Административный способ защиты прав налогоплательщиков
Административный способ защиты прав налогоплательщиков заключается в разрешении возникших разногласий в рамках системы налоговых органов бе j передачи спора в суд. Данный способ предполагает подачу письменной жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа на акт налогового органа, действие или бездействие его должностного лица. На практике споры, возникшие между налогоплательщиками и налоговыми органами, могут быть разрешены и без подачи жалобы в вышестоящий орган, путем обращения в тот орган, который нарушил права налогоплательщика.
Если налогоплательщик решает подать жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, то он обязан подать ее в трехмесячный срок со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. При пропуске указанного срока заявитель, подающий жалобу, обосновывает причину пропуска и просит восстановить срок. Если причина является уважительной, то срок может быть восстановлен соответствующим вышестоящим органом или вышестоящим должностным лицом налогового органа.
Причинами пропуска срока могут быть для физических лиц (включая индивидуальных предпринимателей) болезнь, семейные обстоятельства, выполнение общественных обязанностей (например, направление на военные сборы), случаи длительного отсутствия (служебные командировки) и т. п. Для юридических лиц уважительными причинами являются либо форс-мажорные обстоятельства, такие как военные действия, наводнения, землетрясения, эпидемии и т.п., либо действия самих налоговых или
правоохранительных органов, например изъятие необходимых для обжалования документов и материалов. Но в любом случае подающий жалобу и пропустивший срок на ее подачу обязан подтвердить документально наличие уважительной причины, приложив соответствующие документы к жалобе. Если налогоплательщик не представил документы, подтверждающие причину пропуска срока подачи жалобы, то вышестоящий налоговый орган по каждому конкретному случаю вправе осуществить его восстановление.
Жалоба пишется в произвольной форме, но должна включать в себя следующие элементы:
1) наименование налогового органа и должностного лица, которому подается жалоба;
2) фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, его идентификационный номер. Для юридических лиц — наименование, адрес,
ИНН;
3) заголовок с указанием объекта жалобы, наименования на
логового органа и обжалуемого акта, действия или бездействия;
4) основания жалобы, которые включают факты допущенных
нарушений, обстоятельства и мотивы, вызвавшие необходимость
защиты нарушенных прав;
5) содержание требований (отмена акта, принятие мер и т.п.);
6) подпись заявителя и дату написания жалобы.
Налогоплательщик или его представитель может непосредственно вручить жалобу вышестоящему налоговому органу или отправить ее по почте. Поступившие в налоговый орган жалобы в обязательном порядке регистрируются. Лицо, подавшее жалобу, до принятия по ней решения вправе отозвать ее, направив соответствующее заявление. Но в данном случае повторная подача жалобы по тем же основаниям и в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу не допускается. Такая повторная подача жалобы на тот же акт, действие или бездействие налогового органа (должностного лица) возможна в случае, когда имеются дополнительные основания обжалования, новые факты, обстоятельства. При этом срок подачи повторной жалобы также составляет три месяца со дня, когда заявитель узнал об этих основаниях.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта. Однако если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточно оснований полагать, что обжалуемый акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта принимается руководителем вышестоящего налогового органа либо руководителем налогового органа, принявшим такой акт. Это решение в обязательном порядке сообщается лицу, подавшему жалобу.
В соответствии со статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. Рассмотрение жалобы осуществляется обычно заочно, т. е. без вызова на ее рассмотрение самого заявителя вышестоящим налоговым органом или вышестоящим должностным лицом. Однако для уточнения или пояснения позиции налогоплательщика возможно и его приглашение на рассмотрение жалобы, что, правда, практикуется крайне редко. Порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков установлен Письмом. Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 5 апреля 2001 г. № ВП-6-18/274.
По итогам рассмотрения жалоб вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе принять одно из следующих решений:
1) оставить жалобу без удовлетворения. Данное решение основывается на фактах и обстоятельствах, которые не подтверждают правильность требований заявителя, либо в жалобе указываются необоснованные претензии, отсутствуют какие-либо нарушения со стороны налоговых органов;
2) отменить акт налогового органа и назначить дополнительную
проверку. Отмена акта вышестоящих налоговых органов производится, когда в обжалуемом акте не исследованы материалы или отсутствуют подтверждающие факты нарушений документы. Также акт может быть отменен, если не доказана вина лица, совершившего нарушения, либо обжалуемый акт вынесен с нарушением процедурных норм. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо), отменяя акт налогового органа, выносит одновременно решение о проведении дополнительной проверки. Такая проверка может быть проведена как самим вышестоящим налоговым
органом, так и налоговым органом, издавшим отмененный акт;
3) отменить решение и прекратить производство по делу о на логовом правонарушении. Такое решение может быть принято в случае, когда дело о налоговом правонарушении по формальным причинам не подлежало возбуждению, а также когда возникли дополнительные обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения производства о налоговом правонарушении;
4) изменить решение или вынести новое решение. Изменение решения производится вышестоящим налоговым органом, когда какая-либо часть содержащихся в обжалуемом решении выводов не отражает обстоятельства дела или некоторые выводы и решения по ним не соответствуют законодательству о налогах и сборах. На мнение или вынесение нового решения могут повлиять и представ ленные в жалобе вышестоящему налоговому органу новые факты и доказательства, подтверждающие частичную ошибочность выводов, сделанных нижестоящим органом в обжалуемом решении.
По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган вправе вынести решение по существу обстоятельств, указанных в жалобе. Однако прежде чем вынести такое решение, вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) проводит всестороннюю проверку фактов, а в некоторых случаях назначает служебное расследование. Данное расследование является внутриведомственным действием руководителя налогового органа в отношении должностного лица, действие или бездействие которого обжалуется.
Решение налогового органа по жалобе принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу. В решении также указываются обстоятельства дела, факты, выводы, на основании которых было принято соответствующее решение.
Административный способ защиты прав налогоплательщиков имеет ряд преимуществ и недостатков. Преимущества данного способа защиты заключаются в следующем:
во-первых, упрощенная процедура защиты прав (отсутствие необходимости прибегать к услугам юристов, возможность самостоятельно или через представителя направлять жалобу и не присутствовать при ее рассмотрении и т.п.);
во-вторых, более быстрое рассмотрение жалобы (поскольку срок ее рассмотрения четко установлен законодательством и значительно меньше срока рассмотрения в суде);
в-третьих, отсутствие дополнительных затрат (при подаче жалобы не уплачивается государственная пошлина);
в-четвертых, даже отрицательное решение по жалобе позволяет налогоплательщику более тщательно уяснить не только позицию налогового органа, но и скорректировать свою и лучше подготовиться к защите при обращении в суд.
Основным недостатком административного способа защиты прав налогоплательщиков является его низкая эффективность. Большинство жалоб остаются без удовлетворения, и это связано в основном с тем, что налоговые органы продолжают в своей деятельности ссылаться на нормативные акты и указания, изданные Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, о которых налогоплательщик не знает. А в ряде случаев вышестоящий налоговый орган выносит решения по проблемным вопросам, как бы заполняя своими актами пробелы в законодательстве.
Даже в таких странах, как Канада, Франция, Италия, Дания, при административном способе защиты позиция налогоплательщиков подтверждается лишь в одном-двух случаях из десяти1. В настоящее
1 См.: Rafaelli L. Candono fiscale 1999. - Milano, 2000. - P. 145.
время, по данным Министерства по налогам и сборам, чуть более 10 процентов жалоб удовлетворяются полностью или частично. Поэтому на практике многие налогоплательщики для защиты своих прав не используют административный способ защиты или, направив жалобу в вышестоящий налоговый орган и получив отрицательный ответ, обращаются к судебной защите своих прав. Ниже приводится образец жалобы на решение налогового органа.