Общественная мораль. То что складывается в совокупности в каждый период развития общества.

7. (прокуратура, милиция, полиция. …в законах, кодекс чести)

10.Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики — не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории:

добро и зло,

благо,

справедливость,

долг,

совесть,

ответственность,

достоинство и честь.

К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

11. Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, раз-

граничивающие нравственное и безнравственное.

Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положи-

тельное нравственное значение, отвечающее требованиям нравст-

венности, служащее отграничению нравственного от безнравственно-

го, противостоящего злу.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная

добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном,

противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения.

Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных ка-

честв.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель —

устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее

моральную ценность. Добродетели противостоит порок.

Добродетельный человек не только признает положительные

нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в

соответствии с ними (добродеять — делать добро). Представления о

добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней

Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с

такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, муд-

рость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья вы-

двинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру

в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных

слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, вер-

ность и т. п. оценивались и оцениваются положительно.

В обыденной жизни благо — все, что способствует человеческой

жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребно-

стей людей, является средством для достижения определенных це-

лей. Это и природные блага, и духовные (познание, образование,

предметы культурного потребления). Полезность не всегда совпадает

с благом. Например, искусство лишено утилитарной пользы; развитие

промышленности, материального производства приводит человечест-

во на грань экологической катастрофы.

Добро — разновидность духовного блага. В этическом смысле понятие блага часто употребляется как синоним добра.__

16. Соотношение морали и права — один из важных аспектов изучения этих социальных явлений, представляющий особый интерес для юристов. Ему посвящен ряд специальных работ *. Мы коснемся здесь лишь отдельных принципиальных выводов, существенных для рассмотрения последующих вопросов.

* См., в частности: Васильев Ю. С. Взаимодействие права и морали // Советское государство и право. 1966. № 11; Лукашева E.A. Мотивы и поведение человека в правовой сфере // Там же. 1972. № 8; Право и нравственное формирование личности в советском обществе // Там же. 1976. № 10; Кузнецова Н. Ф. Уголовное право и мораль. М., 1967; Карпец И. И. Уголовное право и этика. М., 1985; Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986.

Мораль относится к числу основных типов нормативного регулирования деятельности, поведения человека. Она обеспечивает подчинение деятельности людей единым общесоциальным законам. Мораль выполняет эту функцию совместно с другими формами общественной дисциплины, направленными на обеспечение усвоения и выполнения людьми установленных в обществе норм, находясь с ними в тесном взаимодействии и взаимопереплетении..

Мораль и право — необходимые, взаимосвязанные и взаимопроникающие системы регуляции общественной жизни. Они возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам.

Мораль и право выполняют единую социальную функцию — регулирование поведения людей в обществе. Они представляют сложные системы, включающие общественное сознание (моральное и правовое); общественные отношения (нравственные и правовые); общественно значимую деятельность; нормативные сферы (нравственные и правовые нормы).

Нормативность — свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей. При этом объекты их регулирования во многом совпадают. Но регулирование их осуществляется специфическими для каждого из регуляторов средствами. Единство общественных отношений "с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем" *.

* Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. С. 76.

Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, "моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства"*. Законодательство не может декретировать нравственность.

* Гегель Г. Соч. М.—Л., 1934. С. 233.

Мораль и право каждой общественно-экономической формации однотипны. Они отражают единый базис, потребности и интересы определенных социальных групп. Общность морали и права проявляется и в относительной устойчивости моральных и правовых принципов и норм, выражающих как волю стоящих у власти, так и общие требования справедливости, гуманности. Моральные и правовые нормы имеют всеобщий характер, общеобязательны; они охватывают все стороны общественных отношений. Многие правовые нормы закрепляют не что иное, как нравственные требования. Есть и другие области единства, сходства и переплетения морали и права.

Мораль и право — составные части духовной культуры человечества.

При однотипности морали и права в определенном обществе между этими социальными регуляторами существуют важные различия. Право и мораль различаются: 1) по объекту регулирования; 2) по способу регулирования; 3) по средствам обеспечения выполнения соответствующих норм (характеру санкций).

Право регулирует лишь общественно значимое поведение. Оно не должно, например, вторгаться в личную жизнь человека. Более того, оно призвано создавать гарантии против подобного вторжения. Объектом морального регулирования является как общественно значимое поведение, так и личная жизнь, межличностные отношения (дружба, любовь, взаимопомощь и т. д.).

Способ правового регулирования — правовой акт, создаваемый государственной властью, реально складывающиеся правоотношения на основе и в пределах правовых норм. Мораль регулирует поведение субъектов общественным мнением, общепринятыми обычаями, индивидуальным сознанием.

Соблюдение правовых норм обеспечивается специальным государственным аппаратом, применяющим правовое поощрение или осуждение, в том числе и государственное принуждение, юридические санкции. В морали действуют только духовные санкции: моральное одобрение или осуждение, исходящие от общества, коллектива, окружающих, а также самооценки человека, его совесть.

22. Конституция Российской Федерации 1993 г. - первый в отечественной прак-

тике правовой документ, воплотивший широкий перечень прав и свобод человека,

который сформировался как под воздействием законодательства демократиче-

ских зарубежных государств, так и международных стандартов в сфере прав и

свобод. В России не было демократических традиций признания приоритета и

значимости прав и свобод. Основным достоинством Конституции Российской Фе-

дерации является признание естественной природы прав и свобод человека.

Ч. 2 ст. 17 Конституции провозглашает: «Основные права и сво-

боды человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Первая часть этой статьи подчеркивает неотделимость прав и свобод,

вошедших в Конституцию из международного права: «В Российской

Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и

гражданина согласно общепринятым принципам и нормам междуна-

родного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Регулируя начала правосудия, Конституция РФ фиксирует их

демократическое содержание, отражая требования справедливости и

гуманности. Требование равенства между людьми выражает важней-

шая категория этики - категория справедливости. Ст. 19 Конституции

провозглашает: «Все равны перед законом и судом». Государство га-

рантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независи-

мо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного

положения и других обстоятельств.

Конституция гарантирует охрану жизни, чести, достоинства че-

ловека, личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища,

охрану частной жизни. Защита этих прав предусматривается докумен-

тами мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом

выступает судебная власть.

Охране достоинства человека посвящена ст. 21 Конституции.

Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть

основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться наси-

лию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое дос-

тоинство обращению или наказанию. Ст. 23 устанавливает право каж-

дого на защиту чести и достоинства.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

согласно ст. 22 Конституции. Только по судебному решению допусти-

мы арест, заключение под стражу и содержание под стражей. Лицо не

может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов до су-

дебного решения.

Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и

семейную тайну устанавливает ст. 23 Конституции, а ст. 24 запрещает

сбор, хранение, использование и распространение информации о ча-

стной жизни лица без его согласия.

Право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров,

почтовых, телеграфных и иных сообщений устанавливает ст. 23 Кон-

ституции. Ограничение этого права допускается только на основании

судебного решения.

Ст. 25 Конституции гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не

вправе проникать в жилище против воли проживающих в них лиц ина-

че, как в случаях, установленных федеральным законом, или на осно-

вании судебного решения».

Таким образом, восприняв общепризнанные нравственно-правовые ценно-

сти важнейших международно-правовых актов, Конституция РФ 1993 г. сущест-

венно усовершенствовала основы российского законодательства.

Наши рекомендации