Понятие, предмет, система и задачи криминалогии

Место криминалогии в системе наук; ее взаимосвязь с правовыми, общественными и естественными науками

Связь криминологии с другими науками – здесь просто здраво поразмышлять. Вспомнить о том, что преступность – это сложнейший социально-правовой феномен, поэтому пользуются достижениями различных, практически со всеми науками (генетика, психиатрия, психология, экономическая наука, криминалистика, гражданское и уголовное право, демография…).

Скажем, чтобы разработать какие-то технические средства для предотвращения преступности – нужно знать какие-то технические основы, с компьютерами там работать тоже…

В начале XX века криминологическая проблематика рассматривалась в рамках уголовного права. Это аргументировалось тем, что криминология зародилась в недрах уголовного права, что учение о преступности - аспект уголовно-правовой науки и изъятие криминологии из содержания уголовного права делает его сухой юридической догмой.

Такая позиция не лишена оснований. Действительно, криминология и уголовное право в ряде случаев оперируют одними и теми же понятиями, например "преступление", "наказание", "состав преступления", "квалификация преступления" и др. Однако данное обстоятельство свидетельствует лишь о взаимосвязи уголовного права и криминологии. Уголовное право во многих случаях также оперирует криминологическими понятиями, совершенно не обедняя науку криминологию и не снижая ее социального назначения.

Как комплексная научная отрасль знания, криминология связана и с другими научными дисциплинами. Речь в первую очередь идет о таких юридических науках, как уголовно-исполнительное право, уголовный процесс, криминалистика, административное, трудовое, семейное право и др.

Так, уголовно-исполнительное право использует криминологические знания и рекомендации для предупреждения рецидива преступлений, повышения эффективности исправления и перевоспитания осужденных. В полной мере это относится к осуществлению административного надзора в отношении ранее судимых лиц.

Представляется также очевидной связь криминологии с уголовным процессом. Прежде всего, это вытекает из общности задач криминологии и уголовного процесса, которая состоит в том, что деятельность участников уголовно-процессуальных взаимоотношений направлена на предупреждение готовящихся преступлений, разрешение дела по существу, включая выявление причин и условий совершения преступлений, а также осуществление мер по их устранению.

Не менее очевидна связь криминологии с криминалистикой. Она проявляется, прежде всего, в том, что важные положения криминалистики и ее методологические основы используются для распознавания форм преступных проявлений, выработки средств и методов предупреждения преступлений. В свою очередь, криминологические знания нередко служат основанием для определения тактических приемов раскрытия преступлений.

Криминологию справедливо называют комплексной наукой, имея в виду, что она объединяет в себе, кроме юридических, элементы других наук (социологии, философии, экономической науки, психологии, педагогики, демографии и др.). В то же время комплексность криминологии отнюдь не лишает ее самостоятельности, а лишь существенно обогащает ее знания и арсенал средств предупредительного воздействия.

Связь криминологии с другими науками имеет различное содержание. Дело в том, что преступность, ее причины, личность преступника, средства предупреждения преступлений - проблема многоплановая, требующая объединения усилий представителей многих отраслей научных знаний (психологии, педагогики, демографии, математики и др.).

Все это позволяет констатировать, что криминология связана с фундаментальными общественными науками (прежде всего с философией, социологией, экономической наукой, политологией); с иными общественными науками (в том числе уголовно-правового цикла); с точными и естественными науками.

История криминалогии

Историю развития криминологических идей можно разделить на четыре основных этапа:

· Классический период — вторая половина XVIII века — последняя 1/3 XIX века

· Позитивистский период — конец XIX — начало XX века

· Плюралистический период — первые 2/3 XX века

· Гуманитарный период — вторая половина XX века — по настоящее время.

В новейшей истории криминологии в СССР и далее в возникших в его пространстве независимых государств, начиная с 60-х годов минувшего века, различаются четыре этапа:

Детерминистический этап (1960-е — первая половина 1970-х гг.) характеризуется формированием диалектической школы, значимым итогом деятельности которой стало рассмотрение противоречий общественной жизни, относящихся к сферам как бытия, так и сознания, в качестве причин массового преступного поведения ( Кудрявцев, К. К. Горяинов, П. С. Дагель, и др.).

Плюралистический этап (вторая половина 1970-х — 1980-е гг.) связан с отходом от «единства мнений» по ключевым вопросам криминологии, появлением несовпадающих подходов к определению и объяснению преступности (Н. Ф. Кузнецова, Л. И. Спиридонов, Д. А. Шестаков и др.), а также, что было не менее важно, с формированием новых научных отраслей (семейная криминология, политическая криминология, криминология массовой информации,военная криминология, экономическая криминология) и школ (психологическая школа — Ю. М. Антонян; школа преступных подсистем — Д. А. Шестаков, Г. Н. Горшенков, С. У. Дикаев; украинская школа «натуралистической» криминологии — А. Н. Костенко, и др.; и примыкающая к криминологии девиантологическая школа — Я. И. Гилинский и др.).

Либеральный этап (1980-е — 1990-е гг.) Слово «либеральность» происходит от латинского «lieber» — свободный. Либерализм как идеология, политическое и экономическое движение возник в XVII и особенно широко развернулся в XIX столетии, претерпев значительные изменения в XX веке (поздний либерализм). Ядро либеральной идеи составляет утверждение приоритета свободного индивидуума перед государством, государство при этом рассматривается лишь в качестве гаранта экономической и личной свободы личности. Поздний либерализм, правда, уже предполагает активное вмешательство государства в жизнь общества, прежде всего в экономику. Либерализм предполагает свободное обсуждение деятельности государственной власти. Либеральный этап криминологической мысли в России отмечен критикой власти с криминологических позиций. Так сомнению был подвергнут институт уголовного наказания за чрезмерную его жёсткость, был поставлен вопрос о смене определённых в законе целей наказания.

Постлиберальный этап (2000-е годы) начался и протекает под знаком осмысления внешней государственной и надгосударственной, глобальной олигархической преступной деятельности ( Шестаков, П. А. Кабанов, А. П. Данилов и др.).

Украинский ученый А. Н. Костенко разрабатывает концепцию «натуралистической криминологии» — то есть криминологии, основанной на принципе социального натурализма. В соответствии с этой концепцией преступность рассматривается как проявления воли и сознания людей, состоящие в нарушении природных законов социальной жизни, присущих данному обществу и отраженных в действующем уголовном законодательстве. Преступник — это лицо, у которого воля, находясь в состоянии своеволия, и сознание, находясь в состоянии иллюзий, проявились в виде преступления, то есть деяния, нарушающего природные законы общественной жизни людей и потому запрещенного уголовным законодательством. Любое преступление — это проявление «комплекса своеволия и иллюзий», образовавшегося у человека под действием определенных жизненных обстоятельств, которые следует называть причинами преступности. В свете «натуралистической криминологии» А. Н. Костенко развивает основной тезис: «Лучше предупредить преступление, устранив с помощью культуры комплекс своеволия и иллюзий у человека, чем наказывать его за проявление этого комплекса в виде преступления».

Типология преступников

Для того, чтобы выяснить степень общественной опасности конкретногопреступника или сообществ преступников, и выработать меры по защитеобщества от преступности, в криминологии преступники распределяются погруппам и типам, т.е. классифицируются. Применяются следующие методы:группировка по наиболее существенным статистическим признакам преступникови распределение по типам личности преступников.

При классификации по статистическим признакам предметом изучения является не столько конкретная личность, а сообщество преступников. Обычно при анализе обращается внимание на то, насколько распространены те или иные признаки. Основные базовые классификации содержат следующие группы признаков: по возрастно-половым признакам; по признаку гражданства; по признакам наличия или отсутствия постоянного места жительства, профессии или рода занятий; по национальности; по источникам и размерам доходов; по факту опьянения или наркотического возбуждения, состояния аффекта; по факту неоднократного совершения преступлений; по признакам совершения преступления в составе преступной организации (организованная преступность). Кроме того, используются и более сложные, многомерные классификации, использующих одновременно несколько статистических характеристик (например, группировка по возрасту, полу и роду занятий в пределах отдельного региона).

По направленности преступного поведения (характеру и содержанию мотивов) можно выделить следующие основные типы преступников: насильственный тип (пренебрежение к человеку, его жизни, здоровью и физической неприкосновенности); эгоистический тип (подчиненность действий исключительно своим собственным потребностям, невзирая на потребности окружающих); примитивный тип (ориентация своих действий только на удовлетворение собственных элементарных физиологических потребностей); корыстный тип (направленность действий на получение корыстной, выгоды для себя или близких преступнику людей); легкомысленный и неосторожный тип (безответственное отношение к своим гражданским обязанностям и к соблюдению законов).

По глубине и стойкости мотивов преступного поведения можно выделить следующие общие типы преступников: случайный преступник (впервые совершивший преступление в результате случайного стечения обстоятельств, ранее не связанный с преступной деятельностью); ситуационный преступник (впервые совершивший преступление под влиянием особой ситуации, трудных условий жизни или других неблагоприятных факторов, но в целом до преступления характеризуемый положительно); неустойчивый преступник (совершивший преступление впервые, но в целом и до него характеризуемый отрицательно); злостный преступник (неоднократно совершавший преступления, в т.ч. и ранее судимый); особо злостный преступник (неоднократно судимый за одно и то же преступление).

Виктимология и ее предмет.

Виктимология – это самостоятельное направление в криминологии, которое исследует характер и поведение жертвы преступления, ее связь и взаимоотношения с преступником до, во время и после совершении преступления. Задачей виктимологии является изучение личности пострадавшего, в т.ч. с точки зрения наличия у него таких качеств, которые могли спровоцировать само преступление. Конечной целью виктимологического исследования является повышение эффективности профилактики преступлений.

Виктимное поведение (т.е. такое, которое может вызвать преступление) может быть неосторожным, рискованным или объективно опасным для потерпевшего. Многие преступления вызваны виктимным поведением потерпевшего: особенностями психического или физического состояния, неадекватными действиями; небрежным или легкомысленным отношением к своей или чужой личности, чести и достоинству, а также имуществу; нежеланием сотрудничать с правоохранительными органами; вступлением в незаконную сделку; провоцирующим поведением.

Изучая роль потерпевшего в механизме преступного поведения виктимология обязана установить (цели виктимологии):

1) В какой мере криминогенная ситуация сложилась за счёт потерпевшего (какова степень виктимогенности конкретной жизненной ситуации).

2) Какого было объективное давление ситуации на преступника.

3) Каков был вклад потерпевшего в формирование намерений преступника на совершение преступления.

4) Какие свойства личности потерпевшего делали его в большей или в меньшей степени уязвимым для преступника.

Основная цель всех виктимологических исследований – это разработка мер противодействия преступности, разработка профилактических мер, возможностях воздействия на потенциальных и фактических жертв преступления.

Виды виктимного поведения:

Во-первых, поведение, носящее провоцирующий характер. Может быть пассивная и может быть активная провокация.

Пассивная провокация – недостаточная разборчивость в знакомствах, создание двусмысленных ситуаций в межличностном общении.

Активная провокация – угрозы, насилие со стороны жертвы.

В 33% случаев именно угрозы, насилие, оскорбление в отношении преступника послужили поводом совершения преступления против жертвы. 34,7% убийств и 20% причинения вреда здоровью различной степени тяжести также были совершены в связи с этими активными провокационными действиями жертвы.

Во-вторых, неосторожный характер поведения.

Если именно поведение потерпевшего способствовало совершению преступления.

Принято выделять случайную и постоянную неосторожность.

Случайная неосторожность – это, скажем, сообщении посторонним о наличии у вас крупной суммы денег, обращение к незнакомым лицам с просьбой присмотреть за вашими вещами на время вашего отсутствия.

Постоянная неосторожность – лихачество за рулём, посещение некоторых заведений подпольных, общение с опасным кругом лиц.

Третья форма. Правомерное поведение, вызывающее противоправную реакцию со стороны преступника.

Замечание в общественном транспорте хулигану, который пристаёт к пассажирам, нецензурно выражается…

Здесь жертва невиновна, но недостаточно предусмотрительна.

38.Типология потерпевших

Общий класс жертв:

Молодежь, дети. Они слабы физически и с наибольшей степенью вероятности могут стать жертвой нападения. Детство — самый опасный период жизни.

Женщины. Женский пол — другая форма слабости, провоцирующей преступление. Слабость женщины даже закреплена в законе, поскольку многие законы основаны на закреплении факта более слабого женского и более сильного мужского пола.

Старшее поколение. Относится большинство собственников крупных состояний и эквивалентной богатству власти в различных ее проявлениях. И в то же самое время старики слабы физически и нередко умственно.

Умственно неполноценные лица. Психически больные, глупые люди, а также наркоманы и алкоголики.

Иммигранты и различного рода социальные меньшинства. Иммиграция означает нечто большее, чем просто смена места проживания. Она является причиной устойчивого чувства беспомощности в житейских межличностных отношениях. Неопытный, бедный и зачастую депрессивный иммигрант — легкая добыча по всем видам преступления.

Психологические типы жертв:

Депрессивный тип. Эти жертвы могут пострадать из-за подавленного инстинкта самосохранения. Лишенный такого инстинкта, индивидуум может быть легко подвержен насилию, обману и т.п.

Жадный. Этот тип человека представляет собой легкую жертву. Чрезмерное стремление к выгоде затмевает разум, жизненный опыт, внутренний голос, нередко предостерегающий человека против опасности.

Экстравагантный. Произвольное, беспричинное, выходящее за общепринятые рамки поведение часто провоцирует преступление.

Одинокие и «убитые горем» жертвы. Одиночество, по мнению Гентига, ведет к ослаблению умственных способностей индивида, который поэтому становится легкой добычей для преступников. Убитые горем жертвы часто бывают настолько ошеломлены своими потерями, что становятся легкой добычей для преступников всякого рода.

Мучитель. В этом случае жертва становится преступником. Это может быть психически неуравновешенный отец, который оскорблял жену и детей в течение множества лет, пока один из детей не подрастет и при условии чрезвычайной провокации не убьет его.

«Блокированная жертва». Здесь жертва столь запутана в ситуации сложного отношения с преступником, что защитные защитные шаги становятся для нее невозможными.

Активированное страдательное лицо:

Данный раздел состаит всего из одного элемента - "Активированное страдательное лицо". Это имеет место тогда, когда жертва трансформируется в преступника. Множество факторов может выступать такого рода «активаторами» жертвы, такие как: личные предрасположения; возраст; алкоголь; потеря; самоконтроля и прочие факторы;

39.Виктимологическая профилактика

Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих виктимное поведение и обусловливающих совершение преступлений; выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности с целью восстановления или активизации их защитных свойств; а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан и конкретных лиц от преступлений.

При определении целей и задач виктимологической профилактики необходимо выделить три ее уровня: общесоциальный, специальный, индивидуальный.

Общесоциальный уровень — решение социально-экономических и культурно-воспитательных задач, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий, способствующих криминальной виктимизации общества, и на снижение степени виктимности граждан.

Специальный уровень — осуществляемые государственными органами, общественными объединениями и отдельными гражданами мероприятия, имеющие специальной целью предупреждение преступлений путем недопущения реализации виктимных свойств и качеств отдельных лиц или групп населения.

Индивидуальный уровень — индивидуальная профилактическая работа с лицами, которые, судя по их поведению или совокупности личностных характеристик, могут с большой вероятностью стать жертвами преступников, направленная на повышение активности их защитных реакций, а также обеспечение их личной, имущественной и иной безопасности.

Раскрывая объект виктимологической профилактики на общесоциальном уровне, следует иметь в виду, что любой человек (вне зависимости от индивидуальной степени его виктимности) может стать жертвой преступления. В этом смысле в качестве объекта выступают все жители страны как потенциальные жертвы преступлений. Основной задачей виктимологической профилактики на данном уровне является создание системы эффективной социальной защиты всех граждан от возможной виктимизации, изменение сложившейся практики обращения с потерпевшими и другими жертвами преступлений. Для этого требуется разработка и усовершенствование законов, создание новых государственных и негосударственных структур, социальных служб, фондов помощи, реабилитационных центров и иных учреждений защиты жертв преступлений, подготовка специальных кадров для такой работы.

Виктимологическая профилактика на специальном уровне (в отличие от общесоциального) имеет своим объектом не все население, а его отдельные группы повышенной виктимности, например, безработных, лиц без определенного места жительства, наркоманов, проституток, алкоголиков и т.д.

Соответственно уровням и объектам образуется система субъектов виктимологической профилактики преступлений.

В первую их группу входят федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они определяют основные направления, задачи, функции профилактической деятельности, обеспечивают финансирование и реализацию региональных и местных программ, направленных на профилактику правонарушений, координируют деятельность подведомственных им структур в этой работе. Вторую группу составляют правоохранительные органы всех уровней. Третью образуют организации, предприятия и учреждения с различными формами собственности, общественные организации, общественные, межведомственные и местные комиссии, ассоциации и фонды.

Важным средством общей виктимологической профилактики является правовое воспитание. Практика свидетельствует, что некоторые преступления стали возможными в связи с правовой неосведомленностью потерпевших, особенно относительно необходимой обороны.

Положительный эффект в виктимологической профилактике достигается разъяснительной работой среди населения,

Индивидуальная виктимологическая профилактика состоит в выявлении лиц с повышенной виктимностью и проведении с ними защитно-воспитательных мероприятий, направленных на снижение риска стать жертвой преступных посягательств.

Структуры ОП

ОП - сложное многоуровневое социальное явление, имеющее свою специфическую структуру, «внутреннее строение». три различных уровня организованности в преступности. Первый уровень - самый низший. Преступление хотя и совершается организованной группой, но в ней при всей ее сплоченности и устойчивости нет сложной структуры, иерархии, функции организаторов и исполнителей четко не распределены. Этот уровень, к ОП как социальному явлению прямо не относится, хотя это часто делается

Второй уровень организованности преступной деятельности представляет собой иерархическое построение определенных групп, иногда их конгломерат. Особенность таких групп - в том, что на этом уровне последние активно вторгаются в официальные структуры общества и используют эти структуры в своих криминальных целях. Такие группы можно назвать преступными организациями.

На третьем уровне организованности речь идет об организации преступной среды, консолидации ее лидеров в преступные сообщества. На этом уровне завершается отделение функции организации и руководства преступной деятельностью от непосредственного, традиционною соучастия в совершении конкретного преступления. Лидеры преступной среды уже, как правило, не совершают конкретных преступлений, заняты выработкой общей линии поведения, стратегии и взаимной поддержки. Наиболее известны преступные сообщества «воров в законе».1

Таким образом, в структуру ОП как целостного социального явления входят не любые ОПГ, а лишь преступные организации (второй уровень организованности) и преступные сообщества (третий уровень организованности).

Теория стигматизации

Основным положением данной теории является идея о том, что человек становится преступником не потому, что нарушает закон, а в результате «стигматизации», которая выражается в том, что государственные органы накладывают на него «клеймо», «ярлык» преступника, результатом чего является отторжение от общества, переход преступного поведения из случайного в привычное

Стигма – это ярмо, клеймо, ярлык.

Основателем этой теории считают Эдвина Лемента. Исходный пункт его суждений сводится к тому, что не девиантное поведение, отклоняющееся поведение порождает потребность в социальном контроле, и даже не ослабление этого социального внешнего контроля приводит к отклоняющемуся поведению, а скорее наоборот – социальный контроль, а иногда и чересчур жёсткий контроль, во многом предопределяет и порождает девиантное поведение.

Подтверждение – законодательный опыт значительного числа государств. Скажем, ответственность за гомосексуализм – её не было, а в советское время ввели. Сейчас нет такой ответственности – нету и девиантного поведения (а некоторые даже и нормой считают).

Некоторые тезисы этой теории:

1) Ни одно действие не преступно само по себе – оно является таковым в силу закона.

2) Определение того, что является преступным, применяется в интересах власть имущих, представителями этих групп, в том числе полицией.

3) Человек становится преступником не потому, что он нарушает закон, а в силу процесса стигматизации, в ходе которого власти присваивают ему этот статус – преступника.

) Разделение всех людей на две категории – преступников и не преступников – противоречит здравому смыслу и очевидным фактам.

5) В нарушении закона уличают лишь немногих, тогда как очень многие, быть может, виновны не в меньшей степени.

6) Поскольку санкции, используемые в правоприменительной деятельности, направлены против человека, а не против преступного деяния, характеристики преступника влияют на последствия и суровость наказания.

Уголовные санкции варьируются в зависимости от ряды иных характеристик преступника – принадлежность к определённой группе населения, к какой-либо группе меньшинство, проживание в определённых районах (городской бедноты), к социальной группе, национальности.

7) Уголовная юстиция уходит из стереотипа преступника как злоумышленника, порочная личность и так далее.

8) Тем, кто однажды уже был заклеймён как преступник от этого клейма весьма и весьма сложно, весьма и весьма сложно восстановить своё прежнее положение.

Тезисы, касающиеся процесса стигматизации (а также термины «первичная» и «вторичная девиация»).

Первичная девиация. Начинается нередко в самом раннем детстве. Для ребёнка вполне нормально разбить окно, залезть на шкаф – пошалить, побеситься… Это естественная реакция в процессе взросления у детей. Со стороны взрослых выдвигается требование прекратить такое поведение. В результате такой реакции со стороны взрослых ребёнок считает, что с ним обошлись несправедливо и в самый неподходящий момент прекратили эти весёлые игры. И самое важное для ребёнка мнение здесь не соседей, а мнение родителей. И родители, и полиция с некоторым подозрением относятся к энергичным, озорным подросткам – и причисляют их к «трудным» подросткам. И относятся к подозрениям к нему, к его действиям, к действиям его друзей. Как правило, такие подростки становятся более предрасположенными к отклоняющемуся поведению – он начинает соответствовать тому типу поведения, что ему приписывают.

Далее – отторжение родителями, отчуждение от школы. Куда – у среду таких же незаслуженно оскоблённых, несправедливо наказанных. В неформальную досуговую группу, где никто не осуждает таковую форму поведения и даже нормально.

Вот здесь уже пошла вторичная девиация. Поскольку последовала официальная реакция со стороны официальных органов – постановка на учёт в милиции, это иногда уголовное преследование официальное, это кульминация – осуждение. То есть официальное объявление данного лица преступником, публичное объявление данного лица отщепенцем, изгоем…

Если и дальше продолжается это клеймение, известны этапы – направление в места лишения свободы, в исправительные учреждения. А там, по существу, продолжаются клеймение, стигматизация этого лица. Воздействие в таких учреждениях, направленных на дальнейшую деградацию.

Прикладное значение теории стигматизации – это предостережение правоохранительным органам, по ошибке навязав ту или иную роль, то мы невольно привлекаем подростка в машину правосудия, втягиваем его туда – и создаём себе преступника, создаём себе трудности.

Понятие, предмет, система и задачи криминалогии

Криминология — это социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, сущность и формы ее проявления, закономерности возникновения, существования и изменения; ее причины и иные детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; систему мер предупреждения преступлений.

Отправным моментом для понимания криминологии является определение ее предмета. В обобщенном виде предмет криминологии включает четыре основных блока: преступность со всеми ее признаками и показателями; причины и условия преступности, иные ее детерминанты; личность тех, кто совершает преступления; а также систему мер их предупреждения.

Таким образом, основным элементом предмета криминологии является преступность как особое социально-правовое явление. Однако сама преступность представляет весьма сложное социальное образование, характеризующееся объемом (состоянием), интенсивностью (уровнем), динамикой, структурой, последствиями и другими признаками.

Следующий вопрос, который стоит перед криминологией, сводится к тому, почему возникла и существует преступность, что создает для нее питательную почву, каковы истоки преступности, т.е. речь идет о сложных социальных связях преступности с жизнью общества и его противоречиями.

Преступность — это не только криминологическое понятие, но реальное социальное негативное явление, образующееся и выражающееся в преступных деяниях конкретных людей, являющихся носителями сознания и воли. Поэтому нельзя получить сколько-нибудь полные и достоверные знания о преступности, не изучая лиц, уже совершивших преступления.

Наконец, криминология изучает проблему предупреждения преступности — специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель борьбы с этим негативным общественно опасным явлением.

Из предмета криминологии вытекают ее цели, задачи и функции.

Ее теоретическая цель состоит в построении модели будущего результата научной деятельности по итогам изучения и познания преступности. Иначе говоря, эта цель заключается в познании закономерностей преступности и выработке на этой основе научных теорий, концепций, формулировании гипотез, определения задач развития данной науки. Практическая цель выражается в выработке научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью. Ее перспективные цели сводятся к созданию разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей своевременно и эффективно нейтрализовывать и преодолевать криминогенные факторы.

Ближайшие цели связаны, как правило, с осуществлением каждодневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью, ее предупреждения, с оперативным и гибким реагированием на все изменения в криминогенной обстановке и внесением соответствующих корректив в этот процесс.

Из целей науки криминологии вытекают ее задачи, к которым можно отнести:

· получение объективных и достоверных знаний о преступности, ее объеме (состоянии), интенсивности (уровне), структуре и динамике как в прошлом, так и настоящем;

· криминологическое изучение видов преступности (первичной, рецидивной, насильственной, корыстной; преступности взрослых, несовершеннолетних и т.д.) для дифференцированной борьбы с ними;

· выявление и научное изучение причин и условий преступности и выработка рекомендаций по их преодолению;

· изучение личности преступника и механизма совершения им преступлений, классификация различных видов преступных проявлений и типов личности преступника;

· определение основных направлений предупреждения преступности и наиболее целесообразных средств борьбы с ней.

Свои задачи наука криминология решает посредством выполнения определенных функций. Принято выделять три основные функции: описательную (диагностическую), объяснительную (этиологическую) и предсказательную (прогностическую). Описательная функция состоит в отражении явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на основе сбора эмпирического материала. Объяснительная позволяет выяснить, как протекает тот или иной изучаемый процесс и почему он протекает так, а не иначе. Прогностическая связана с предсказанием будущего развития явления или процесса. Как видим, эти функции связаны между собой и в целом носят гносеологический характер.

Криминологическое учение представляет собой не просто набор знаний о преступности и ее взаимосвязях. Полученные криминологической наукой знания складываются в своеобразную систему, состоящую из двух основных блоков — Общей и Особенной частей.

Общая часть включает рассмотрение теоретических основ криминологии, Особенная часть — изучение криминологической характеристики отдельных видов преступлений и своеобразия деятельности по их предупреждению.

Наши рекомендации