Экспертизы результатов интеллектуальной деятельности

§ -Экспертиза товарного знака;

§ -Экспертиза промышленных образцов;

§ -Экспертиза изобретений;

§ -Экспертиза полезных моделей;

§ -Экспертиза коммерческих обозначений;

§ -Экспертиза фирменных наименований;

§ -Подготовка заключений о патентной чистоте.


Экспертизы объектов ЭВМ
-Анализ систем автоматизации и обеспечение соблюдения законных требований правообладателей;
-Исследование содержания сайтов в сети интернет и документирование содержания сайтов;
-Анализ причины некорректной работы автоматизированных систем;
-Исследование жестких дисков и др. носителей информации.

Товароведческие экспертизы
-Экспертиза бытовой мебели;
-Экспертиза офисной мебели;
-Экспертиза иных товаров народного потребления.

5. Понятие и виды судебных экспертиз

Судебная экспертиза – это следственное действие, состоящее в производстве в установленном законом порядке исследований тех или иных объектов специалистами в науке, технике, искусстве или ремесле и даче ими заключений по вопросам, возникающим в ходе расследования по уголовным делам (ст. 195—207 УПК).

Судебные экспертизы можно классифицировать по различным основаниям. Первое основание классификации – по отраслям знаний или по характеру специальных знаний , используемых при проведении экспертизы. Поскольку по отраслям знаний экспертизы могут быть самыми разнообразными, их обычно подразделяют на классы, роды, виды и подвиды.

Важнейшим классом являются традиционные криминалистические экспертизы. Это группа судебных экспертиз, проводимых с использованием специальных знаний и методик, основанных главным образом на положениях криминалистической техники. Криминалистические экспертизы делятся на такие роды:

• судебно-трасологические экспертизы. К этому роду относятся все экспертизы следов. В чисто практических целях, ввиду ее особой значимости для раскрытия и расследования преступлений, в особую группу иногда выделяют дактилоскопическую экспертизу;

• судебные экспертизы огнестрельного оружия, боеприпасов и следов выстрела (судебно-баллистические);

• судебные экспертизы холодного оружия;

• судебно-почерковедческие экспертизы;

• судебно-технические экспертизы документов;

• судебно-портретные экспертизы;

• судебно-фототехнические экспертизы.

Иногда криминалистическими называются автороведческие экспертизы, задачей которых являются установление путем исследования различных документов их авторов. Однако с помощью криминалистической экспертизы можно установить только исполнителя документа; что же касается вопросов, которые обычно ставятся перед экспертами при установлении автора документа (является ли конкретное лицо автором документа; является ли язык документа родным для автора; каков его родной язык; каков образовательный уровень автора документа и т.д.), то для ответа на них требуются специальные знания в лингвистике, психолингвистике и других науках, весьма далеких от криминалистики. Такие экспертизы обычно носят комплексный характер.

Следующий класс судебных экспертиз – экспертизы веществ, материалов и изделий. В их число входят следующие экспертизы:

• волокон, волокнистых материалов и изделий из них;

• ГСМ и нефтепродуктов;

• лакокрасочных материалов и покрытий;

• металлов, сплавов и изделий из них;

• наркотических средств;

• пищевых продуктов;

• полимерных материалов, пластмасс и изделий из них;

•стекла, керамики и изделий из них;

• табака, махорки и некоторые другие.

Объекты для проведения этих экспертиз чаще всего поступают на исследования в микроколичествах – в форме микрочастиц, отделившихся от целого, а также микроследов – отображений внешнего строения соответствующих объектов. В процессе исследования обычно используются физические, химические, биологические и другие методы.

Большое значение в расследовании (особенно по делам о преступлениях против личности) имеют экспертизы, относящиеся к классу судебно-медицинских . В их число входят:

• судебно-медицинские экспертизы людей (или судебно-медицинское освидетельствование), проводимые с целью определения состояния здоровья, степени тяжести причиненных телесных повреждений, возраста, наличия алкогольного или наркотического опьянения и т.д.;

• судебно-медицинские экспертизы вещественных доказательств (крови, слюны и других выделений человека, волос и др.), которые обычно обнаруживаются на месте происшествия и на других объектах; целью таких экспертиз является установление лица, оставившего след, а также механизма события;

• судебно-медицинские экспертизы трупов (главным образом для установления причин смерти и различных обстоятельств, связанных с гибелью человека);

• судебно-психиатрические экспертизы.

При расследовании хозяйственных преступлений нередко проводятся экспертизы, относящиеся к классу судебно-экономических . В их число входят также судебно-бухгалтер ская и судебно-товароведческая экспертизы.

В класс судебных инженерно-технических экспертиз входят:

• судебно-автотехнические экспертизы;

• судебные инженерно-транспортные экспертизы (обе они исследуют причины и обстоятельства катастроф на всех видах транспорта);

• судебные пожарно-технические экспертизы;

• судебные строительно-технические экспертизы;

• судебные взрыво-технические экспертизы.

Класс судебно-биологических экспертиз включает в зависимости от характера исследуемых объектов судебно-ботанические и судебно-зоологические экспертизы.

К самостоятельным классам относятся судебно-почвоведческие, судебные видеофонографические и некоторые другие экспертизы.

Судебные экспертизы делятся не только по отраслям знаний. Второе основание их классификации – по повторности проведения . Здесь различаются экспертизы первичные и повторные. Повторная экспертиза назначается, если у следователя возникают сомнения в обоснованности заключения первичной экспертизы (если, по мнению следователя, эксперт оказался недостаточно компетентным, была избрана неверная методика исследования, эксперт пользовался несовершенным оборудованием и т.д.). Повторная экспертиза может также назначаться для проверки заключения первичной экспертизы. Поручается она другому или другим экспертам (ст. 207 УПК).

Еще одно основание классификации судебных экспертиз – по объему исследования . Различаются экспертизы основные и дополнительные. Дополнительная экспертиза назначается в тех случаях, когда заключение основной экспертизы не вызывает сомнения с точки зрения обоснованности и достоверности, но в ходе расследования возникла необходимость поставить перед экспертом какие-либо новые вопросы, при появлении новых материалов и т.д. Как правило, целесообразно поручать проведение дополнительной экспертизы тому же эксперту, который проводил основную, так как он уже знаком с материалом, отработал методику исследования и не будет тратить на это лишнее время.

По количеству лиц, участвующих в проведении , различаются экспертизы единоличные и комиссионные. Единоличные экспертизы проводятся одним, комиссионные – двумя и более экспертами. Комиссионные экспертизы назначаются (ст. 200 УПК) при большой сложности или большом объеме исследования. В них участвуют эксперты одной специальности, которые совместно подписывают заключение.

По характеру используемых знаний могут быть экспертизы однородные и комплексные. Комплексные экспертизы (ст. 201 УПК) проводят эксперты разных специальностей, хотя, в принципе, такого рода экспертизу может проводить и один человек, если он является специалистом в разных отраслях знаний. Каждый из участвующих в исследовании специалистов подписывает свой раздел заключения; конечный вывод обычно подписывают все эксперты.

В последние годы с усложнением вопросов, которые ставятся на разрешение экспертов, удельный вес и значение комплексных экспертиз в практике увеличиваются. Комплексными часто бывают экспертизы, назначаемые по делам о ДТП, о преступлениях с использованием взрывных устройств и многие другие.

Помимо перечисленных выше, могут быть и другие основания классификации экспертиз. В частности, различаются экспертизы обязательные и необязательные, идентификационные и диагностические и т.д.

Диагностические экспертные задачи по степени сложности подразделяют на простые и сложные. К простым диагностическим задачам относятся следующие:

1) диагностирование свойств и состояния объекта, а именно:

- исследование свойств объекта, его соответствие определенным (заданным, установленным стандартом) характеристикам;

- определение фактического состояния объекта, наличия или отсутствия каких-либо отклонений от его нормального состояния;

- установление первоначального состояния объекта;

- определение причин и условий изменения свойств (состояния) объекта;

2) диагностические исследования свойств и состояния объекта по его отображению:

- определение степени информативности следа;

- установление свойств и состояния объекта в момент возникновения отображения;

- определение причины изменения свойств или состояния объекта. Сложные (составные) диагностические задачи - это исследование механизмов, событий, процессов и действий по результатам (объектам, отображениям). К ним относятся:

- определение механизма события, процесса, действия;

- определение возможности судить о механизме и обстоятельствах события по его результатам (последствиям, отображениям) отдельных этапов (стадий, фрагментов) события;

- установление механизма события в его динамике; установление возможности (невозможности) совершения определенных действий при определенных условиях; установление соответствия (несоответствия) действий специальным правилам;

- определение условий (обстановки), времени (периода) или хронологической последовательности действия (события);

- определение места действия (его локализация, границы), позиции участников; определение иных условий;

- определение причинно-следственных связей между действиями и наступившими последствиями.

Вопрос

Государственное судебно-экспертное учреждение —

учреждения судебной экспертизы Минюста (Российский федеральный центр судебной экспертизы, региональные центры и лаборатории судебных экспертиз); судебно-экспертные учреждения (Бюро судебно-медицинских экспертиз) и специализированные подразделения (эксперты и комиссии экспертов) Минздрава РФ, созданные для производства судебных экспертиз по заданию правоохранительных органов. Функции г.с.-э.у. осуществляют также экспертно-криминалистические подразделения (ЭКП, ЭКГ) МВД, ФСБ, ФТС, судебно-медицинский центр и лаборатории МО России.

Статья 11. Государственные судебно-экспертные учреждения

Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы.

Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, если производство судебной экспертизы поручается указанным экспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняют обязанности, имеют права и несут ответственность как государственные судебно-экспертные учреждения.

Государственные судебно-экспертные учреждения создаются и ликвидируются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы регулируется настоящим Федеральным законом, процессуальным законодательством Российской Федерации и осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Организация и производство судебной экспертизы в медицинских учреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовых актов соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения. В указанных учреждениях и подразделениях не может организовываться и производиться судебно-психиатрическая экспертиза.

Государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.

Государственные судебно-экспертные учреждения производят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Государственные судебно-экспертные учреждения в обязательном порядке производят судебную экспертизу для органов дознания, органов предварительного следствия и судов, расположенных на территории, которая определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В случае невозможности производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связи с отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований судебная экспертиза для органов дознания, органов предварительного следствия и судов может быть произведена государственными судебно-экспертными учреждениями, обслуживающими другие территории.

Деятельность государственных судебно-экспертных учреждений по организации и производству судебной экспертизы для других государств осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

7 вопрос Обязанности руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Статья14Руководитель обязан:

по получении постановления или определения о назначении судебной экспертизы поручить ее производство конкретному эксперту или комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы;

разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности и права;

по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу, предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подписку и направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта;

по окончании исследований направить заключение эксперта, объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которые назначили судебную экспертизу;

обеспечить условия, необходимые для сохранения конфиденциальности исследований и их результатов;

не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с организацией и производством судебной экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.

Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые для проведения исследований:

наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения;

соблюдение правил техники безопасности и производственной санитарии;

сохранность представленных объектов исследований и материалов дела.

Руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

Статья 15. Права руководителя государственного судебно-экспертного учреждения

Руководитель вправе:

возвратить без исполнения постановление или определение о назначении судебной экспертизы, представленные для ее производства объекты исследований и материалы дела, если в данном учреждении нет эксперта конкретной специальности, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований, указав мотивы, по которым производится возврат;

ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в данном учреждении, если их специальные знания необходимы для дачи заключения;

организовывать производство судебной экспертизы с участием других учреждений, указанных в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;

передавать часть обязанностей и прав, связанных с организацией и производством судебной экспертизы, своему заместителю, а также руководителю структурного подразделения учреждения, которое он возглавляет;

требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, возмещения расходов, связанных с:

1) компенсацией за хранение транспортной организацией поступивших на судебную экспертизу объектов исследований, за исключением штрафов за несвоевременное их получение данным учреждением;

2) транспортировкой объектов после их исследования, за исключением почтовых расходов;

3) хранением объектов исследований в государственном судебно-экспертном учреждении после окончания производства судебной экспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и других экстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данное учреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю об известных им специальных правилах обращения с указанными объектами или они были ненадлежаще упакованы.


9 вопрос
Статья 41. Распространение действия настоящего Федерального закона на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами
В соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального закона.

Важная часть Постановления посвящена проведению экспертиз негосударственными экспертными учреждениями, так как деятельность негосударственных экспертных учреждений в законодательстве не отражена.

Согласно положениям части 2 статьи 195 УПК РФ судебная экспертиза производится государственными судебными экспертами и иными экспертами из числа лиц, обладающих специальными познаниями.

Данное Постановление дало определение понятий государственных судебно-экспертных учреждений, иных экспертов.

К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях. Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Вместе с тем, если в квалификации экспертов государственных судебно-экспертных учреждений сомнений не возникает, так как они занимают свои должности согласно аттестации, то с негосударственными экспертами дело обстоит сложнее. Отсутствие правовой регламентации судебно-экспертной деятельности негосударственных экспертов влечет за собой то, что в качестве таковых могут привлекаться лица, хотя и имеющие специальное образование, но не обладающие всем необходимым комплексом знаний и практических навыков в данной отрасли судебной экспертизы. Поэтому Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам, что при поручении производства экспертизы лицу, не являющемуся государственным судебным экспертом, необходимо предварительно запросить сведения, касающиеся возможности производства данной экспертизы, а также сведения об эксперте, в том числе его фамилию, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы в качестве судебного эксперта и иные данные, свидетельствующие о его компетентности и надлежащей квалификации, о чем необходимо указать в определении (постановлении) о назначении экспертизы, и при необходимости приобщить к материалам уголовного дела заверенные копии документов, подтверждающих указанные сведения.

Одним из обязательных требований к заключению эксперта в соответствии с п.5 ч.1 ст.204 УПК РФ является указание в нем сведений о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Отсутствие таких сведений влечет признание заключения недопустимым доказательством.

Каких-либо сложностей не возникает, когда исследование поручается судебно-экспертному учреждению, поскольку обязанность по разъяснению эксперту прав и обязанностей, а также предупреждение об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, получение подписки в соответствии со ст.14 Закона № 73-ФЗ и в силу ч.2 ст.199 УПК РФ возложена на руководителей соответствующих учреждений. В части 4 ст.199 УПК РФ прямо предусмотрены обязанности следователя вручить постановление и необходимые материалы эксперту и разъяснить ему права и ответственность, предусмотренные ст.57 УПК РФ, однако соответствующих обязанностей суда для случаев, когда судебная экспертиза производится вне экспертного учреждения, в законе не установлено.

Однако поскольку ч.1 ст.11 УПК РФ содержит указание на обязанность суда разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность, то в Пленуме уточняется, что в случае производства экспертизы лицу, не работающему в судебно-экспертном учреждении, разъяснение прав и обязанностей, предусмотренных статьей 57 УПК РФ, возлагается на суд, принявший решение о назначении экспертизы.

Перед экспертом не могут быть поставлены вопросы, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора или суда. Вопросы, поставленные перед экспертом, и заключение по ним не могут выходить за пределы его специальных знаний. Постановка перед экспертом правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора, суда (например, что имело место – убийство или самоубийство), как не входящих в его компетенцию, не допускается.

Вопрос

Государственный судебный эксперт —

является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей

Прежде всего – государственный эксперт – это работник государственной организации, то есть специализированного учреждения федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, негосударственный – соответственно работник негосударственной организации.

Статус государственного эксперта и требования к нему установлен законом РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности» (от 31.05.2001 года № 73-ФЗ), конкретно статьями 12 и 13.

Для того, чтобы стать таким работником, эксперт должен иметь высшее образованием получить дополнительное экспертное образование по конкретной экспертной специальности. Требование о наличии высшего образования не распространяется на экспертов системы МВД – для них достаточно среднего образования в области судебной экспертизы.

Уровень квалификации экспертов и их возможность самостоятельно производить экспертизы определяются специальными аттестационными комиссиями. Аттестация проходится экспертом один раз в пять лет.

Аналогичных требований именно для негосударственных экспертов в законодательстве не содержится.

Но, поскольку негосударственный эксперт должен быть прежде всего специалистом, подтверждается это прежде всего дипломом о высшем специальном образовании, поэтому негосударственный судебный эксперт – это специалист с высшим специальным образованием.

Кроме того, во многих отраслях предусмотрено постоянно подтверждение квалификации, периодическое повышение квалификации (врачи, учителя, строители и прочие). Однако законодательного требования к такому повышению квалификации или аттестации для негосударственных судебных экспертов не предусмотрено.

Такие требования могут быть предусмотрены уставами саморегулируемых организаций, в которых состоит эксперт или экспертная организация, либо некоммерческих организаций.

Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые к эксперту

Должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее профессиональное образование и прошедший последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее специальное экспертное образование.

Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Вопрос

Наши рекомендации