Информационные технологии в правоохранительных органах
Использование информационных технологий в правоохранительной деятельности нацелено на качественное изменение выполнения правоохранительными органами своих задач и функций за счет принципиально нового подхода к решению проблем обработки информации, а также на реализацию стратегических приоритетов в формировании единого механизма межведомственной координации сил и средств, общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности правоохранительных органов, что, в свою очередь, оказывает влияние на структуру, организационное и правовое обеспечение деятельности правоохранительных органов.
Информационные технологии правоохранительной деятельности - это совокупность приемов, способов и технических средств, осуществляющих действия над информацией для решения задач правоохранительной деятельности.
Возникновение нового научного знания о правоохранительной деятельности является следствием, по меньшей мере, двух факторов: осознанной потребности в научном исследовании нового (новой стороны) объекта и способности (готовности) науки в целом к такому исследованию. Что касается первого, то потребность в исследовании проблем организации правоохранительной деятельности с использованием информационных технологий обусловлена изменением социально-экономических общественных отношений, заменой стихийного саморегулирования социальных процессов целенаправленной управленческой деятельностью субъектов в правоохранительной сфере. Наличие второго фактора подтверждается тем, что к настоящему времени накоплен достаточный научный, технический и технологический потенциал, который может быть объединен в единую теоретическую концепцию и использован для качественного совершенствования правоохранительной деятельности.
Исследование совокупности проблем организации правоохранительной деятельности с использованием информационных технологий в Российской Федерации в условиях информатизации общества, реформирования экономического механизма, модернизации государственного управления, противоречивости и фрагментарности правового регулирования информационных отношений является крупной научной проблемой, имеющей важное значение для развития российского права.
Состояние научной разработанности проблемы. В настоящее время накоплен достаточно обширный научный материал, дающий основание для обсуждения методологических вопросов организации правоохранительной деятельности с использованием информационных технологий и объединения накопленных знаний в единую теоретическую концепцию.
Определены группы факторов, оказывающих влияние на содержание правоохранительной деятельности, реакция на которые приводит к изменению не только функций правоохранительных органов, но и структуры системы правоохранительных органов. Природа этих факторов связана с трансформацией экономического механизма страны, обусловленного переходом от авторитарно-бюрократического стиля управления экономикой к реализации рыночных отношений, с процессами информатизации общества[21].
Используется механизм управления правоохранительной деятельностью с использованием информационных технологий, который обеспечивает развитие и совершенствование системы управления, оптимизацию ее структуры и управленческих процессов в соответствии с постоянно изменяющимися условиями.
Концептуальная модель организационного построения и функционирования системы правоохранительных органов состоит в интеграции правоохранительных органов на основе объединения информационных ресурсов и вхождения в общее информационное пространство страны, но при четком закреплении за каждым правоохранительным органом направления деятельности и повышении ответственности на выделенном участке работы.
Многообразие форм использования информационных технологий обусловлено их адаптивностью к любой предметной области, способностью обрабатывать большие объемы информации, однозначно реагировать на целевые установки и предписания, детерминированные решениями руководителей вышестоящего уровня, подготавливать решения в реальном масштабе времени. Обоснован вывод, что проблема подготовки и принятия управленческих решений с использованием информационных технологий является практически значимым и теоретически важным направлением в современной науке управления в сфере деятельности правоохранительных органов, создающим базу для дальнейшего исследования организационных и правовых процедур подготовки и принятия управленческих решений на разных уровнях управления системы правоохранительных органов в условиях использования информационных технологий.
Оказать существенную помощь человеку в обработке поступающей информации, подготовке решений в быстроменяющейся сложной обстановке могут только системы искусственного интеллекта. На такие системы можно возложить решение следующих задач: осуществлять анализ сложившейся ситуации, делать логические выводы и формировать перечень мероприятий, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели; накапливать знания лучших специалистов в различных областях правоохранительной деятельности; хранить знания о совокупности объектов и связях между ними; давать непротиворечивый и единственно верный совет, разграничивая нужную и ненужную информацию; обеспечивать обучение управленческого, оперативного и следственного аппарата. Для решения указанных задач система искусственного интеллекта должна иметь обобщенную базу знаний, источниками формирования которой могут быть: результаты моделирования, знания специалистов в данной предметной области, оперативные данные, вновь приобретаемые и выводимые системой знания, интеллектуальный интерфейс для общения с пользователем и блок обработки информации.
Для формирования целостной информационной структуры в сфере правоохранительной деятельности предлагается Концепция федеральной системы мониторинга состояния безопасности граждан, общества и государства. Федеральная система мониторинга состояния безопасности граждан, общества и государства должна осуществлять информационное обеспечение системы мониторинга, контроля и прогнозирования кризисных ситуаций, влекущих совершение противоправных деяний, подготовки и совершения террористических актов, а также факторов, угрожающих интересам граждан, общества и государства.
Создание системы мониторинга обусловлено необходимостью совершенствования организации работ в области своевременного выявления и предупреждения угроз интересам граждан, общества и государства, а также противодействия посягательствам на их права и интересы[22].