Система специальных государственных и общественных мер по предупреждению преступности несовершеннолетних

Успешная реализация задач борьбы с преступностью несовершеннолетних предполагает знание и выработку:

- причин и условий, способствующих созданию, функционированию и воспроизводству группировок молодежи;

- задач и форм работы различных субъектов профилактической деятельности;

- административных и уголовно-правовых средств в профилактике и пресечении антиоб-щественных группировок молодежи;

- достижений педагогической и психологической наук в профилактике преступности несовершеннолетних.

Не в полной мере используют правовые средства предупреждения и борьбы с преступностью несовершеннолетних правоохранительные органы и суд.

Уголовно-процессуальный кодекс возлагает на орган дознания, следователя, прокурора и суд обязанность при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления
(ст. 21 УПК). Это особенно важно подчеркнуть, имея в виду уголовные дела, рассматриваемые в отношении несовершеннолетних.

Установив причины и условия, способствующие совершению преступления, орган дознания, следователь, прокурор вносят в соответствующий государственный орган, общественную организацию или должностному лицу представление о принятии мер по устранению этих причин и условий (ст. 21-1 УПК).

Закон обязывает не позднее чем в месячный срок по представлению принять необходимые меры и о результатах сообщить лицу, направившему представление.

Повышается роль суда в предупреждении преступлений несовершеннолетних. Обращают на себя внимание требования Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. № 7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" о том, что судам необходимо повысить воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию:

- по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению преступлений несовершеннолетними;

- не оставлять без внимания установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, учебных и общественных организаций;

- выносить частные определения с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростком, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

Верховный Суд РФ повысил требования за соблюдением строгого контроля со стороны судов за исполнением частного определения. В случае оставления должностным лицом без рассмотрения этого судебного решения либо непринятия мер к устранению указанных в нем нарушений закона, а равно в случае несвоевременного ответа на частное определение решать вопрос о привлечении такого должностного лица к ответственности по ст. 17.4. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Необходимо развитие системы государственных органов, выполняющих функции профилактики преступности несовершеннолетних: комиссии по делам несовершеннолетних, специальные профилактические подразделения органов внутренних дел, участковые инспекторы, отделы по делам семьи и детей в органах местного самоуправления, комитеты по делам молодежи и т.д.; государственное содействие общественным организациям, участвующим в профилактике преступности несовершеннолетних. Следует развить сферы досуга, активное приобщение детей и подростков к занятию физической культурой и спортом. Важное значение имеет организация правового воспитания. Актуальными задачами являются повышение профессионализма этой работы, подготовка квалифицированных кадров педагогов, сотрудников правоохранительных органов.

Центральным звеном в системе органов и учреждений, занятых профилактикой правонарушений подростков, должны стать комиссии по делам несовершеннолетних. Необходимо создать условия для того, чтобы комиссии занимались не только рассмотрением дел, материалов о конкретных правонарушениях, но стали бы реальными координаторами, полноценными организаторами комплексной криминологической профилактики.

Основной объем работы по предупреждению преступлений и других правонарушений несовершеннолетними выполняют специализирующиеся на данной линии работы подразделения органов внутренних дел (ПППН). Эти подразделения выявляют подростков, от которых, судя по их противоправным и антиобщественным действиям (совершению административных право-нарушений, прежней судимости и т.д.), можно ожидать совершения преступлений, и ставят их на профилактический учет, проводят работу по оздоровлению их социальной микросреды, устранению вредных влияний со стороны семьи, сверстников, вовлечению в социально полезные занятия. ПППН работают в тесном взаимодействии со школой, органами общего и профес-сионального образования, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими субъектами криминологической профилактики.



Наши рекомендации