Возможности современных средств информационного обеспечения в органах юстиции

Для руководителей и специалистов, занятых в области управления, важнейшей задачей в настоящее время является выработка и проведение в жизнь стратегии использования возможностей современных средств информационного обеспечения во всех сферах управления.

Для достижения поставленной цели в рамках исследования была разработана модель резервов повышения эффективности использования информационного обеспечения системы стратегического управления, включающая пять основных блоков (рис.3). Она иллюстрирует схему многоуровневого и многофункционального подхода к управлению информационными ресурсами.

Модель иллюстрирует относительно самостоятельный, обособленный элемент каждого блока с характерным для него комплексом мероприятий, которые изложены ниже в виде рекомендаций по совершенствованию информационного обеспечения системы стратегического управления.

Возможности современных средств информационного обеспечения в органах юстиции - student2.ru Возможности современных средств информационного обеспечения в органах юстиции - student2.ru

Рис.3. Модель резервов повышения эффективности использования информационного обеспечения системы стратегического управления

Следует отметить, что при применении информационного обеспечения ведущая роль в выборе решений остается за руководителем, а техника и программное обеспечение являются лишь средством для обработки информации.

Параметрический ряд деловых автоматизированных рабочих мест (АРМ) позволяет создать единую техническую, организационную и методологическую базу компьютеризации управления. Первоначально информационная технология локализуется в пределах персонального или группового АРМ, а в последующем (при объединении АРМ средствами коммуникации) создаются АРМ сектора, отдела, учреждения и формируется коллективная технология. Тем самым достигается гибкость всей структуры и возможность наращивания информационной мощности. АРМ должен быть укомплектован необходимыми программно-инструментальными средствами: операционные системы (ОС) ЭВМ; трансляторы (интерпретаторы) с различных алгоязыков и языков пользователей; средства проектирования и обработки данных (экранные редакторы текстовой, графической информации, системы управления базами данных (СУБД), табличные процессоры, генераторы выходных форм); собственно пользовательские программы (обрабатывающие, обучающие, СУБД знаний и др.).

Системы обработки данных (СОД) на базе концепции автоматизированного рабочего места получили широкое развитие. АРМ - автоматизированное рабочее место системы управления, оборудованное средствами, обеспечивающими участие человека в реализации автоматизированных функций системы управления (АСУ).

Обобщенная схема автоматизированного рабочего места (АРМ) управленческого персонала представлена на рисунке 4.

Возможности современных средств информационного обеспечения в органах юстиции - student2.ru

Рис.4. Схема автоматизированного рабочего места управленческого персонала

Одним из таких автоматизированных рабочих мест является система автоматизированной обработки информации (САОИ). Система автоматизированной обработки информации представляет собой человеко-машинную систему, обеспечивающую автоматизированный сбор и обработку информации с использованием ПЭВМ, оргтехники и современных средств связи в процессе решения основных задач управления организацией. [47]

К разработке информационного обеспечения системы стратегического управления необходимо предъявлять ряд организационно-методологических требований: рациональная интеграция обработки информации, необходимость минимального дублирования информации в информационной базе, сокращение числа форм документов, необходимая избыточность информационного обеспечения, позволяющая пользователям различного уровня получать информацию с различной степенью детализации.

Любая система автоматизированной обработки информации должна отвечать ряду принципов, определяющих идеологию и порядок ее создания, а также направления эффективного использования. Основными принципами построения, применения и совершенствования САОИ системы управления являются:

1.Принцип системного подхода к проектированию. Суть этого принципа состоит в том, что проектирование САОИ должно основываться на системном анализе как объекта, так и системы управления. В этой связи, в процессе проектирования системы должны быть определены цели и критерии ее функционирования. Это позволяет провести структуризацию всех вопросов, требующих решения в процессе проектирования системы для обеспечения полного соответствия ее функционирования в будущем принятым целям и критериям. Системный подход при разработке САОИ обеспечивает возможность еще на стадии проектирования определить функциональные связи и зависимости отдельных задач, рациональную последовательность выполнения и внедрения проектных работ по созданию САОИ;

2.Принцип новых задач. Он заключается в обеспечении решения качественно новых задач на базе использования средств вычислительной техники. На практике этот принцип удовлетворяется решением многовариантных задач с помощью различных экономико-математических методов;

3.Принцип непрерывного развития системы (принцип открытой системы). Этот принцип сводится к тому, что структура, конкретные решения системы автоматизированной обработки информации должны строиться так, чтобы можно было простым способом "настроить" систему на решение новых задач, возникающих в процессе эксплуатации САОИ, обеспечить возможность расширения и модернизации используемой технической базы, информационного и математического обеспечения системы;

4. Принцип единства информационной базы. Данный принцип состоит в том, что информационное обеспечение системы включает в себя информацию, необходимую для решения не только одной или нескольких задач, а всех формализованных задач системы управления. При этом в информационном обеспечении САОИ исключается неоправданное дублирование информации, которое неизбежно возникает, если информационные массивы создаются для каждой задачи отдельно;

5.Принцип комплексности. Данный принцип означает необходимость охвата автоматизацией как можно большего количества задач управления. Нельзя добиться эффективных результатов от автоматизации управления только узкого круга задач, сохранив решение остальных задач в "ручном" режиме;

6. Принцип надежности. Характеризует способность системы выполнять задачи, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих требуемым режимам и условиям использования технического обслуживания. Основные пути повышения надежности САОИ: оптимизация структуры САОИ и ее обеспечивающей части; профилактика и качественный ремонт технических средств; выбор высоконадежных элементов системы; систематический контроль за ходом решения задач управления; применение организационных мер по повышению ответственности работников за достоверность информации и качество управленческой деятельности;

7.Принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев системы. Принцип заключается в том, что в различныхсопряженных контурах системы должно обеспечиваться согласование скорости обработки данных. Использование изложенных принципов позволяет разработать организационно-информационную модель САОИ системы управления организации (рис. 10) и укрупненную схему функционирования системы.

Наиболее сложный вопрос, решаемый на стадии подготовки автоматизации управления – это выбор между привлечением разработчиков и использованием стандартного программного обеспечения, а также выбор конкретного стандартного программного обеспечения и широкого спектра предлагаемых на рынке.

Исследования по этому вопросу показывают, что для малых и средних строительных организаций разработка специального программного обеспечения нецелесообразна. Причин этому несколько: во-первых, практически все необходимое программное обеспечение для автоматизации основных видов управленческой деятельности уже разработано ведущими зарубежными и отечественными фирмами и совершенствуется год от года. Во-вторых, покупка стандартного программного обеспечения обойдется значительно дешевле, чем оплата труда разработчиков. В-третьих, качество разработанного программного обеспечения будет ниже стандартного, т.к. любое новое программное обеспечение требует опытной эксплуатации, во время которой выявляются скрытые ошибки программирования. Важен и такой аспект, что для пользователя проще выбрать нужное из уже имеющихся возможностей. Важно принять во внимание, что использование индивидуального ПО автоматически приводит к изоляции, т.к. большинство пользователей использует стандартное ПО. Возможны также трудности при использовании новой техники из-за аппаратной несовместимости. Только соображения секретности или абсолютная нетипичность решаемых управленческих задач оправдывают разработку предприятием оригинального ПО.

Возможности современных средств информационного обеспечения в органах юстиции - student2.ru Возможности современных средств информационного обеспечения в органах юстиции - student2.ru

Рис.5. Организационно-информационная модель САОИ системы управления

Для крупных предприятий автоматизацию управления выгодно проводить с использованием интегрированных систем, которые конфигурируются индивидуально для каждого предприятия. Стоимость таких систем - от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов США, и поэтому для проведения автоматизации для них особенно важны этапы предварительной подготовки. [48]

Автоматизация документооборота в Министерстве юстиции Российской Федерации

Основой реализованного в Министерстве юстиции Российской Федерации экспериментального решения стала клиент-серверная версия системы электронного документооборота «Кодекс: Документооборот» на базе СУБД Microsoft SQL Server. Использование продуктов и технологий Microsoft при создании этого решения позволило в короткие сроки обеспечить автоматизацию процессов делопроизводства ряда крупных подразделений органа государственной власти. Так, процесс внедрения в Департаменте делопроизводства Министерства юстиции Российской Федерации с момента установки программного обеспечения на клиентские места до начала промышленной эксплуатации занял 5 дней вместо месяца, как требовалось ранее.

Испытывая потребность в использовании современных управленческих технологий и понимая необходимость оптимизации системы внутриминистерских отношений при существенном повышении эффективности труда государственных служащих, Министерство юстиции Российской Федерации приступило в мае 2007 года к реализации проекта, направленного на создание комплексной автоматизированной системы электронного документооборота и ее внедрению в структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных органах.

Автоматизация процедур документооборота осуществляется в целях сокращения сроков и повышения качества обработки различных документов, совершенствования контроля исполнения и справочно-информационной работы в области делопроизводства; предоставление каждому работнику Департамента Делопроизводства возможности свободно вступать в электронный контакт с коллегами из других подразделений Министерства юстиции Российской Федерации, а также обмениваться информацией.

Внедрение единой системы электронного документооборота в Министерстве юстиции Российской Федерации позволит решить следующие задачи:

· автоматизация трудоемких процедур документооборота;

· создание автоматизированных рабочих мест в системе контроля исполнения документов;

· формирование полнотекстовых банков входящих, исходящих и внутренних документов Министерства юстиции Российской Федерации;

· предоставление оперативного доступа к информации руководителям разного уровня и работникам подразделений Министерства юстиции Российской Федерации.

Реализация проекта основывалась на поэтапном внедрении систем электронного документооборота и проходила в условиях уже существующей частичной автоматизации отдельных участков делопроизводства.

В ходе выполнения первого этапа проекта было осуществлено экспериментальное введение в эксплуатацию систем электронного документооборота в ряде подразделений Министерства юстиции Российской Федерации. Помимо установки и настройки систем, обучения пользователей, были проведены работы по конвертированию большого объема данных, накопленных за время работы с компьютерными программами-предшественницами.

Это более 60 тыс. документов в отделе обработки документов, более 3 тыс. документов в отделе контроля и около 1 тыс. оперативно - распорядительных документов Минюста РФ (тексты оперативно-распорядительных документов помещены в полнотекстовую базу данных и для них установлены ссылки к соответствующим регистрационным карточкам).

В результате внедрения системы в ряде подразделений Министерства юстиции Российской Федерации были автоматизированы следующие функции документооборота:

· учет, регистрация, рассмотрение и обработка служебной корреспонденции;

· учет, регистрация, рассмотрение и обработка писем и обращений граждан;

· контроль исполнения документов и поручений;

· организация оперативного доступа работников центрального аппарата в пределах их компетенции к соответствующим нормативным, официальным и служебным документам, заданиям и информации об их рассмотрении и исполнении. [49]

Технологии Microsoft обеспечивают эффективное внедрение системы в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Основой реализованного в Министерстве юстиции Российской Федерации экспериментального решения стала система «Кодекс: Документооборот», созданная компанией «Кодекс-Лайн», входящей в состав информационно-правового консорциума «Кодекс» (г. Санкт-Петербург).

Система «Кодекс: Документооборот» — это комплекс взаимосвязанных систем, банков документов и корпоративных сервисов, обеспечивающих автоматизированное решение задач документооборота. Она ориентирована на стандарты и практику российского делопроизводства и создана на основе многолетнего опыта внедрения систем электронного документооборота в различных органах государственной власти и других организациях Российской Федерации.

Для реализации проекта использовались следующие продукты Microsoft: операционные системы Windows 9x/2000/NT, СУБД SQL Server 7.0/2000, пакет средств разработки Visual Studio и пакет офисных программ Microsoft Office.

В качестве альтернативных платформ рассматривались Borland InterBase и Delphi, однако создатели системы электронного документооборота остановили свой выбор на программных продуктах Microsoft, отличительными чертами которых являются функциональная полнота, высокое качество и небольшая стоимость. Не менее важное значение имел и тот факт, что платформа Microsoft является самой распространенной в России.

«Наш выбор в пользу использования программной платформы Microsoft был во многом обусловлен тем, что именно эта платформа обеспечивает полный комплекс глубоко интегрированных технологий и продуктов, необходимых для построения системы электронного документооборота, — говорит Татьяна Копнина, начальник отдела систем электронного документооборота из компании „Кодекс-Лайн“. — Нас также привлекли удобство и экономичность сопровождения, обслуживания и эксплуатации систем на базе программно-технических решений, предлагаемых Microsoft».

В настоящий момент операционная система Windows NT используется в качестве платформы для всей внутриминистерской сети, а в качестве клиентской операционной системы на рабочих станциях применяются Windows 9х и Windows 2000. Единым стандартом для офисной работы и документооборота в Министерстве является Microsoft Office 97.

Используемые в системе электронного документооборота Минюста России СУБД Microsoft SQL Server 7.0 и Microsoft SQL Server 2000 расширяют возможности работы с данными за счет повышения производительности обработки любых типов запросов, обеспечения поддержки большего объема обрабатываемых данных и более эффективного использования ресурсов (дискового пространства, оперативной памяти) сервера. Они также предоставляют удобные средства управления и позволяют добиться существенного снижения затрат на администрирование и поддержку. Кроме того, благодаря тесной интеграции с операционными системами и офисными приложениями Microsoft, повышается эффективность работы пользователей системы.

Реализованное компанией «Кодекс-Лайн» на базе программных продуктов и технологий Microsoft решение позволило в короткие сроки обеспечить введение в эксплуатацию экспериментальной системы автоматизации процессов документооборота в ряде подразделений Минюста России. Так, процесс внедрения в Департаменте делопроизводства с момента установки программного обеспечения на клиентские места до начала промышленной эксплуатации занял 5 дней вместо месяца, как требовалось ранее.

В соответствии с существующими документопотоками в Министерстве юстиции Российской Федерации в систему электронного документооборота входят следующие функциональные системы автоматизации делопроизводства:

· «Служебная корреспонденция»;

· «Контроль исполнения»;

· «Письма и обращения граждан»;

· «Система регистрации документов».

Функциональные системы «Служебная корреспонденция», «Контроль исполнения», «Письма и обращения граждан» дают возможность работникам Минюста России регистрировать документы и управлять их движением, соединять регистрационные данные документов с необходимыми сведениями в электронном виде, осуществлять поиск документов по сочетанию любых атрибутов, получать большое количество статистических и аналитических форм (справки, сводки, отчеты, реестры).

В процессе эксплуатации «Системы регистрации документов» формируются электронные архивы документов, подготовленных в Минюсте России. При этом без увеличения количества дополнительных квалифицированных специалистов и дополнительных затрат рабочего времени работники Минюста России могут создавать полнотекстовые базы данных документов, которые совместимы с правовыми базами данных «Кодекс».

Типовая система электронного документооборота, внедренная в территориальных управлениях Минюста России, включает в себя три подсистемы:

· «Кодекс: Служебная корреспонденция»;

· «Кодекс: Контроль исполнения»;

· «Кодекс: Письма и обращения граждан».

Эти подсистемы содержат развитый сервис, связанный с обменом данными друг с другом, многокритериальным поиском документов, формированием значительного количества выходных форм, необходимых конечным пользователям, настройкой систем, администрированием доступа и других административных функций.

В ходе первого этапа, который завершился в сентябре 2001 года, единая система электронного документооборота была развернута на 59 клиентских рабочих местах и 5 серверах в Департаменте делопроизводства Минюста России и секретариатах Министра и заместителей Министра юстиции Российской Федерации, а также в Управлениях Министерства по Архангельской, Московской, Самарской, Иркутской, Челябинской и Воронежской областях, Красноярскому краю и Республике Коми, в Главном управлении Минюста России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

После проведения полномасштабной опытной эксплуатации систем было принято решение в течение 2008 года провести их доработку и внедрение во всех подразделениях Минюста России, включая территориальные управления. В феврале 2008 года была осуществлена поставка программного обеспечения во все территориальные органы.

В настоящее время активно включились в работу по внедрению систем электронного документооборота территориальные управления Минюста России по Кабардино-Балкарской Республике, Курской области, Главное управление Минюста России по Республике Дагестан и Главное управление Минюста России по Нижегородской области и другие территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации.

Предполагается дальнейшее развитие системы электронного документооборота в Минюсте России, включение в нее всех подразделений центрального аппарата и территориальных органов. [50]

Лекция 20.

Наши рекомендации