Практика применения современных технологий в судебном производстве Словакии
Вопрос об автоматизации и ускорении делопроизводства страны во всех судебных инстанциях, от низшего до высшего уровня, встал перед Министерством юстиции Словакии в связи с большими задержками в судебном делопроизводстве, а также коррупцией, имевшей место при назначении судей. Информационная система управления судебным делопроизводством, основанная на системе Windows Server, является экономически эффективным решением для быстрого производства гражданских и арбитражных дел. Она позволяет также назначать судьям дела на основе случайного выбора, что помогает бороться с коррупцией в сфере судопроизводства.
Как и в других центрально- и восточноевропейских странах, для судебной системы Словакии характерны такие проблемы, как огромный поток судебных дел, нехватка ресурсов, недостаточный уровень юридической подготовки и коррупция среди должностных лиц. Процедуры судопроизводства и судебных слушаний были слишком сложны и затянуты, а также отсутствовали удобные средства доступа к государственным реестрам, ведущимся судебными инстанциями.
Судебная система Словакии включает Верховный суд, восемь региональных судов и 55 районных судов, которые в общей сложности ежегодно имеют в производстве более 500 000 гражданских и 30 000 уголовных дел. Исторически сложилось так, что административные процессы никогда не координировались на уровне всей судебной системы и судопроизводство в отдельных судах велось автономно. Назначение судей для ведения дел производилось следующим образом. В одних судах дела назначались судьям на обычной ротационной основе, тогда как в других судах председатель суда мог распределять дела по собственному усмотрению. В обоих случаях система не была защищена от злоупотреблений и коррупции и позволяла истцам влиять в рамках системы на выбор конкретного судьи для ведения определенного дела.
Даже несмотря на попытки использования судьями более объективных процедур для распределения дел, проблемы устранить не удавалось. В ряде судов назначение судей производилось в соответствии с первой буквой имени истца. Однако истец мог умышленно указать свое имя с орфографической ошибкой, а затем уведомить об этой ошибке уже в процессе делопроизводства, когда дело уже было назначено тому судье, который был нужен истцу.
Практически все судебные процедуры велись на основе бумажного документооборота, а в тех судах, где использовались компьютерные системы, они имели слишком большие отличия. Базы данных и приложения были совершенно разобщены; в ряде районных судов использовались приложения, разработанные на региональном уровне, тогда как в других судах могли использоваться системы, разработанные отдельными штатными сотрудниками, имеющими некоторый опыт в компьютерной области.
Укрепление законности и правопорядка является в Словакии задачей государственного уровня, и необходимость реформы судебной системы была провозглашена правительственной программой. Упрощение судебных административных процедур, ускорение делопроизводства и обеспечение честного и беспристрастного правосудия для всех граждан является приоритетной политической задачей. В плане стратегического развития, вступившем в действие в 1999 году, была отмечена необходимость сконцентрироваться на создании новой модели судебных административных процедур для повышения эффективности работы судебных органов и обеспечения поддержки в области информационных технологий.
В Министерстве юстиции Словакии был произведен анализ распределения функций всех судей и административного персонала, а также судебных дел, проходящих через систему судопроизводства. Процесс делопроизводства был перестроен с целью автоматизации максимально возможного количества процедур.
Во всех 64 районных и региональных судах были развернуты локальные компьютерные сети, которые затем были объединены в единую сеть. Административный штат и более чем 1200 судей были оснащены персональными компьютерами, а также была внедрена единая информационная система управления судебным делопроизводством. Прикладное программное обеспечение состоит из ряда модулей, включая:
назначение судебных дел на основе случайного выбора;
повестку дня судебных заседаний для гражданских дел;
повестку дня судебных заседаний для арбитражных дел.
Приложение для управления судебным делопроизводством интегрировано с рядом других информационных систем:
с юридической информационной системой;
с реестром юридических лиц;
с базой данных по банкротствам и судебным взысканиям.
Теперь при обращении истца или его адвоката в суд для подачи гражданского иска все подробные сведения вводятся непосредственно в информационную систему по управлению судебным делопроизводством и сразу же сохраняются в виде электронного документа. Истцу предоставляются сведения о номере дела и имени председательствующего судьи, который назначается компьютером на основе случайного выбора.
Информационная система управления судебным делопроизводством разработана для платформы Microsoft Windows 2000 Server с Active Directory и сервером ISA Server 2000 для функций прокси-сервера. Надежность обеспечивается использованием сервера Microsoft SQL 2000 Server, установленном на компьютерах HP в каждом здании суда, и сервера Microsoft Exchange 2000 Server, выполняющего функцию основной платформы для совместной работы[122].
Развивая успешный эксперимент 2000 года, в котором приняли участие два судьи в одном из районных судов, в 2001-2002 годах Министерство юстиции развернуло систему в масштабах всей страны. Наряду с быстрым развертыванием системы были решены задачи по найму и обучению обслуживающего персонала в области информационных технологий — администраторов баз данных, системных администраторов, программистов и инженеров. А поскольку большинство судей и других сотрудников судебных учреждений не имело опыта использования компьютеров в судебном делопроизводстве, все региональные суды были оснащены учебными кабинетами. Для обучения персонала районных судов и судей был использован передвижной учебный центр, а также электронные средства обучения. Программа включает обучение приложениям для управления судебным делопроизводством, а также основам работы на компьютерах и предоставляет теоретические сведения о новых процедурах судебного делопроизводства.
Проблемы с внедрением современных технологий в Словакии в основном были связаны с ограниченным государственным финансированием. Кроме средств, предоставленных из государственного бюджета Словакии, для развития системы управления судебным делопроизводством и соответствующей программы обучения персонала существенная материальная поддержка была оказана со стороны программы European Commission PHARE, Федерального департамента правосудия и полиции Швеции, программы American Bar Associations Central and East European Law Initiative, организации Open Society Foundation и других международных организаций.
Юридическая информационная система (JASPI) позволяет производить поиск по всему тексту и выборку законов и правовых норм, международных договоров и судебных постановлений, а также внутренних и государственных директив. Доступ к приложению возможен с помощью веб-обозревателя в общей сети госучреждений и внутренней сети Министерства юстиции. К этому приложению также имеется бесплатный общественный доступ в Интернете (на словацком языке).
Данные из реестра юридических лиц, администрируемые судебными учреждениями, также публикуются в Интернете, и к ним открыт общий доступ (на словацком языке). На этом же веб-узле пользователи на основе данных, полученных от судов по делам о несостоятельности, могут получить подробные сведения о банкротстве компаний и наложенных судебных взысканиях на компании.
Информационная система управления судебным делопроизводством Словакии позволила значительно повысить скорость и эффективность делопроизводства в судах высших и низших инстанций. В результате упрощения судебного делопроизводства на четверть сократилось количество выполняемых процедур. Время, необходимое для поиска и получения материалов из архива суда, сократилось с 15 минут до нескольких секунд.
Первоначальный эксперимент продемонстрировал, что судьи могут увеличить свое эффективное рабочее время на 78%. Оценка эффективности также показала, что время между подачей искового заявления и первым слушанием сократилось с 73 до 49 дней и с 38 до 16 дней сократилось время между первым и вторым слушаниями.
Решение по управлению судебным делопроизводством помогает увеличить прозрачность и открытость словацкого общества, а также создать в судебной системе страны среду, препятствующую коррупции. Сам процесс внедрения автоматизированной системы делопроизводства требует, чтобы судебные решения и процедуры стали более четко определены и были стандартизированы для всех регионов страны.
Теперь все суды Словакии, согласно закону, должны назначать судей на основе случайного выбора, что позволяет снизить возможность служебных злоупотреблений и создает уверенность в безупречности судебной системы страны. Многие председатели судов также поддерживают эту систему, так как она защищает их от несправедливых упреков в пристрастности.
Кроме того, нельзя недооценивать значение общественной доступности таких сведений, как законы и судебные решения, а также подробностей, касающихся отдельных компаний и дел о несостоятельности, особенно в стране, где исторически доступ к любой информации такого рода был ограничен. До того как была создана система JASPI и веб-узлы реестров юридических лиц, для большей части населения судебная система Словакии была чем-то вроде «черного ящика». В настоящее время реестр компаний является самым популярным из правительственных веб-узлов Словакии, число запросов которого в отдельные месяцы достигает 4 млн. Он широко используется бизнесменами, инвесторами, аналитиками, представителями средств массовой информации и отдельными гражданами, которые хотят получить данные о статусе компаний и их руководителей.
Словацкая национальная программа по борьбе с коррупцией также предусматривает эффективный обмен данными между всеми органами правосудия и их обработку. Кроме того, разработана новая система управления судопроизводством по уголовным делам для обмена данными между Министерством юстиции и судебной системой, Генеральной прокуратурой и Министерством внутренних дел. Была начата работа по реформированию внутренних процедур в уголовных судах.
Информационная система управления судебным делопроизводством была создана для поддержки дальнейшей реформы судебной системы, обеспечения ее развития и взаимодействия с другими информационными системами. Технология корпорации Майкрософт предоставляет Министерству юстиции универсальные компоненты, которые могут быть использованы для создания дополнительных модулей и новых приложений корпоративного уровня.