Характеристика функций отделов

Юридический отдел:
1. обеспечение соответствия действующему законодательству подготавливаемых в Инспекции правовых актов и иных документов нормативного и распорядительного характера;
2. представление интересов Инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Анализ практики рассмотрения споров, подготовка рекомендаций по процессуальными вопросам производства судебных и административных дел по налоговым правонарушениям, применению ККМ, производству и обороту алкогольной и табачной продукции, обжалованию решений;
3. правовая экспертиза материалов налоговых проверок, подготовка решений по их результатам;
4. обеспечение правовой информацией руководства Инспекции и оказание правовой помощи структурным подразделениям Управления, работникам Управления и инспекций;
5. участие в организации и проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников Инспекции;
6. рассмотрение, систематизация и анализ жалоб налогоплательщиков.

Отдел информационных технологий:
1. формирование единой технической политики в области информатизации;
2. обеспечение функций единого заказчика по закупке средств вычислительной техники и создания локальных вычислительных сетей;
3. обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения в Инспекции;
4. администрирование сетевыми ресурсами и обеспечение целостности баз данных;
5. распределение средств электронной вычислительной техники по территориальным налоговым органам;
6. обеспечение единой политики по применению прикладного программного обеспечения;
7. обеспечение работоспособности ведомственных прикладных программных средств;
8. организация, приобретение и внедрение новых информационных технологий, в т.ч. новых прикладных программных средств;
9. обучение и консультирование пользователей ведомственных прикладных программных средств;
10. обеспечение услугами связи общего и специального назначения.

Отдел работы с налогоплательщиками:
1. организация работы по приему отчетности, в т. ч. по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиками в электронном виде;
2. подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков по сдаче деклараций и других документов, уплате налогов и сборов, а также другим вопросам общего характера в области налогообложения;
3. информирование налогоплательщиков о задачах, направлениях и результатах действия налоговых органов;
4. контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, об идентификационных номерах, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях;
5. формирование и ведение территориального раздела Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Отдел ввода и обработки данных:
1. прием от сторонних организаций информационных массивов;
2. организация и контроль приема, передачи информационных массивов через уполномоченных лиц (операторов связи);
3. обработка и передача по принадлежности информационных массивов, поступающих от сторонних организаций, уполномоченных лиц и вышестоящих подразделений ФНС России;
4. участие в подготовке соглашений об информационном обмене со сторонними организациями и уполномоченными лицами в части порядка обмена и формата передаваемой информации;
5. организация хранения архивов принятой и обработанной информации.

Отдел общего и хозяйственного обеспечения:
1. формирование заказов и распределение материальных ресурсов по нижестоящим налоговым органам;
2. Материальное снабжение;
3. Ведение учета и хранение материальных ресурсов;
4. обеспечение функций единого заказчика при выполнении общестроительных и специализированных работ в зданиях и сооружениях налоговых органов;
5. содержание зданий и сооружений;
6. обеспечение коммунальными услугами;
7. транспортное обслуживание;
8. обеспечение охраны труда;
9. обеспечение противопожарной безопасности.

Отдел финансового обеспечения:
1. выполнение функций распорядителя и получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом РФ;
2. осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении Инспекции и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности;

Отделы камеральных проверок:
1. мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, основных налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников;
2. проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков;
3. проведение камеральных налоговых проверок правомерности возмещения входного НДС, обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС;
4. осуществление мероприятий налогового контроля в рамках проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, анализ и систематизация полученных результатов;
5. проведение предварительных (до представления налогоплательщиком в налоговый орган документов на возмещение НДС) контрольных мероприятий за соблюдением экспортерами законодательства о налогах и сборах;
6. осуществление отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора по результатам проведенных выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков.

Отдел учета, отчетности и анализа:
1. организация оперативно‑бухгалтерского учета налогов, сборов и других обязательных платежей;
2. организация сбора и обработки оперативной информации и данных статистической налоговой отчетности;
3. обеспечение достоверных данных о поступлении и задолженности по налогам и сборам;
4. формирование сводной статистической налоговой отчетности;
5. анализ налоговых начислений и поступлений;
6. прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты различных уровней;

Отдел урегулирования задолженности:
1. организация работы по сокращению и ликвидации задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему и государственные социальные внебюджетные фонды;
2. мониторинг и анализ динамики, структуры и причин возникновения задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему и государственные социальные внебюджетные фонды, а также эффективности деятельности нижестоящих налоговых органов по данному вопросу;
3. участие в реализации прав и исполнении обязанностей в деле о банкротстве и в процедурах банкротства;
4. участие в обеспечении условий реализации процедур банкротства организаций-должников;
5. организация работы по проведению реструктуризации задолженности налогоплательщиков по налогам и сборам, а также пеням и штрафам;
6. взаимодействие с правоохранительными, контролирующими органами и другими ведомствами.

Отделы выездных проверок:
1. подготовка и проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков – юридических лиц;
2. предпроверочная подготовка выездной налоговой проверки;
3. формирование требований о предоставлении документов;
4. составление акта выездной налоговой проверки.

Необходимость четкого взаимодействия отделов инспекции и ее сотрудников учитывается при подготовке положений об отделах и должностных инструкций каждого налогового инспектора. Поскольку эти документы носят достаточно долгосрочный характер, в них находят отражение наиболее важные и стабильные точки соприкосновения с другими подразделениями.

2.Деятельность одела обработки данных Практически на всех предприятиях, особенно на предприятиях государственного подчинения, существуют общие отделы. Их название варьируется - это может быть отдел общего делопроизводства, отдел обработки данных, управление делами и т.д., но самое главное - суть данного подразделения остается одинаковой на всех предприятиях независимо от названия и заключается она в организации потоков документов на данном предприятии (приказов, распоряжений, поручений, писем и т.д.). 2.1. Основные принципы организации канцелярской работы Основным принципом документооборота является то, что ни у кого не существует локальных архивов документов. Любой входящий документ, не попавший в общий архив документов, является потенциальным клиентом на неисполнение. В организации есть соответствующая служба, а именно канцелярия, которая отвечает за прохождение документов. Документы, не учтенные в канцелярии, теряются чаше всего. Для полноты картины документооборота на предприятии система документооборот не должна заканчиваться на ответственных исполнителях, т.е. система автоматизации документооборота организации не должна замыкаться только на канцелярии, а должна иметь продолжение в системах управления документооборотом подразделений организации. 2.2. Типы документов, классификация и их взаимосвязи Типов документов, используемых в работе предприятия, достаточно много (их число доходит до 500-600). В то же время, с точки зрения канцелярии основных видов документов бывает весьма небольшое количество, а именно всего на всего 3 вида: Входящие. Это документы, которые поступили на предприятие от внешних партнеров. Большинство входящих документов должны порождать соответствующие исходящие, причем в заранее установленные сроки. Сроки устанавливаются или нормативными актами, предписывающими то или иное время ответа на соответствующий входящий документ, или сроком исполнения, указанным непосредственно во входящем документе. Исходящие. Большинство исходящих документов являются ответом организации на соответствующие входящие документы. Некоторая часть исходящих документов готовиться на основе внутренних документов предприятия. Небольшое число исходящих документов может требовать поступления входящих документов (например, запросы в сторонние организации типа:"Прошу дать справку по вопросу ... в срок до ..."). Внутренние. Данные документы используются для организации работы предприятия. Через канцелярию проходят не все внутренние документы, а только переписка наиболее крупных структурных подразделений предприятия (особенно если они территориально разнесены) и приказы руководства предприятия. Так же через канцелярию проходят внутренние документы, порождающие исходящие. В частности, по общим правилам делопроизводства единственный способ отправить запрос, письмо или материалы во внешнюю организацию это направить внутренний документ в канцелярию, где его преобразуют в исходящий и отправят в стороннюю организацию. Документы каждого из этих видов могут быть достаточны разнообразны. Это могут быть письма, распоряжения, циркулярные указания и т.д. Обычно под типом документа на предприятии понимается именно эти деления, причем еще более детализованные (допустим, если письма, то чему посвященные - жалобы, предложения, пожелания и т.д.). Всего все документы, проходящие через общий отдел, обладают уникальным регистрационным номером (возможно, свои алгоритмы построения номеров для каждого из типов документов). Мало того, любая бумага, не имеющая регистрационного номера - это просто бумага, а не документ. Документом ее делает именно наличие на ней регистрационного номера. 2.3. Атрибуты документов Атрибуты документов у каждого партнера весьма разнообразны. В то же время можно выделить общую часть атрибутов, которые встречаются практически во всех организациях. Причем эти общие атрибута несколько различны у всех типов канцелярских документов. 2.3.1.Общие атрибуты документов Основным атрибутами канцелярского документа являются: Регистрационный номер документа. Данный номер однозначно позволяет сослаться на документ, прошедший через канцелярию. Структура регистрационного номера может быть различна для исходящих, входящих и внутренних документов. Структура регистрационного номера определяется в каждой организации самостоятельно. Источник документа (контрагент). Указывает, откуда получен документ. Для входящих документов это сторонняя организация, для внутренних и исходящих документов это или подразделение или конкретное лицо из руководства предприятия. Ответственный исполнитель документа. Указывает сотрудника предприятия, которому поручено исполнение данного документа или который разработал данный документ (для исходящих и внутренних). Исполнитель документа всегда один и только один. Иногда встречаются два исполнителя документа (для документов длительного исполнения при сменен кадрового состава предприятия). Код документа по номенклатуре дел предприятия. Данный атрибут относит документ к тому или иному кругу типовых вопросов, решаемых предприятием в своей производственной деятельности. Номенклатура дел - это формальный список дел предприятия, который утверждается заранее на определенный период времени (обычно на год). Ранее данная номенклатура являлась достаточно статичной, в современных условиях номенклатура дел является высоко динамичным документом, который может обновляться 1-4 раза в год. 2.3.2.Атрибуты, зависящие от типов документа В документах могут быть атрибуты, специфические для данного типа документа. Входящие документы имеют кроме базовых атрибутов еще: Контрольный срок исполнения. Данный атрибут берется или непосредственно из входного документа (где он может быть указан) или из типа входного документа, которая определяет сроки ответа на те или иные входные документы (например, заявление граждан о предоставлении гражданства СССР должны быть рассмотрены в течении 6 месяцев со дня подачи заявления в консульский отдел). Контролирующее лицо. Обычно это одно из первых лиц предприятия, которое назначает конкретного исполнителя документа и ставить резолюцию "Об исполнении доложить" Данный атрибут проставляется не на всех входящих документах, а только на наиболее важных, ответственных. Не пустой аргумент вызывает необходимость в случае завершения обработки документа посылать сообщения о прохождении документа соответствующему субъекту. Внутренние документы помимо стандартных атрибутов могут обладать еще следующими: Список подразделений предприятия для ознакомления. Контрольный срок ознакомления или исполнения. Список исполнителей документа. Исходящие документы имеют следующие дополнительные атрибуты: Документ-основание. Этот атрибут есть всегда, т.к. исходящий документ всегда порождается на основе или входящего или внутреннего. Список рассылки. Контрольный срок ответа. Данный атрибут встречается редко и не во всех организациях. В конкретных организациях данные атрибуты могут носить различные наименования или добавляться дополнительными атрибутами, часто большим количеством. Но перечисленные выше атрибуты присутствуют во всех канцеляриях предприятий. 2.3.3.Взаимосвязи документов Все документы, проходящие через канцелярию, являются связанными документами, в том смысле, что большинство из них ссылается на другие документы. Наиболее типичным случаем является входящий документ, который практически всегда порождает соответствующий ему исходящий. Без связей как таковых могут появляться только внутренние и входящие документы. Причем входящие документы могут иметь связи как на исходящие, которые вызывают их появление, так и на другие входящие на рис. 1. Все документы связаны как в системе управления документами, так и в системе контроля исполнения (как принадлежащие одной работе). В этом смысле здесь наблюдается некоторое дублирование связей. Связи в большинстве случаев направленные по принципу: "главный-подчиненный". Иногда встречаются ненаправленные связи, которые объединяют родственные документы (документы, посвященные одному вопросу). Характеристика функций отделов - student2.ru Рис. 1. Взаимосвязи документов в канцелярии 2.4.Типовые процессы канцелярии Основным процессом канцелярии является прохождение по предприятию входных документов. Канцелярия отвечает за сроки исполнения входных документов, точнее выполняет фискальные функции: кто и когда задержал выполнение документа. При этом существует два основных маршрута прохождения документа: Непосредственно исполнителю. На принятие решения в центральный аппарат. Причем второй маршрут означает то, что почти наверняка этот документ будет поставлен на контроль. В то же время не следует путать со вторым маршрутом документы, которые поступают на исполнение в центральный аппарат предприятия (например, если на циркулярном письме стоит "Директорам предприятий..."). Такие документы (поступающие на исполнение в центральный аппарат) характеризуются тем, что ответственным исполнителем для них является один из директоров предприятия (или их замов). Для документов, проходящих по второму маршруту, ответственным исполнителем является кто-то из руководителей среднего звена, а директорат осуществляет контроль за результатами работы (а то и этого не делает). По существующей практике работы канцелярий крупных организаций на контроль ставятся только дела, проходящие по второй схеме. Причем, как известно из жалоб работников канцелярий, дела, проходящие по первой схеме, часто "провисают", т.е. теряются в ходе обработки. Если в дальнейшем кому то из директоров придет в голову получить информацию о таком деле, то в канцелярии возникают достаточно большие проблемы. Характеристика функций отделов - student2.ru Рис. 2. Процесс прямой обработки входящего документа Значительная часть проблем канцелярии возникает из-за того, что она обязана контролировать только ответственных исполнителей, а не полную цепочку обработки документа. Полная цепочка обработки документа контролируется на уровне систем организации документооборота отдела или на уровне специального делопроизводства Характеристика функций отделов - student2.ru Рис. 3. Схема обработки документа с контролем директора 2.5. Отчетность канцелярии о проделанной работе Основным результатом работы канцелярии являются отчеты, которые она предоставляет руководству предприятия о потоке документов на предприятии. Отчеты условно можно разделить на две большие группы: Оперативные. Они выводятся или ежедневно или еженедельно. Основное их назначение - получить объективную картину информации для оперативного управления. Аналитические. Они служат для анализа общей картины документооборота на предприятии. Типичные периоды вывода отчетов данной группы - месяц, квартал, полугодие, год. Рассмотрим основные отчеты, т.е. такие отчеты, которые присутствуют практически в каждой канцелярии. 2.5.1.Оперативные отчеты Назначение данного вида отчетов - получение информации для оперативного управления предприятием. Они готовятся на различную глубину - от одного дня и до недели. Основное их содержание - список работ, которые должны быть завершены в ближайшее время. Получатели отчетов - ответственные исполнители и руководство предприятия. Отчеты бывают сводными и индивидуальными. Индивидуальные отчеты представляют собой сводку работ, находящихся в компетенции того или иного должностного лица. Сводный отчет - это список работ, находящихся в стадии завершения на заданный период времени (возможно, разделенный на отдельные подразделы по различным признакам). Сводные отчеты поступают к руководству предприятия или к руководству канцелярии для общего контроля за процессом делопроизводства. Индивидуальные отчеты поступают непосредственно к исполнителям или контролирующим лицам. При рассмотрении отчетов не производится их группировка (т.е. на самом деле отчетов может быть и меньше, если использовать специализированные фильтры). У каждого оперативного отчета должен быть фильтр, задающий интервал времени в который происходит окончание работ. Данные этого фильтра помещаются в заголовок отчета. Типичными примерами таких отчетов могут являться: Завершающиеся работы по исполнителям Сводный отчет по подразделениям организации Сводный отчет по контрагентам 2.5.2. Аналитические отчеты Аналитические отчеты выдают информацию о проделанной работе. Хотя, существуют достаточно стандартные формы отчетов, каждая организация может захотеть иметь собственные формы отчетов (в том числе и матричные). Данные отчеты служат для планирования работы организации в дальнейшем, для анализа номенклатуры предприятия списка контрагентов и т.д. аналитические отчеты могут выдаваться по отдельным структурным подразделениям организации. Отчеты должны давать картину работы предприятия за определенный период времени. Следовательно, в фильтр отчета нужно ввести параметр - время анализа. В нем можно задавать или произвольный интервал времени или фиксированный и понятный интервал времени: За месяц (указывается месяц и год, по умолчанию текущий). За квартал (по умолчанию текущий квартал). За год (по умолчанию текущий год). Аналитические отчеты выдаются сравнительно редко. Часто их оформляют в виде отдельного издания и распространяют по всей организации. В связи с этим к ним предъявляется достаточно высокие требования по качеству оформления. В общем случае они должны включать логотипы предприятия, гербы и прочую графическую символику. Примеры таких отчетов: Исполненные документы по исполнителям Исполненные документы по контрагентам Исполненные документы по номенклатуре  

Заключение

В ходе практики в ИФНС по Ленинскому району г. Новосибирска мною были получены навыки работы с налоговой документацией и по организации работы инспекции с налогоплательщиками.

В процессе прохождения практики мною была изучена организация работы налогового органа, основная задача которого состоит в обеспечении контроля за соблюдением налогового законодательства и выполнения плана поступления в бюджет налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

В ходе практики я поняла, что для налоговой инспекции канцелярия является центром документооборота ,она тесно связана с документооборотом подразделений предприятия, с системами поддержки решений принятия и другими подразделениями. В общем случае ее можно рассматривать как систему, осуществляющую координацию остальных подсистем документооборота, своеобразного ядра системы автоматизации производственной деятельности предприятия. Роль ее достаточна велика ,так как она отвечает за сбор и распределение информации, за связи с внешними организациями (вне основного производственного процесса).

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации

2. Налоговый кодекс РФ. Часть первая : Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004.

3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – (Серия «Высшее образование»).

4. Налоги и налогообложение. 4-е изд./Под.ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – СПб.: Питер, 2003.

5. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г.Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000.

Министерство образования и науки РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Наши рекомендации