Налоговые правонарушения, ответственность
За которые предусмотрена Налоговым кодексом
Российской Федерации
В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено 12 видов подлежащих наказанию общих налоговых правонарушений, совершенных налогоплательщиками, налоговыми агентами, экспертами, переводчиками и специалистами. Рассмотрим последовательно все виды налоговых правонарушений.
Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе
1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83
настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в
налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83
настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в
налоговом органе на срок более 90 дней
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный законодательством порядок учета налогоплательщиков в целях государственного налогового контроля.
Объективная сторона правонарушения выражается в форме бездействия, т.е. неисполнения налогоплательщиком обязанности подать в соответствующий орган в установленный срок заявление о постановке на учет. К тому же размер штрафа за нарушение срока постановки на учет увеличивается в два раза, если бездействие носит продолжительный характер (свыше 90 дней).
Субъектами данного правонарушения могут быть организации и индивидуальные предприниматели. При этом законом не предусмотрена обязанность физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, подавать в налоговый орган заявление о постановке на учет по месту жительства. Следовательно, данные лица не являются субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
Субъективная сторона правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако умышленная форма вины в данном составе правонарушения не является отягчающим обстоятельством и не влияет на размер ответственности.
Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом
органе
1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
влечет взыскание штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей.
2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более трех
месяцев
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 дней.
Объект данного правонарушения совпадает с объектом противоправного деяния, предусмотренного статьей 116 Налогового кодекса Российской Федерации.
Объективная сторона выражается в бездействии налогоплательщика. При этом неподача им в установленный срок заявления о постановке на учет должна сопровождаться ведением предпринимательской деятельности. В то же время обязанность доказать факт ведения налогоплательщиком деятельности лежит на налоговом органе. Отсюда вытекает и метод расчета санкции, согласно которому базой для исчисления штрафа является сумма полученного дохода за время ведения деятельности без постановки на учет.
Субъектами данного правонарушения являются организации и индивидуальные предприниматели.
Субъективной стороной правонарушения является прямой умысел, поскольку лицо сознает противоправный характер своего бездействия.
Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке
Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Непосредственным объектом данного правонарушения являются интересы государства в области информации об имеющихся у налогоплательщика банковских счетах. Это позволяет налоговому органу реализовать свое право бесспорного взыскания суммы налога и пени, а также заявлять ходатайство об обеспечении иска путем наложения ареста на соответствующую денежную сумму, находящуюся на счете, при взыскании недоимки в судебном порядке.
Объективная сторона характеризуется бездействием налогоплательщика, выразившимся в неисполнении обязанности письменно уведомить налоговый орган об открытии или закрытии банковских счетов в течение 10 дней после такого открытия или закрытия. Необходимо заметить, что законодательством карается лишь факт нарушения срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации для сообщения налоговому органу, а не нарушение формы такого сообщения.
Субъектами данного правонарушения могут быть организации или индивидуальные предприниматели.
Субъективная сторона выражена как в форме прямого умысла, так и в форме неосторожности.
Статья 119. Непредставление налоговой декларации
1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового
правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
2. Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации
в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления
такой декларации
влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Объектом правонарушения являются интересы государства в области получения информации о доходах и расходах налогоплательщиков, об источниках доходов и иных сведений, связанных с исчислением и уплатой налогов.
Объективная сторона выражается в бездействии, поскольку налогоплательщик игнорирует исполнение своей обязанности представить в установленный срок в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по каждому налогу, подлежащему уплате. Квалифицирующим признаком данного правонарушения, влекущим применение более строгих мер ответственности, признается превышение просрочки представления налоговой декларации более чем на 180 дней. Следует также помнить, что к данному признаку не будет отнесено и нарушение представленной формы декларации, так как налоговая декларация должна быть заполнена на бланке установленной формы, а в некоторых, установленных законом, случаях — на дискете или ином носителе, допускающем компьютерную обработку.
Субъектами данного правонарушения могут быть только налогоплательщики—организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, если законодательством о налогах и сборах на них возложена обязанность представлять налоговую декларацию.
Субъективная сторона может быть выражена в форме умысла и в форме неосторожности.
Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
1. Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
2. Те же деяния, если они совершены в течение более одного на
логового периода,
влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
3. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы,
влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы
неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются защищаемые законом интересы государства в сфере достоверности бухгалтерского и налогового учета. Обеспечение полного и достоверного отражения финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете, в свою очередь, предполагает правильное исчисление налоговой базы по подлежащим уплате налогам.
Объективная сторона правонарушения заключается как в бездействии, так и в совершении активных действий, грубо нарушающих правила учета. Специфика объективной стороны данного правонарушения, предусмотренного разными пунктами статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации, такова, что одно и то же деяние виновного лица может подпадать одновременно под каждый из них. Однако по общим правилам квалификации подлежит применению только та норма, которая полностью охватывает все признаки совершенного правонарушения.
Субъектами правонарушения могут быть только организации.
Субъективная сторона допускает совершение правонарушения как умышленно (отсутствие счетов-фактур, регистров бухгалтерского учета), так и по неосторожности (неправильное отражение в отчетности хозяйственных операций). При этом размер санкции за совершение правонарушения не зависит от формы вины.
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога
1. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)
влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
2. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно,
влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.
Объектом этого правонарушения являются охраняемые законом интересы государства в полноте и своевременности поступления налогов в бюджет.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в занижении налогооблагаемой базы или неправильном исчислении налога по итогам налогового периода, что влечет за собой вредные последствия — неуплату или неполную уплату налога, в результате чего образуется задолженность налогоплательщика перед бюджетом.
Субъектами правонарушения могут выступать любые налогоплательщики: организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям.
Субъективной стороной правонарушения является либо неосторожность, либо умысел. Здесь возникает ситуация, когда имеющийся у лица умысел порождает новый состав правонарушения, предусматривающий более тяжкую ответственность. Так, за деяния, совершенные умышленно, размер штрафа увеличивается вдвое. Необходимо помнить, что обязанность доказывания наличия умысла у налогоплательщика возложена законодательством на налоговые органы.
Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом,
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, под-, лежащей перечислению.
Объектом данного правонарушения является публичный порядок в сфере взимания налога, а равно финансовые интересы государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Объективная сторона выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налоговым органом обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах. При этом ответственность наступает только тогда, когда налоговый агент имел реальную возможность удержать и перечислить налог. Если же в распоряжении налогового агента нет источника для удержания дохода (отсутствие денежных средств налогоплательщика), объективная возможность удержать и перечислить налог отсутствует. Следовательно, на налогового агента при таких обстоятельствах не может возлагаться ответственность, предусмотренная данной статьей.
Субъектами правонарушения могут быть только налоговые агенты.
Субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Однако форма вины не влияет на размер штрафа. В то же время не может быть взыскана с налогового агента вся сумма налога, не удержанная им с налогоплательщика.
Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест,
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Объектом в данном случае являются интересы государства в сохранности арестованного имущества налогоплательщика, поскольку такой арест обеспечивает исполнение обязанности по уплате налога.
Объективная сторона правонарушения представляет собой действия, нарушающие установленные Налоговым кодексом Российской Федерации ограничения по владению, пользованию и распоряжению арестованным имуществом.
Субъектами данного правонарушения могут быть налогоплательщики или налоговые агенты, которым вверено арестованное имущество.
Субъективной стороной является прямой умысел, так как лицо знает, что его действия нарушают установленные в отношении арестованного имущества ограничения, и желает так действовать.
Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком
(налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных
сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами
законодательства о налогах и сборах,
влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
2. Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся
у нее документы, предусмотренные настоящим Кодексом, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное
уклонение от предоставления таких документов либо предоставление
документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и
сборах, предусмотренного статьей 1351 настоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.
Объектом правонарушений являются охраняемые законом интересы государства в получении полной и достоверной информации о хозяйствующих субъектах и их деятельности. Правонарушения, предусмотренные другими пунктами статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, хотя и посягают на один и тот же объект, но различаются по остальным элементам состава.
Объективная сторона правонарушений может быть выражена как в форме бездействия — игнорирование обязанности представить сведения, так и в форме активных действий — прямой отказ или представление документов с заведомо ложными сведениями.
Субъектами правонарушения являются налогоплательщики — организации либо физическое лицо, а также налоговые агенты. Исключение составляют банки, поскольку ответственность за непредставление налоговым органам сведений по операциям и счетам налогоплательщиков предусмотрена для них статьей 135 главы 18 Налогового кодекса Российской Федерации.
Субъективной стороной правонарушения может быть как умысел, так и неосторожность.
Статья 128. Ответственность свидетеля
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,
влекут взыскание штрафа в размере тысячи рублей.
Неправомерный отказ свидетеля отдачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний
влекут взыскание штрафа в размере тысяч рублей.
Объектом противоправного посягательства является право государства в лице налоговых органов на получение полной и достоверной информации о новых обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля.
Объективная сторона правонарушения может состоять в активных действиях и в бездействии. В Налоговом кодексе Российской Федерации не регламентирован порядок вызова лица для дачи свидетельских показаний. Однако применение мер ответственности по данной статье возможно только при наличии доказательств, подтверждающих, что лицо было своевременно извещено в письменной форме о привлечении его в качестве свидетеля. При этом законом преследуется только неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний. Как ложные показания следует рассматривать любые сообщенные свидетелем сведения, не соответствующие действительности или искажающие реальные факты и обстоятельства.
Субъектом ответственности выступает лицо, вызываемое в качестве свидетеля.
Субъективная сторона данного правонарушения предполагает наличие у виновного лица умысла. Свидетель сознает, что нарушает право налоговых органов на достоверную информацию, и желает этого.
Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода
1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в про
ведении налоговой проверки
влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.
2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода
влечет взыскание штрафа в размере одной тысячи рублей.
Объектом посягательства являются интересы государства в получении объективной информации в процессе осуществления налогового контроля.
Объективной стороной признается деяние, совершенное путем активных действий, т. е. отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки либо дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода.
Субъектами правонарушения могут быть только физические лица, привлекаемые для участия в налоговой проверке.
Субъективная сторона предполагает наличие умысла. Для наступления ответственности эксперта или переводчика налоговый орган обязан будет доказать, что эксперт намеренно дал ложное заключение, а переводчик умышленно исказил перевод. Ошибки, допущенные экспертом в заключении и переводчиком при переводе, допущенные по небрежности, в результате заблуждения или недостатка знаний, не образуют состава данного правонарушения.
Статья 1291. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение)
лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это
лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 на стоящего Кодекса,
влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного
года,
влекут взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Объектом правонарушения является право государства в лице налоговых органов на информацию, необходимую для осуществления налогового контроля, в том числе и контроля за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам.
Объективная сторона может характеризоваться как действием — несвоевременное сообщение сведений, которые лицо должно сообщить, так и бездействием — несообщение таких сведений.
Субъектами правонарушения являются любые лица, обязанные сообщать налоговым органам любые сведения, необходимые для налогового контроля. К таким органам относятся:
а) органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы;
б) органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по
месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц;
в) органы, осуществляющие регистрацию недвижимого имущества и сделок с ним;
г) нотариусы, органы ГИБДД и т.д.
Субъективная сторона выступает как в форме умысла, так и в форме неосторожности, что, однако, не влияет на размер ответственности.
В отдельную группу правонарушений выделены нарушения законодательства о налогах и сборах, совершенные кредитными организациями (банками). Правонарушения данной группы объединяет не только субъективный состав, а их направленность — все они направлены против функционирования налоговой системы. Известно, что экономическая роль банков заключается в выполнении ими функций финансового посредника между хозяйствующими субъектами. В руках банков сосредоточены все расчетные операции, счета налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей. Одновременно банк сам является налогоплательщиком и исполняет функции налогового агента. Поэтому соблюдение банками норм налогового законодательства в ходе осуществления банковской деятельности имеет большое значение для эффективного функционирования налоговой системы государства. Наиболее значимая роль крупных организаций проявляется, например, в системе налогового контроля над операциями и расчетами налогоплательщиков, поскольку в случае массового нарушения банками норм налогового законодательства налоговые органы утратят контроль над экономическими отношениями в стране, что приведет ко многим налоговым процессам.
В соответствии с главой 18 части первой Налогового кодекса к налоговым правонарушениям банков относятся:
Статья 132. Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику
1. Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица
влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
2. Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем
влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются финансовые интересы государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Объективная сторона — нарушение банком установленного порядка открытия счетов организаций и индивидуальных предпринимателей, а также несоблюдение обязанности сообщать сведения об открытии или закрытии счетов.
Субъективная сторона данного правонарушения — прямой умысел.
Статья 133. Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора
Нарушение банком установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора
влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
Объектом правонарушения по данной статье являются финансовые интересы государства, связанные со своевременным поступлением доходов в бюджет.
Объективная сторона правонарушения — нарушение банком установленного срока исполнения поручения налогоплательщика или налогового агента о перечислении налога или сбора. При этом срок применения санкции начинает исчисляться на следующий день после операционного дня, в течение которого должно быть исполнено поручение о перечислении.
Субъективная сторона этого правонарушения — умысел или неосторожность.
Статья 134. Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента
Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд),
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности.
Объект правонарушения — интересы государства по исполнению обязанностей по начислению платежей в бюджет или внебюджетный фонд.
Объективная сторона состоит в исполнении банком, при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента, поручения на перечисление денежных средств другому лицу, если такое перечисление не имеет приоритета перед требованиями налогового органа в соответствии с законодательством.
Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле или неосторожности.
Статья 135. Неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пени
1. Неправомерное исполнение банком в установленный настоящим
Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или
сбора, а также пени
влечет взыскание пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.
2. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия
денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента, в отношении которых в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса в банке находится инкассовое поручение налогового органа,
влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.
Объектом правонарушения является публичный порядок в сфере ответственности за нарушения налогового законодательства.
Объективная сторона заключается в неисполнении банком решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени. Неисполнение данного решения налогового органа может возникнуть и по причине совершения банком действий по созданию ситуации, когда на счете налогоплательщика отсутствуют денежные средства. Такая ситуация может возникнуть в результате заключения мнимых и притворных сделок между налогоплательщиком и банком.
Субъективная сторона этого правонарушения — прямой умысел.
Статья 1351. Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка
1. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок при отсутствии признаков правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи,
влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
2. Непредставление банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный настоящим Кодексом срок
влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.
Объектом правонарушения является публичный порядок в сфере налогового контроля.
Объективная сторона данного правонарушения заключается в несвоевременном представлении банком по мотивированному запросу налогового органа информации по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
Субъективная сторона правонарушения выражается в умысле или неосторожности.
§ 3. Административные правонарушения в сфере налогообложения
Под административным правонарушением в сфере налогообложения следует понимать налоговые правонарушения, ответственность за совершение которых установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 2002 г. (КоАП) представляет собой законодательный акт, обеспечивающий защиту законных экономических интересов государства, в том числе и основ налоговой системы Российской Федерации, от административных правонарушений. КоАП устанавливает исчерпывающий перечень видов административных наказаний и порядок их применения, а также меры по предупреждению административных правонарушений, в том числе в сфере налогообложения.
Элементами административного правонарушения в сфере налогообложения являются: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона и субъект правонарушения. Во многом содержание элементов данного вида административного правонарушения совпадает с налоговыми правонарушениями, однако необходимо отметить и существенные отличия. Так, субъектами административной ответственности за совершение нарушений норм законодательства о налогах и сборах являются должностные лица организаций (как правило, руководитель и главный бухгалтер).
Должностное лицо организации подлежит привлечению к административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в сфере налогообложения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей, выразившимся в нарушении руководимой им организацией налогового законодательства. В данном случае под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организациях. Именно должностные лица своими распоряжениями или указаниями могут способствовать нарушению законодательства о налогах и сборах.
В отдельных случаях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях выделяет в качестве субъектов административной ответственности физических лиц (индивидуальных предпринимателей) и организации (банки).
К административной ответственности может привлекаться лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения шестнадцати лет. При этом с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, специальными органами указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему иных мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством.
Организации {банки) признаются виновными в совершении административного правонарушения только в том случае, если будет установлено, что у них имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность. При этом должно быть также установлено, что данное юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению. Говоря о субъектах административной ответственности, следует помнить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 2.1 КоАП назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за правонарушение виновное физическое лицо (руководителя организации или главного бухгалтера), равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Субъективная сторона административного правонарушения в сфере налогов и сборов характеризуется формой вины. Как и в налоговом правонарушении, она выступает как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
В соответствии с положениями главы 15 «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг» (статьи 15.3— 15.10) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено восемь составов подлежащих наказанию административных правонарушений в сфере налогообложения:
1)нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
2)нарушение срока представления сведений об открытии или
о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
3)нарушение сроков представления налоговой декларации;
4)непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
5)нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;
6)нарушение срока исполнения поручения о перечислении
налога или сбора (взноса);
7)неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;
8)неисполнение банком поручения государственного внебюджетного фонда.
К административным правонарушениям относится грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности. Под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов.
За совершение административных правонарушений в сфере налогов и сборов применяется только один вид административного наказания — административный штраф, который налагается как на граждан (от 1 до 3 МРОТ), так и на должностных лиц (до 50 МРОТ) и юридических лиц (от 400 до 500 МРОТ). При назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное или финансовое положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено данное наказание. В случае совершения лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое правонарушение. Постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о налогах и сборах должно быть вынесено в течение одного года со дня его совершения.