Вопрос 2. Понятие причин и условий преступности
Преступность относится к тем видам статистической совокупности, которые имеют причинное объяснение.
Прежде, чем сформулировать понятие причин и условий преступности, необходимо уяснить следующие положения:
1. Между действиями по познанию, анализу, оценке преступности и организацией борьбы с ней – обязателен этап выявления причин и условий.
2. Не существует какой-то общей, основной, главной причины, которая бы исчерпывающе объясняла происхождение и существование преступности во всем ее разнообразии, поэтому нельзя создать и какой-либо универсальный «каталог причин».
3. Хотя и существуют наиболее распространенные, типичные факторы, порождающие преступность, но в разных своих сочетаниях и проявлениях они могут порождать различные виды преступности, определять ее качественные и количественные характеристики по-разному.
4. Причины и условия преступности не случайный механический набор детерминант противоправного поведения, а система.
5. Причины и условия преступности всегда социальны по своему происхождению, сущности (так как порождены общественными отношениями).
6. Причины и условия преступности в большинстве своем негативные процессы и явления, противоречащие установленным в обществе политическим, социально-экономическим, идеологическим, правовым и иным отношениям.
Причины преступности – это совокупность социальных явлений и процессов, которые во взаимодействии с обстоятельствами, играющими роль условий, детерминируют существование преступности, как социально-негативного явления, ее частей (отдельных видов преступности), а на индивидуальном уровне (мотив) – совершение конкретных уголовно-наказуемых деяний.
Условия преступности – это явления или процессы, которые сами по себе не могут породить непосредственно данное следствие (преступление), но, сопутствуя причинам в пространстве и времени и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие, необходимое для возникновения следствия.
Условия могут в конкретных случаях присутствовать или отсутствовать, а преступление может и не быть совершено (например, отсутствие замков на дверях склада материальных ценностей – бесспорное условие, способствующее совершению преступлений, но краж с этого склада может и не быть и наоборот).
Условия, которые препятствуют действию причины (наступлению преступного следствия), принято называть антикриминогенными.
Анализировать причины и условия преступности целесообразно в зависимости от структурного уровня:
во-первых, изучать причины преступности на уровне общества, где действуют глобальные социальные процессы, создающие объективную закономерность существования преступности;
во-вторых, на уровне малых групп (формальные и неформальные);
в третьих на уровне индивида (мотив преступления).
Важными для понимания причинного комплекса преступности являются следующие характеристики:
а)социально-демографическая – численность населения, плотность проживания, половозрастной и национальный состав, миграция населения, соотношение групп населения по территориальному, социально-профессиональному и семейному положению, размер территории и др.;
б) экономическая – источники сырья и другие природные ресурсы, преобладающие отрасли хозяйства, наличие свободных экономических зон, источники и интенсивность инвестиций, состояние бюджета, ход приватизации и других экономических реформ, уровень развития частного предпринимательства и др.;
в) правоохранительная – силы, задействованные в охране правопорядка, материально-техническая база правоохранительных органов, уровень законопослушания граждан, активность населения в борьбе с правонарушениями и др.;
г) социально-культурная – образовательный уровень населения, обеспеченность культурными, спортивно-развлекательными учреждениями, жизненный уклад, обычаи, традиции, стереотипы поведения, обусловленные этнопсихологическими, национальными, религиозными, историческими и другими факторами.
В криминологической литературе помимо понятий «причины», «условия», «детерминанты» употребляются также понятия «обстоятельства», «истоки», «источники», «основы». В отличие от первой группы терминов, вторая не имеет строго научного содержания и употребляется в средствах массовой информации, обиходе.