Кодификации уголовного права франции
Относительно материального права Франции следует отметить, что именно влияние римского права привело к созданию единых для страны кодексов. В XVI—XVIII вв. многочисленные попытки создать единое законодательство не поколебали силы местных кодексов. И все-таки вырабатывались определенные общие принципы и складывались условия, позволившие Наполеону успешно провестикодификацию к началу XIX в. Одним из таких условий было разрушение старой правовой системы во время Великой французской революции 1789 г., другим — упразднение социального неравенства (вследствие той же революции).
Прецеденту, судебному законотворчеству не нашлось места в новой системе источников уголовного права, поскольку на судей и правоприменителей смотрели как на служителей короля, имеющих полномочия лишь толковать, но не изменять или создавать закон. Разумеется,судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда, служила и служит в уголовном праве ориентиром для практики нижестоящих судов, но она не может восполнить пробелы законодательства (в отличие от сферы, например, гражданского судопроизводства). Примечательно, что вопросы определения уголовной ответственности и судопроизводства согласно ст. 34 Конституции Франции 1958 г. прямо отнесены к исключительной компетенции законодателя.
Итак, основные черты уголовного права романо-германской системы на примере Франции можно сформулировать следующим образом: а) признание законодательства единственным источником уголовного права; б) строгая иерархия источников от Конституций до уголовных законов; в) кодификация уголовного права.
Для Франции вообще характерно большое внимание к принципам уголовного права и правосудия и их конституционному оформлению.Конституция является непосредственнымисточником уголовного права. Почти в каждом пункте Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (часть действующей Конституции) содержатся принципы уголовной юстиции. Так, граждане равны перед законом независимо от ранга и социального положения; каждый предполагается невиновным, пока не доказано обратное; закон устанавливает наказания лишь строго и бесспорно необходимые; обязательное условие наказуемости — законодательная запрещенность преступного действия на момент его совершения; политические и религиозные мнения не влекут уголовной ответственности и т.д. Кроме того, закон от 21 января 1790 г. провозгласил принцип личного наказания, согласно которому оно неможет распространиться на семью осужденного.
Первый послереволюционныйУголовный кодекс 1791 г. развил гуманистические идеи эпохи Просвещения. В его основе лежали принципы законности и ограничения уголовной репрессии необходимостью. Это привело к резкому сокращению применения смертной казни, отмене пожизненного лишения свободы и членовредительских наказаний, декриминализации ряда преступлений, в первую очередь религиозных. Однако стремление обеспечить законность и максимально ограничить судебное усмотрение привели к использованию системы абсолютно определенных санкций. Этот опыт воспринят не был.
УК 1791 г. и другие уголовные законы революционной эпохи были замененыУголовным кодексом 1810 г., часто называемым Кодексом Наполеона. Он (наряду с ГК, ГПК и УПК) был составлен специальной комиссией по кодификации, созданной во время правления Наполеона. Содержавший первоначально гораздо более суровую систему наказаний, чем УК 1791 г. (смертная казнь, бессрочная каторга, клеймение и т.д.), он подвергся существенным изменениям на протяжении XIX—XX вв. Так, еще в 30-х и 60-х гг. XIX в. были отменены клеймение, позорный столб и ошейник как дополнение смертной казни, значительно уменьшена сфера пожизненного лишения свободы и применения смертной казни, введены смягчающие обстоятельства, отменена смертная казнь за политические преступления, конкретизированы признаки составов многих преступлений.
Основываясь первоначально на концепции классической школы уголовного права, УК 1810 г. впоследствии впитал идеи социологической школы. Так, вторая половина XIX в. привнесла в УК условное осуждение, условное освобождение и новые нормы о повторности и рецидиве. В конце 50-х и середине 70-х годов XX в. были существенно пересмотрены институты как Общей, так и Особенной части. Например, изменены составы преступлений против безопасности государства и общественного порядка; ряд дополнительных наказаний (лишение прав, конфискация автомобиля и проч.) стали применяться как основные. В 1981 г. была отменена смертная казнь. В 80-е гг. ощутимо расширилась сфера условного осуждения к лишению свободы, введены работы в интересах общества и новый порядок исчисления штрафов (в дневных ставках дохода).
Помимо УК был принят ряд законов, содержащих уголовно-правовые нормы: Кодекс военной юстиции, Дорожный кодекс, УПК и т.д. Некоторые из них — весьма почтенного возраста: например, Закон о прессе 1885 г., Закон о торговле фальсифицированными продуктами питания 1905 г. Особо следует отметить Закон об усилении безопасности и защите свободы граждан 1981 г. Принятый для усиления борьбы с преступностью, он расширил применение лишения свободы и предоставил полиции довольно широкие возможности действовать по своему усмотрению, что позволило некоторым исследователям оценить закон как репрессивный. Отдельные его нормы были изменены по Закону о свободе и безопасности 1982 г.
С 1973 г. во Франции велась работа по подготовке нового Уголовного кодекса. 22 июля 1992 г. был принят и весной 1994 г. вступил в силу новый УК Франции. Однако значение УК Наполеона этим не уничтожено ввиду его огромного влияния на французское и зарубежное законодательство.
УК 1992 г., с одной стороны, сохранил определенные традиции французского уголовного законодательства, а также и нововведения последних лет (например, об условном осуждении); с другой стороны, он по-новому сформулировал ряд базовых институтов (например, соучастия, обстоятельств, исключающих ответственность). В Общей части немало внимания уделяется институту преступления, в то время как УК Наполеона был акцентирован на институте наказания. Представляет интерес возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц. В Кодексе перечислены принципы возложения такой ответственности и указаны применяемые к юридическим лицам санкции: штраф, возмещение убытков, запрещение деятельности, ликвидация и т.д. На юридические лица ответственность может возлагаться за преступления в области охраны окружающей среды, налоговые преступления, нарушения техники безопасности.
Главной концептуальной идеей нового УК Франции стала защита прав человека, его жизни, здоровья, благоприятной окружающей природной среды, безопасности труда. УК гарантирует соблюдение принципов, закрепленных в Декларации прав человека и гражданина и Европейской конвенции прав человека, в особенности — принципа законности. Согласно гл. I разд. I книги I никто не может быть наказан за деяние, не предусмотренное законом или постановлением; никто не может быть подвергнут наказанию, не предусмотренному законом или постановлением; наказание должно соответствовать тяжести преступления; уголовный закон не имеет обратной силы; уголовный закон подлежит точному толкованию.
Структура УК Франции 1992 г. соответствует системе, принятой УК 1810 г., и состоит из четырех книг. Каждая книга делится на разделы, а раздел — на главы.
Книга первая содержит нормы, в которых излагаются общие положения об уголовном законе, ответственности, наказаниях.
Вторая, третья и четвертая книги посвящены вопросам Особенной части. Вторая книга содержит составы преступлений и проступков против человека и открывается разделом о преступлениях против человечества, затем следуют разделы о посягательствах на человеческую личность. Третья книга определяет ответственность за преступления и проступки против собственности, а четвертая — за преступления и проступки против нации, государства и общественного порядка.
Таким образом, в структуре нового Кодекса Франции четко просматривается иерархия ценностей, положенная в основу уголовного законодательства, а именно: личность — собственность — государство.