Общесоюзное и российское право в 70–80-е гг. XX в.

Стабильность общественного и государственногостроя в рассматриваемый период обусловливает и устойчивое развитие советского права, для которогоне свойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовыхактов требуется проведение систематизации и кодификации.

Особенностью работ, проводившихся вправовойсфере, было не изменение существовавших правовыхинститутов, а закрепление, обобщение и уточнение ужедействующих.

Данные работы проводились по следующим направлениям:

1. Завершаются проводившиеся более 20 лет работыпо кодификации основных отраслей права.Надо отметить двухуровневую систему кодификации:на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного, уголовно-процессуального, гражданского, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного,лесного законодательства идр.);на уровне союзных республик принимались кодексыи отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании).

2. С принятием новой Конституции СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с нейвсей действующей системы правовых актов. В основномданная работа была завершена к 1985 г.

3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР был Свод законов СССР, ав РСФСР - Свод законов РСФСР.

4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественныеотношения.

В развитии права в период перестройки исследователи выделяют два периода:

- первый (198&-1989 гг.) характеризуется попыткамипоследовательного либерального и демократического изменения и обновления действующей социалистическойправовой системы;

- второй (1990-1991 гг.) характеризуется бурными изменениями, направленными на глубокое реформирование существующей правовой системы, связанное с переходом к рыночным отношениям, возрождением частнойсобственности, разгосударствлением политическими изменениями.

С усилением центробежных сил в государственномустройстве и в развитии права наблюдается стремлениек автономии и самостоятельности законодательств союзных республик (война законов): нарушался принцип приоритета союзного законодательства перед республиканским и принцип прямого действия законов СССР на территории союзных республик.

В связи с учреждением поста Президента развиваласьсистема президентских указов, имеющих силу законов,причем как на уровне СССР, так и на уровне союзных республик.

Правотворческая деятельность направлена навнесение изменений в Конституции (СССР и республик),действующие акты и принятие новых законов вновь образованными союзными и республиканскими органами власти.

В конституционном праве РСФСР необходимо отметить принятие 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете, 22 ноября 1991 г. – Декларацииправ и свобод человека и гражданина.

В гражданском праве на первом этапе вносятся изменения, расширяющие хозяйственные права предприятий и граждан, при сохранении социалистического уклада (законы об индивидуально-трудовой деятельности,о государственных предприятиях, об аренде, о кооперации), на втором этапе происходят кардинальные преобразования, связанные с переходом от плановой к рыночнойэкономике. Союзные законы 1990 г. о собственности и опредприятиях отменяют государственную монополию насобственность, разрешая ее существование в виде собственности советских граждан, коллективной, кооперативной, смешанной собственности.

Государственная собственность подразделялась наобщесоюзную, республиканскую и местную.Разрешались следующие виды предприятий: индивидуальное, семейное, коллективное, государственное.Закон о собственности в РСФСР наряду с государственной, муниципальной, собственностью общественныхобъединений восстановил частную собственностьбез ограничения ее размера и состава.

67. Развал СССР и образование СНГ в 1990–1991 гг.

Предпосылки распада СССР:

идеологический кризис, раскол КПСС с ее интернациональной идеологией, ее политическая недееспособность создали почву для развития идей национализмаи сепаратизма как на уровне СССР, так и внутри союзныхреспублик;

резкий переход к рыночным отношениям подорвал экономическую опору государственного единстваСССР, стержнем которой являлись плановая экономикаи централизованное распределение материально-технических ресурсов. Следствием этого стало разрушение хозяйственных связей между предприятиями различных регионов, развитие местничества. А отсутствие экономического единства ставит под сомнение единство политическое;

≪война законов≫, игнорирование общесоюзного законодательства, Конституции СССР. Союзные республикипринимают декларации о суверенитете, в которых провозглашается создание своего внутреннего законодательства, приоритетного по отношению к общесоюзному (≪парад суверенитетов≫);

приход к власти в республиках националистически настроенных сил, проводящих антисоветскую, антикоммунистическую и антирусскую политику, поддерживающих идеи сепаратизма и разжигающих межнациональные конфликты;

неспособность союзных органов власти справиться с критической ситуацией, неэффективностьпроводимых ими мер, одной из которых была попытказаключения нового Союзного договора в 1991 г.обновлению СССР («новоогаревский процесс»). Договор предполагал предоставление республикам широкихполномочий, одна из моделей: ≪сильный центр-сильныереспублики≫ или ≪сильные республики - сильный центр≫.

17 марта 1991 г. всесоюзный референдум подтвердилправо на существование СССР.

23 июля 1991 г. 9 союзных республик подписали Договор о союзе суверенных государств, по которому СССРутрачивал большую часть своих полномочий.

18 августа был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР,однакоего попытка навести порядок закончилась крахом и полностью дискредитировала общесоюзные органы.

После августовского путча три Прибалтийские республики заявили о своем выходе из состава СССР,и в сентябре 1991 г. Президент СССР признал данный фактсвоими указами.

8 декабря 1991 г. президенты России, Украины и Белоруссии подписали Соглашение о созданииСодружества Независимых Государств(≪беловежское соглашение≫).

21 декабря Алма-атинским соглашением 11 республикподдержали создание СНГ и роспуск СССР.Правопреемником СССР стала РФ.

Наши рекомендации