Понятийный аппарат науки криминологии

В криминологии, как и в любой другой науке, за годы ее развития выработан определенный набор терминов и понятий, которыми оперируют и ученые, и практики. При этом необходимо отметить, что нередко термины и понятия близки (грамматически и по смыслу), но имеют оттенки, которые служат базой для дискуссий из-за смешения понятий либо различного толкования их смысла. Так, например, понятие (и термин) “личность преступника” не однозначно понятию “преступная личность”.

Для науки недопустимо смешение понятий. Так, синонима понятию “преступность” нет, но говорят о “преступном поведении” (в общей форме либо применительно к конкретному лицу), но в этом случае исходные позиции определены тем, что и преступность, и преступное поведение
(и “преступления”) есть явления одного порядка: социально-правового. Но некоторые ученые практически ставят знак равенства между понятием “преступность” и понятиями “девиантность” и “делинквентность” (у нас говорят об отклоняющемся поведении, социальных отклонениях), что связано с непозволительно широким пониманием преступного, а значит, и с возможностью на практике столь же непозволительно широкого применения принудительных мер, включая уголовное наказание.

В криминологии (как и в праве вообще) есть родовые и видовые понятия. Так, преступность – родовое понятие, из которого вырастают видовые понятия, показывающие многоликость преступности. Это – и рецидивная преступность, и женская, и, скажем, воровская, должностная и т.д. Криминология исследует связи и взаимозависимости между родовыми и видовыми понятиями, “опускаясь” ниже, до анализа конкретных преступлений и исходя из того, что преступность – явление массовое, имеющее свои закономерности, так или иначе проявляющееся и на своем высшем уровне, затем – конкретизирующееся на среднем (видовом), наконец, приобретающее вполне четко определенные очертания на уровне единичном – преступлении, что весьма важно, ибо преступность, как мы уже видели, не только единое явление, но и сумма совершенных преступлений. Проблема предупреждения преступности – это, в частности, проблема постепенной конкретизации предупредительных мер от уровня общего, глобального до вполне конкретных доступных реализаций профилактических мер.

Понятийный аппарат науки, его развитость, количество терминов, многообразие либо, напротив, скудость охвата реалий общественных отношений научной терминологией есть показатель глубины научного осмысления проблемы, если хотите, уровень развитости науки.
При этом компактность терминологии, умение включить глубокое содержание – тоже характеристика развитости науки. По подсчетам ученых криминология пользуется при характеристике преступности как явления сотней (или несколько более) терминов и понятий. Много это или мало – однозначно сказать нельзя. Но “многопонятийность” столь же опасна для науки, сколь и скудость языка. В то же время развитие новых направлений (а не усложнение существующих и не бездумное заимствование понятий и терминов из других наук) безусловно будет связано и с развитием понятийного аппарата, а главное, сего обогащением сущностными характеристиками.

Теоретическая цель науки криминологиисостоит в вербальном (словесном) формулировании желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью.

Практическая цельзаключается в выработке научных и практических рекомендаций, предложений и выводов по повышению эффективности борьбы с преступностью. Практические или рабочие цели должны формулироваться с учетом профессиональной подготовленности кадров, их материально-технического, финансового обеспечения и реального времени.

Исходя из предмета и целей криминологии определяются ее задачи. В отличие от целей они характеризуются большей конкретностью и “привязкой” по исполнителям, месту, времени и реальной обеспеченностью как правовой, так и финансовой, материально-технической, боевой и т.д.

Основными задачами криминологииявляются:

- аналитическая: исследование преступности, личности преступника,

причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом и по категориям преступлений (организованной, экономической, насильственной и т. д.);

- прогностическая:криминология по закономерностям и тенденциям движения преступлений, ее субъектов, обострению противоречий и измерению результатов борьбы с преступностью высказывает обоснованные предложения о возможном развитии криминологических явлений;

- всемерная практизациякриминологии, т.е. внедрение ее рекомендаций в законотворческую и правоприменительную практику: криминология разрабатывает рекомендации правоохрани-тельным органам по интенсификации их деятельности по предупреждению преступности, российские криминологи участвуют в международных конгрессах, семинарах, съездах, посвященных разработке скоординированных мер противостояния преступности по линии ООН, Интерпола, СБСЕ и др.

Применительно к предупреждению конкретных категорий преступлений первоочередными задачами являются: интенсификация предупреждения насильственной и вооруженной преступности, сокращение организованной преступности, стабилизация экономической преступности, резкое сокращение темпов роста преступности несовершеннолетних.

Поставленные перед ней задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции:описательную, объяснительную и прогностическую.

Описательная функция реализуется в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе собранного эмпирического (практического) материала. Объяснительная позволяет выяснить, какой характер имеет изучаемый процесс, его особенности. Прогностическая определяет вероятное развитие явления или процесса.

Аналитическая задача криминологии состоит в исследовании преступности, личности преступника, причин и условий преступности, системы и эффективности предупреждения преступности, их состояния в целом и по категориям наиболее распространенных видов преступлений (особо тяжкие, организованные, рецидивные).

Прогностическая задача заключается в подготовке обоснованных предложений о возможном развитии криминологических явлений: динамики преступности несовершеннолетних, распространенности терроризма и т.д.

Третья задача - внедрение рекомендаций криминологии в законотворческую и правопримени-тельную практику. Речь идет о принятии законов о предупреждении правонарушений, о борьбе с коррупцией и др. Кроме того, сегодня остро стоит вопрос о криминологической экспертизе всех законов и нормативных правовых актов в сфере уголовного, процессуального, исполнительного права. Нужно ответить на вопрос: сколько стоит реализация закона?

Четвертая задача связана с разработкой и внедрением методов и средств по интенсификации деятельности правоохранительных органов, по предупреждению преступности.

Пятая задача связана с участием криминологов страны в международных конгрессах, семи-нарах, съездах, посвященных разработке скоординированных мер противостояния преступности по линии ООН, Интерпола, СБСЕ.

Наши рекомендации