НПА, принятые в РФ, и содержащие нормы ГП.
В ГП система НПА включает в себя 3 элемента:
1. Законы, или законодательные акты, содержащие нормы гражданского права. Это называется гражданским законодательством (то есть в ГП сюда входят только законы). абз.1 п.2 ст.3 ГК.
2. Иные правовые акты: указы Президента, содержащие нормы ГП; Постановления Правительства, содержащие нормы ГП. п.6,ст.3
3. Ведомственные акты, содержащие нормы ГП. п.7, ст.3.
Гражданское законодательство – это сфера исключительно федеральной компетенции (п.1 ст.3 ГК, а также статья Конституции о вопросах, которые являются предметом ведения исключительно РФ). Это значит, что законы, содержащие нормы ГП, может принимать только РФ в целом, а субъекты РФ не могут принимать такие законы. Однако некоторые подотрасли ГП находятся в сфере совместной компетенции РФ и СРФ, например жилищное право. Действуют федеральные акты (Жилищный кодекс) и акты СРФ (например, Основы жилищной политики в г.Москве).
Федеральное законодательство включает:
1. Гражданский кодекс РФ. Принимался по частям в соответствии с модельным европейским кодексом. Часть 1 «Общие положения» действует с 1 января 1995 года. Часть 2 «отдельные виды договоров» вступила в силу с 1 марта 1996 года. Часть 3 «Наследственное право» с 1 марта 2002 года. Часть 4 «Авторское и изобретательское право» с 1 января 2008 года.
ГК обладает приоритетом над остальными законами, содержащими нормы ГП (п.2 ст.3 ГК). Здесь возникает проблема в том, что он является ФЗ, который сам для себя закрепляет приоритет над другими ФЗ. Такое правило закреплено, для того чтобы система законодательства была бы единый. ВС и ВАС жестко применяют п.2 ст.3.
2. Федеральные законы, принятые после 1 января 1995 года (на основе ГК). Например, ФЗ «об ипотеке (залоге недвижимости)»; ФЗ «о лизинге» 1998 года.
Может ли ФЗ иметь приоритет над ГК? Может, в случае если это прямо предусмотрено в самом ГК. Если в ГК это прямо не предусмотрено, ФЗ действует в части, не противоречащей ГК. См ст.493, п.2, ст.334, п.1-2 ст.797, п.3 ст.797 (устанавливает приоритет над ст.220 ГК). Специальные нормы имеют приоритет над общими только в отношении коллизии внутри одного закона.
3. Законы РФ и ФЗ, принятые после провозглашения государственного суверенитета РФ (12 июня 1990 г.) до 1 января 1995 года. Пример: Закон РФ 1991 года «о защите прав потребителей»; Закон РФ 1991 года «о банках и банковской деятельности»; ФЗ «о поставках продукции для федеральных госнужд», 1994 г. Эти акты действуют в части, не противоречащей ГК и ФЗ, принятым после 1 января 1995 года.
4. Законы РСФСР и Законы СССР, принятые до провозглашения суверенитета РФ. Они действуют как субсидиарный при соблюдении 2 условий:
a. есть пробел в актах первых трех уровней;
b. в части, не противоречащей актам первых трех уровней.
В идеале должно остаться 2 уровня.
Указы Президента и постановления Правительства РФ (иные правовые акты).
Указы Президента являются источником ГП, если они содержат нормы ГП. Они действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству в целом. Сейчас Президенту нет необходимости с помощью указов регулировать гражданско-правовые отношения. В этой связи действующего указа назвать сейчас сложно. Из недействующих указов: Указ «Об ипотеке»; Указ «О трасте». п.5 ст.3 ГК РФ.
Постановления Правительства, содержащие нормы ГП. Постановление Правительства «Правила продажи отдельных видов товаров» 1998 года, которое регламентирует правило продажи отдельных видов товаров; «Правила бытового обслуживания населения в РФ», утверждены Постановление Правительства 1997 года; «Правило продажи товаров по образцам», утверждены ПП 1997 года и т.д. Постановления Правительства действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству и указам Президента (п.4 и п.5 ст.3). Иные правовые акты принимаются соответствующими государственными органами (Президентом и Правительством) в явочном порядке. Это означает, что для принятия Указа или Постановления не требуется делегирования полномочий со стороны законодательного органа. Президент и Правительство могут по своему желанию принять акт, содержащий нормы ГП, и разрешения законодателей им не нужно. Но сам законодатель иногда говорит, когда Правительство обязано принять определенный акт.
Ведомственные акты.
Это инструкции министерств и ведомств, содержащие нормы ГП. Они действуют в части, не противоречащей гражданскому законодательству и иными НПА (п.7 ст.3).
С 1 января 1995 года ведомство может принять НПА только при наличии делегированных полномочий, предусмотренных гражданским законодательством и иными правовыми актами. То есть в законе, указе или постановлении написано, что ведомству дается право или обязанность издать инструкцию.
Пример: приказ от 20 мая 1998 года №160 «О порядке применения Закона о защите прав потребителей», принят министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимателей. Приказ прошел регистрацию в минюсте, так как такое право было делегировано ст.40 Закона «о ЗПП» в редакции до 2004 года. В 2004 году эту статью изменили. В настоящее время эту функцию передали Федеральной службе по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека. 7 марта 2006 году Федеральная служба издала письмо 0100/2473-06-32 «О разъяснении отдельных положений действующего законодательства».
Подобные акты часто встречаются в авторском и изобретательском праве (они принимаются Роспатентом: ему полномочия делегировалось ранее Патентным законом, а теперь частью 4 ГК).