавшийся сам себе перебинтовать руку. Когда Наталья пошла к нему и попыталась завязать бинт, он чем-тотяжелым ударил ее по голове…

После того как она пришла в себя, увидела разорванную одежду и поняла, что с ней произошло, ей стало страшно.

Б.Мамастрого-настрогозапрещает Пете открывать дверь незнакомым людям.

Звонок. Он тихонько подходит к глазку. Там незнакомые парни. «Открывай, мы знаем, что ты дома. У вас квартира протекла. Открывай, а то в милицию пойдем жаловаться».

Петя опешил. Как они узнали, что он дома? Он открывает дверь и тут же получает удар в нос. От боли текут слезы. Кровь заливает рубашку. «Сиди тихо, а то убьем». Воры быстро осмотрели квартиру, забрали все ценное и ушли.

В.Маргарита Юрьевна возвращалась домой с работы. Было шесть часов вечера, но зимой темнеет рано.

В подъезде стоял молодой человек. Когда женщина вошла, он внимательно осмотрел ее, взял сумку и сильно дернул. В сумке зарплата – Маргарита Юрьевна вцепилась: не отдам. Молодой человек изо всех сил ударил ее кулаком. Сознание затуманилось, сумка выскользнула из рук.

Теперь Маргарита Юрьевна не носит деньги в сумке. Она сшила потайные карманы в юбке – так просто зарплату не выхватишь.

Тема 8. Прогнозирование и планирование

Борьбы с преступностью

Контрольные вопросы

1.Каковы сущность и задачи криминологического прогнозирования?

2.Охарактеризуйте виды криминологического прогнозирования.

3.Какие методы применяются в криминологическом прогнозировании?

4.Дайте определение криминологического планирования.

5.Каковы цель и задачи планирования борьбы с преступно-

стью?

6.Охарактеризуйте виды криминологического планирования.

Практические задания

№ 1

В чем заключается научно-практическоезначение криминологического прогнозирования?

№ 2

Назовите субъектов криминологического прогнозирования.

№ 3

Каковы масштабы криминологического прогноза?

№ 4

Укажите научные и информационные основы криминологического прогнозирования.

№ 5

Каковы особенности криминологического прогнозирования?

№ 6

Что понимается под прогнозированием индивидуального преступного поведения?

№ 7

Каких специалистов следует пригласить в качестве экспертов для составления прогнозов в масштабах страны, города, района:

–преступности несовершеннолетних;

–преступности военнослужащих;

–экологической преступности;

–экономической преступности;

–транснациональной преступности;

–пенитенциарной преступности.

№ 8

Охарактеризуйте роль и значение криминологического планирования в изучении преступности и практической деятельности по ее профилактике.

№ 9

Каковы основы планирования борьбы с преступностью и в чем заключаются их современные особенности?

№ 10

Какова сущность направлений и форм международного сотрудничества в борьбе с преступностью?

№ 11

Охарактеризуйте механизм планирования борьбы с преступностью в органах внутренних дел.

Особенная часть

Тема 9. Криминологическая характеристика

Наши рекомендации