Особенности тактики допроса несовершеннолетних и малолетних свидетелей. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого.

Допрос несовершеннолетних имеет определенную специфику, которая обусловлена возрастом и особенностями психики. Поэтому его проведение предполагает реализацию дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих законность применения тактических приемов, направленных на объективность получаемой информации.

Ученые выделяют шесть групп несовершеннолетних в зависимости от их возраста и развития психики, однако на практике допрашиваются:

  • дошкольники от 3 до 7 лет;
  • дети младшего возраста от 7 до 11 лет;
  • подростки среднего школьного возраста от 11 до 14-15 лет;
  • школьники старшего возраста (с 14-15 до 17-18 лет).

Допрос несовершеннолетних каждой из перечисленных групп, в свою очередь, также специфичен. Это связано со следующим:

  • дети первой возрастной группы плохо разбираются в причинных связях, воспринимают событие не в целом, а лишь отдельные факты, второстепенные его стороны;
  • дети второй возрастной группы могут правильно отличить главное от второстепенного, поэтому отсутствие знаний заменяют воображением и фантазией, а их результаты выдают за подлинную действительность. При восприятии пространственных отношений они склонны к преувеличению, не всегда способны описать виденные ими предметы, но хорошо их узнают;
  • подростки от 11 до 14-15 лет не всегда правильно воспринимают поступки людей. Поэтому иногда встречаются случаи, когда они одобряют отрицательные действия морально неустойчивых людей. Дети этого возраста подвержены внушению, которое особенно сильно сказывается в тех случаях, когда обстоятельства, подлежащие выяснению при допросе, были предметом обсуждения взрослых в присутствии детей. В этой ситуации дети повторяют высказывания взрослых;
  • школьники старшего возраста (с 14-15 до 17-18 лет) характеризуются стремлением к самостоятельности и независимости, преувеличенным мнением о своих способностях и возможностях, их поведению свойственны повышенная активность и подвижность, большая возбудимость и резкая смена настроения. Порой подростки этого возраста не в состоянии отличить хорошее от плохого, смелость от лихачества, свободу от своеволия, чувство собственного достоинства от себялюбия, реальную мечту от фантазии; бывают готовы ради ложного геройства и неправильно понятого товарищества совершить преступление, взять на себя чужую вину.

Следователь должен знать не только особенности той возрастной группы, к которой относится допрашиваемый, но также хорошо знать и его личные качества, так как психические особенности допрашиваемого могут оказывать существенное влияние на восприятие и запоминание им обстоятельств, интересующих следствие, а также на последующее их воспроизведение при допросе.

Основными тактическими приемами допроса несовершеннолетних (обвиняемых) являются:

  • демонстрация следователем своей осведомленности по делу и о личности допрашиваемого;
  • предъявление допрашиваемому доказательств;
  • детализация показаний и постановка контрольных вопросов.

Помимо выяснения общих вопросов, при допросе несовершеннолетних акцентируют внимание на возрасте (дате, месяце, годе рождения), условиях жизни и воспитания (данных о родителях, обстановке в семье, жилищных и материальных условиях семьи, отношении к учебе, труду и т.д.), причинах и условиях, способствовавших совершению преступления, наличии взрослых подстрекателей и соучастников.

У несовершеннолетнего обвиняемого, дающего правдивые показания, необходимо выяснить, как он относится к совершенному им преступлению, осознал ли свою вину, как намерен вести себя на следствии.

При допросе несовершеннолетнего обвиняемого, не признающего себя виновным, следователь принимает меры к тому, чтобы убедить его в необходимости дать правдивые показания, для чего разъясняет ему их значение, раскрывает ложность и несостоятельность причин, мешающих обвиняемому сказать правду. Такими причинами бывают: ложная романтика, стыд перед товарищами и родителями, угрозы со стороны соучастников и т.д.

Следователь должен иметь в виду, что при допросе несовершеннолетних часто встречается самооговор.

Если несовершеннолетний обвиняемый на вопрос о том, признает ли он себя виновным, отвечает утвердительно, следователь проверяет, не вызвано ли это признание желанием скрыть другое преступление либо преступление, совершенное другим лицом, как правило, взрослым, не преувеличивает ли он свою роль в содеянном. В таких ситуациях необходимо: максимально детализировать показания несовершеннолетнего обвиняемого, получить ответы на контрольные вопросы, установить обстоятельства преступления, которые может знать лишь лицо, действительно совершившее преступление. Следователь не должен ограничиваться признанием обвиняемым своей вины. Он обязан собрать доказательства, объективно подтверждающие показания несовершеннолетнего: установить, откуда стало известно допрашиваемому о данном факте, в каком психологическом состоянии находился он в момент, когда произошло событие, интересующее следователя, т.п.



Наши рекомендации