Меры по защите интересов России
Защита экономических интересов российских производителей товаров в связи с возросшим импортом, демпинговым импортом или субсидируемым импортом на таможенную территорию Российской Федерации.
Введению специальной защитной меры, антидемпинговой меры или компенсационной меры при импорте товара должно предшествовать расследование
1. Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики.
1. Специальная защитная мера применяется по решению Правительства Российской Федерации в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики к меняющимся экономическим условиям.
1. Срок действия специальной защитной меры не должен превышать четыре года, за исключением случая продления срока действия такой меры
Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
1. Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования, проведенного органом, проводящим расследования, установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики.
Органы гос. власти :
устанавливает ставки таможенных пошлин, если иное не предусмотрено международными договорами государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС
вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и определяет в соответствии с международными договорами Российской Федерации и решениями Комиссии Таможенного союза порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта товаров;
в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, устанавливает разрешительный порядок экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений, а также определяет перечень отдельных видов товаров, в отношении которых применяется такой порядок;
принимает решения о введении в качестве ответных мер в отношении иностранных государств ограничений внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
устанавливает порядок вывоза из Российской Федерации товаров, составной частью которых является информация, составляющая государственную тайну;
Осуществляется таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.
19. Международное таможенное право можно определить как систему принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и иными субъектами международного товарного оборота в сфере таможенного дела.
Международное таможенное право формируется в результате правового взаимодействия государств в сфере таможенного дела, включая вопросы регулирования международной торговли и таможенных отношений.
Основной задачей, которую выполняет международное таможенное право, является унификация национальных таможенных законодательств, таможенных норм и процедур, направленная на облегчение международной торговли, а также на эффективное международное сотрудничество в сфере борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил.
Субъектами международного таможенного права являются:
государства и уполномоченные органы государств в области таможенного дела;
международные организации, осуществляющие деятельность в области международной торговли и таможенного дела;
юридические и физические лица — участники внешнеэкономической деятельности или их представители;
физические лица, при пересечении таможенных границ;
иные юридические и физические лица, находящиеся во взаимосвязи с вышеуказанными субъектами (правоохранительные, судебные органы, адвокаты и т.п.).
Место международного таможенного права в современной юридической науке носит дискуссионный характер. Одни исследователи склонны полагать, что международное таможенное право является составной частью международного частного права. Другие считают, что международное таможенное право занимает промежуточное положение между международным частным правом и международным публичным правом. Третьи полагают, что международное таможенное право входит в состав международного экономического права (причем они не могут прийти к единому мнению о том, что собой это международное экономическое право представляет).
Наиболее обоснованным представляется мнение, что международное таможенное право является составной частью международного публичного права. Оно представляет собой отрасль международного частного права и одновременно является составной частью российского национального права (так как ратифицированные Россией международные договоры включаются в ее национальную систему законодательства).
Основными источниками международного таможенного права являются международные договоры, правовые обычаи международного характера, решения международных организаций, обязательные для стран-участниц этих организаций.
Наибольшую роль в международном таможенно-правовом регулировании играют международные договоры — межгосударственные соглашения, содержащие общеобязательные правила поведения в таможенной сфере. В сфере таможенных отношений существует довольно значительный массив международных соглашений и конвенций. Для их более полного изучения необходимо их классифицировать. Оснований для такой классификации можно выделить несколько.
По сфере распространения международные договоры в области таможенного дела могут быть:
универсальными (объединяющими все или большинство стран мира, выражающие интересы в области таможенного дела всего мирового сообщества), например, Международная Конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1973 г.;
региональными (объединяющими несколько стран-соседей и выражающими интересы определенного региона земного шара);
двусторонними (связывающими только два государства и выражающими только их волю), например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 13 ноября 2003 г.
По объекту правового регулирования международные договоры в области таможенного дела можно подразделить на две группы.
Международные договоры, полностью посвященные исключительно таможенному делу и не затрагивающие иных вопросов. В качестве примера таких договоров можно привести Международную Конвенцию о регулировании таможенных процедур (Киотскую конвенцию) 1973 г. или Таможенную Конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенцию МДП) 1975 г.
Международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).
По объекту регулирования международные договоры в области таможенного дела делятся на две группы.
Международные договоры, которые целиком и полностью регулируют вопросы таможенного дела, например, Международная конвенция о регулировании таможенных процедур (Киотская конвенция).
Международные договоры, которые частично касаются международных таможенных отношений (например, Венская Конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.).
В системе таможенного права можно условно выделить две составные части:
1) внутреннее (национальное) таможенное законодательство;
2) международно-правовые договоры и соглашения, касающиеся таможенных вопросов, одной из сторон в которых является Российская Федерация.
Двусторонние таможенные договоры схожи как по содержанию, так и по структуре. Обычно они состоят из преамбулы и 10—13 статей и практически по содержанию повторяют друг друга. Основной целью таких соглашений является координация борьбы с таможенными правонарушениями, упрощение и унификация таможенного оформления и таможенных контроля.
Двусторонние соглашения по таможенным вопросам призваны: облегчать и ускорять пассажирское и грузовое сообщение; унифицировать таможенное оформление и таможенный контроль; обеспечивать эффективное взаимодействие в рамках борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил; способствовать совместному обучению сотрудников и проведению совместных исследований в области таможенного дела.
Кроме того, в любом соглашении по таможенным вопросам в обязательном порядке определяются формы взаимодействия, указываются уполномоченные подразделения, осуществляющие непосредственную связь и взаимодействие, формы запросов, контрольные сроки ответов на них, технические вопросы передачи и защиты информации.
Также в двусторонних соглашениях по таможенным вопросам обязательно отдельно оговариваются вопросы взаимодействия в рамках борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил.
Таможенная конвенция — это двустороннее или многостороннее международное соглашение, которое регулирует вопросы таможенного обложения, таможенные формальности во взаимной торговле стран-участниц.
Главными из них являются:
1) Международная Конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция)» 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.; 2) Таможенная Конвенция «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» от 14 ноября 1975 г. с поправками 1997 г.; 4) Конвенция «О временном ввозе (Стамбульская конвенция)» от 26 июня 1990 г.; 5) Конвенция «О гармонизированной системе классификации и кодирования товаров» 1983 г.; 6) Международная Конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» от 9 июня 1977 г.; 7) Таможенная Конвенция «О контейнерах» 1972 г.
Таможенный союз — соглашение двух или более государств об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенные союзы создаются на основе двух- или многосторонних таможенных конвенций, регулирующих вопросы таможенного обложения товаров в целях повышения конкурентоспособности товаров стран — членов Таможенного союза. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории».
20. ТНВЭД и международная конвенции гармонизированной…
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.
С 1 января 2010 г. на территории Таможенного союза установлена Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС*(38).
Согласно ст. 51 комментируемой главы ТН ВЭД основывается на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации*(39) и единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ*(40).
ТН ВЭД - это классификатор, который применяется для государственного регулирования экспорта и импорта товаров, т.е. систематизированный перечень товаров, включающий наименования товаров, их кодовое обозначение, единицы измерения количества товаров, а также примечания и правила интерпретации.
ТН ВЭД представляет собой перечень товаров с присвоенными им цифровыми кодами, в котором соблюдается принцип однозначного отнесения товаров только к одному коду. То есть для каждого товара имеется свое десятизначное кодовое обозначение. Первые две цифры обозначают товарную группу, первые четыре - товарную позицию, первые шесть - субпозицию, все десять - подсубпозицию. Для непоименованных, особо не выделенных товаров существуют "корзиночные" товарные позиции, или "прочие".
Согласно п. 4 ст. 51 комментируемой главы установлено, что техническое ведение единой ТН ВЭД ТС осуществляет ФТС России, так как аналогичные функции, перечисленные в указанной статье, ФТС России уже выполняла в отношении ТН ВЭД РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 июня 2005 г. N 367 "О ведении товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности".
Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности утверждается КТС*(43).
Пунктом 1 ст. 52 комментируемой главы определено, что товары при таможенном декларировании подлежат классификации, т.е. в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по единой ТН ВЭД ТС.
Положение, при котором существует свобода выбора между различными вариантами классификации товаров, неприемлемо с точки зрения единообразия применения мер государственного регулирования внешней торговли: определения ставок таможенной пошлины, акциза, перечней товаров по запретам и ограничениям и т.д.
Коды товаров по единой ТН ВЭД ТС, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, не являются обязательными для классификации товаров. Исключение составляют случаи, когда вышеуказанные документы могут использоваться в качестве таможенной декларации.
"Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров" (Заключена в Брюсселе 14.06.1983) (вместе с Протоколом от 24.06.1986)
Указанный международно-правовой документ предполагает создание единой гармонизированной (имеется в виду унифицированной) системы классификации товаров, их маркирования и обозначения для таможенных нужд.
Под гармонизированной системой классификации и кодирования товаров (ГС) в Конвенции понимается номенклатура, включающая в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации гармонизированной системы, приведенные в Приложении к указанной Конвенции.
Этот документ обязывает всех его участников привести свою таможенно-статистическую номенклатуру в соответствие с ГС, упорядочить и унифицировать ее.
В Конвенции предусмотрен специальный механизм помощи развивающимся странам. Это техническое содействие в присоединении к указанной гармонизированной системе, возможно предоставление отсрочек в применении всех или некоторых субпозиций гармонизированной системы на необходимый период.
В соответствии с положениями Конвенции создан специальный Комитет по гармонизированной системе, который регулярно (но не реже двух раз в год) собирается на свои заседания. Комитет имеет право вносить текущие поправки в Конвенцию, составлять рекомендации, предоставлять различные сведения заинтересованным сторонам (правительствам, таможенным органам, международным организациям и т.д.).