Тема 4. Финансовое оздоровление как процедура, применяемая в деле о банкротстве
Цель проведения занятий: овладеть знанием содержания процедуры в деле о банкротстве «финансовое оздоровление», правового положения ее участников, основных правовых проблем регулирования процедуры в деле о банкротстве «финансовое оздоровление», овладеть умением применять полученные знания в правоприменительной деятельности, в процессе консультирования.
Текст учебного материала.
Понятие и цели процедуры финансового оздоровления.Согласно ст. 2 Закона о банкротстве, финансовое оздоровление (далее – ФО) – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (далее – график).ФО – восстановительная необязательная процедура. Ее сущность – предоставление должнику возможности без смены руководящего аппарата, но под надзором кредиторов и арбитражного управляющего, в течение 2-х лет в рассрочку рассчитаться с кредиторами. Процедура может быть введена и без согласия кредиторов, при предоставлении надежной гарантии того, что должник исполнит свои обязательства.
Лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения ФО, – административный управляющий. По ходатайству собрания кредиторов арбитражный суд может утвердить административным управляющим лицо, исполнявшего обязанности временного управляющего.
Основания вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления:
1.Решение первого собрания кредиторов об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении ФО. Решение должно содержать срок процедуры и график погашения задолженности. График подписывается представителем участников должника. Если в обеспечение исполнения графика не предоставлено какое-либо обеспечение (например, поручительство участников должника), то должен быть разработан также план ФО, обосновывающий возможность выполнения целей данной процедуры. План ФО готовится участниками должника, и утверждается собранием кредиторов.
Графиком должно предусматриваться погашение требований кредиторов, включенных в реестр, пропорционально, в порядке очередности, установленной ст. 134 Закона о банкротстве. Очень важно, что задолженность по обязательным платежам погашается с учетом требований налогового и бюджетного законодательства, т.е. не пропорционально, а полностью
2. Ходатайство любого лица, при условии предоставления им банковской гарантии в качестве обеспеченияисполнения должником графика погашения задолженности. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника на 20%. При этом график должен предусматривать погашение требований кредиторов в течение 1 года. Такое ходатайство о введении ФО имеет приоритет перед решением первого собрания кредиторов о введении внешнего управления или конкурсного производства. Но решение вопроса о судьбе должника при этом отнесено на усмотрение арбитражного суда, который в такой ситуации может, но не обязан ввести ФО. Лицо, предоставившее обеспечение, становится участником конкурсных отношений. В пределах стоимости обеспечения это лицо несет ответственность за неисполнение должником своих обязательств. Лицо, предоставившее обеспечение, наделено и значительными правами. Оно является лицом, участвующим в деле, вправе ходатайствовать об отстранении руководителя должника от должности, дает согласие на реорганизацию должника.
Максимальный срокпроведения ФО – 2 года. Но если этот срок будет составлять более 18 месяцев, то введение другой восстановительной процедуры в деле о банкротстве («внешнего управления») станет невозможным.
Содержание процедуры финансового оздоровления
1. Должникпродолжает осуществлять свою хозяйственную деятельность, участвовать в гражданском обороте. При этом он производит расчеты с кредиторами, требования которых включены в реестр, в соответствии с утвержденным графиком. При наличии плана ФО, должник также осуществляетмеры по восстановлению своей платежеспособности.
2. Органы управления должника продолжают осуществлять свои полномочия, но сограничениями, немного более значительными, чем в процедуре наблюдения.Ограничения направлены на обеспечение сохранности и рационального использования имущества должника.
Субъекты, осуществляющие контроль сделок и решений должника: административный управляющий, собрание или комитет кредиторов, лицо, предоставившее обеспечение, кредитор, требования которого обеспечены залогом имущества должника (например, это банк, у которого должник до начала конкурсного процесса взял кредит под залог своего имущества).
3. Административный управляющий производитопубликование сведений о введении ФО.
4. Административный управляющий ведет контроль за соблюдением графика погашения задолженности и плана ФО для предупреждения нарушения должником интересов кредиторов. При этом управляющий обязан: рассматривать отчеты должника; в случае неисполнения графика в течение более чем 5 дней требовать от лица, предоставившего обеспечение, погашения задолженности должника согласно графику.
Административный управляющий вправе: принимать участие в инвентаризации; требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника.
5.Кредиторы предъявляют свои требования, направляя их административному управляющему и в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве. В отличие от процедуры наблюдения кредиторы обязаны возместить расходы на уведомление иных кредиторов о предъявлении своих требований (новелла ст. 81 Закона). В противном случае суд оставляет требование без рассмотрения.
6. Арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве проверяет обоснованность предъявляемых требований кредиторов, жалобы кредиторов и иные обращения в том же порядке, что и в ходе наблюдения;осуществляет контроль проведения ФО.
7. Административный управляющий ведет работу с кредиторами должника.Он обязан:
– вести реестр требований кредиторов, если эта обязанность не возложена на реестродержателя;
– уведомлять кредиторов, включенных в реестр, о том, что заявлены новые требования кредиторов (новелла ст. 81, 100 Закона о банкротстве);
– созывать собрания кредиторов в случаях, предусмотренных законом;
– предоставлять собранию (комитету) кредиторов информацию о ходе выполнения графика;
– предоставлять собранию кредиторов свои заключения о ходе выполнения плана ФО и графика погашения задолженности.
8. Участники и иные лица вправе осуществить санацию должникалибопогасить его задолженность по обязательным платежам.
9. Ограничения прав кредиторов при проведении ФО:
а) аналогичные последствиям введения наблюдения:
б) которые не предусматривались в процедуре наблюдения:
– аресты на имущество и иные ограничения должника в части распоряжения имуществом могут быть наложены, но исключительно в процессе по делу о банкротстве;
– «залоговый» кредитор вправе обратить взыскание на заложенное имущество только если должник не докажет, что это сделает невозможным восстановление его платежеспособности;
– не начисляются неустойки, проценты и иные санкции за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. Но вместо них начисляются проценты в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ[10]с даты введения ФО и до даты погашения требований кредитора, а если погашение не произошло – до признания должника банкротом.
Требования кредиторов, предъявленные в ходе ФО и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются после окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. Поэтому кредиторам выгоднее предъявлять требования в процедуре наблюдения.
Окончание ФО. Должник предоставляет административному управляющему отчет о результатах проведения ФО. Если график выполнен, управляющий направляет свое заключение в арбитражный суд и кредиторам, включенным в реестр. Если же требования кредиторов не удовлетворены, либо отчет вообще не представлен, АУ созывает собрание кредиторов, которое решает – вводить внешнее управление либо конкурсное производство. Арбитражный суд проводит заседание по рассмотрению результатов ФО и жалоб кредиторов, по итогам которого принимает один из судебных актов:
– определение о прекращении производства по делу;
– определение о введении внешнего управления;
– решение о признании должника банкротом в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Рекомендуемая литература:
Основная литература:
Юлова Е. С. Конкурсное право: Правовое регулирование банкротства (учебное пособие). 3-е изд., переработанное и доп. – М.: МГИУ, 2010. – 252 с.
Попондопуло В.Ф. Банкротство. Правовое регулирование: науч. – практ. пособие. М.: Проспект, 2012. – 432 с.
Дополнительная литература:
Несостоятельность (банкротство): судебная практика. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Тихомиров М.Ю., 2013. – 191 с.
Кораев К. Б. Правовой статус конкурсных кредиторов в деле о банкротстве. М.: ВолтерсКлувер, 2010. 208 с.
Попондопуло В.Ф. Комментарий к закону «О несостоятельности (банкротстве)». Учебное пособие. М.: Проспект, 2011. 775 с.
Проблемные аспекты института банкротства в России. – М.: Суррей, 2011. – 325 с.