Понятие, формы и методы налогового контроля
Главной задачей при осуществлении налогового контроля является контроль за соблюдением налогового законодательства. Налоговый контроль представляет собой систему действий налоговых и иных государственных органов по надзору за выполнением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами норм налогового законодательства. В соответствии с законодательством налоговый контроль возлагается на налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов. При этом таможенные органы вправе осуществлять контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Органы государственных внебюджетных фондов осуществляют полномочия по налоговому контролю за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, поступающих в соответствующие государственные внебюджетные фонды.
Следует отметить, что в процессе осуществления мероприятий по налоговому контролю и налоговые органы, и таможенные органы, и органы государственных внебюджетных фондов активно взаимодействуют друг с другом, а также с другими министерствами и ведомствами, входящими в систему органов исполнительной власти (Счетной палатой Российской Федерации, Министерством финансов, Министерством внутренних дел, Федеральной службой безопасности и др.).
Правовой основой такого сотрудничества выступают нормы действующего законодательства, а практическая координация действий осуществляется на основании заключенных между указанными органами соглашений. В соответствии с данными соглашениями указанные органы предоставляют друг другу имеющиеся у них материалы о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению.
В настоящее время заключены соглашения между:
1) Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации о взаимном информационном обмене от 8 июня 2000 г.;
2) Пенсионным фондом Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по информационному взаимодействию от 12 июля 2001 г.;
3) территориальными органами федерального казначейства
Министерства финансов Российской Федерации и налоговыми,
органами о порядке обмена информацией в ходе исполнения доходной части федерального бюджета (утверждено совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21 февраля 2001 г. № 14-н) и др.
Контроль за соблюдением налогового законодательства вправе проводить и финансовые органы, в частности органы федерального казначейства, в целях проверки полноты и своевременности исполнения банками операций по перечислению налогов в доход соответствующего бюджета. Контрольные функции по проверке использования юридическими лицами налоговых льгот возложены на Счетную палату Российской Федерации.
Порядок осуществления налогового контроля, формы и методы его проведения, права и обязанности участников налогового контроля регулируются положениями главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации. Непосредственной целью мероприятий налогового контроля является выявление налоговых правонарушений и налоговых преступлений, предупреждение их совершения в будущем и обеспечение необратимости наступления налоговой ответственности. Для достижения указанных целей контролирующие органы используют различные формы налогового контроля, такие как:
1)налоговые проверки;
2)получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
3)проверка данных бухгалтерского учета и отчетности;
4)осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
В процессе осуществления налогового контроля используются различные методы, т.е. законные способы и средства, применяемые контролирующими органами. К таким методам относятся:
1) наблюдение;
2) обследование;
3) экономический анализ;
4) проверки.
Основным же методом налогового контроля является налоговая проверка, которая позволяет наиболее полно выявить свое-
временность, полноту и правильность исчисления налогов и сборов. Остальные методы используются в качестве вспомогательных при выявлении налоговых правонарушений или могут применяться для сбора доказательств. В частности, при вспомогательных методах органы вправе истребовать документы, получить показания свидетелей, произвести осмотр помещений, привлечь специалистов, экспертов, сопоставить данные о соответствии расходов физических лиц их доходам.
При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сборов, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну. При проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщикам или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц в ходе налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду. В то же время при осуществлении налогового контроля налоговыми органами возмещаются издержки, которые включают в себя суммы, выплачиваемые свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам, понятым, и суммы судебных издержек.
Свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные. Переводчики, специалисты и эксперты получают вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей. За работниками, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, сохраняется за время их отсутствия на работе в связи с явкой в налоговый орган заработная плата по основному месту работы. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством Российской Федерации и финансируются из федерального бюджета.
Учет налогоплательщиков
Впервые функции учета налогоплательщиков были возложены на налоговые органы России еще в 1833 г., когда Департаменту податей и сборов Министерства финансов было поручено осуществлять перепись податного населения. В настоящее время учет
налогоплательщиков представляет собой совокупность мер регистрационного характера, направленных на обеспечение эффективности проведения налоговыми органами налогового контроля.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе устанавливать особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков и иностранных организаций. Для постановки на учет налогоплательщики обязаны подать заявление в налоговый орган по месту нахождения или жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации. Заявление налогоплательщика—организации о постановке на учет недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации. Местом нахождения имущества признается:
а) для морских, речных, воздушных транспортных средств —
место нахождения (жительства) их собственника;
б) для других транспортных средств — место приписки, государственной регистрации или место нахождения собственника
имущества;
в) для иного недвижимого имущества — место его фактического нахождения.
Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. К заявлению (для организаций) прилагаются также копии заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих в соответствии с законодательством создание организаций. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого установлена Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В случае изменения налогоплательщиком своего места нахождения или места жительства снятие с учета производится тем на-
логовым органом, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение 5 дней после подачи заявления об изменении места нахождения или места жительства.
При постановке на первичный учет каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).
Налоговый орган указывает идентификационный номер налогоплательщика во всех направляемых ему уведомлениях. Каждый налогоплательщик указывает свой идентификационный номер в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или ином документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика определяются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, за исключением сведений об идентификационном номере налогоплательщика, сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия, сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах и сведений, представляемых налоговым, правоохранительным органам других стран в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация.
На основе данных учета Министерство Российской Федерации по налогам и сборам ведет Единый государственный реестр налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 1 июля 2002 г. Министерству Российской Федерации по налогам и сборам переданы полномочия по государственной регистрации юридических лиц. В Единый государственный реестр юридических лиц, ведение которого возложено на налоговые органы, вносятся все юридические лица, осуществляющие свою деятельность в стране. Также в нем имеются список учредителей, данные на руководителей и бухгалтеров.
Регистрация физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производится специальными органами, которые обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия.
В таком же порядке органы, выдающие лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам, обязаны сообщать
налоговым органам о физических лицах, которым выданы либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации определенные обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков, возлагаются на банки. Так, банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организацией, индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета.
Налоговые проверки
Налоговые проверки, как указывалось выше, являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля. Они проводятся в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Целью налоговых проверок выступает осуществление контроля за полнотой и своевременностью выполнения обязанностей по правильному исчислению, полной и своевременной уплате налогов, предоставлением налоговой отчетности и необходимой информации. Различают два вида налоговых проверок:
1) камеральная налоговая проверка;
2) выездная налоговая проверка.
Общим для этих видов проверок является то, что ими могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году проведения проверки. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сборов), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов) (встречная проверка).
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций, отчетных документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов. Такие налоговые проверки иногда именуют документальными.
Данный вид проверки осуществляется уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представ-
ления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Если в ходе камеральной проверки выявлены незначительные ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику и устанавливается срок их исправления. Также налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения о его деятельности, получить объяснения (в том числе письменные), документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налога.
Если по результатам камеральной проверки налоговый орган установил факт недоплаты по налогам, то он направляет требование об уплате соответствующей суммы и пени. На практике результаты камеральной налоговой проверки оформляются актом, который представляется руководителю налогового органа для принятия решения. Законодательством не предусмотрено повторное проведение камеральных налоговых проверок за уже проверенный налоговый период. Однако в порядке контроля за деятельностью налогового органа вышестоящий налоговый орган может провести повторную камеральную проверку.
В отличие от камеральной проверки выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. -Срок проведения данной проверки не должен превышать двух месяцев, в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной проверки до трех месяцев. Также срок выездной налоговой проверки увеличивается на один месяц при проверке организаций, имеющих филиалы и представительства (по одному месяцу на каждый филиал и представительство). При этом филиалы и представительства могут быть проверены независимо от самой организации.
Запрещается проведение в течение календарного года двух выездных налоговых проверок и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Однако в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика—организации и в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа, проводившего проверку, выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей.
В начале выездной налоговой проверки должностные лица налогового органа обязаны предъявить свои удостоверения и ознакомить руководителей проверяемой организации с решением о проведении проверки. В случае отсутствия вышеназванных документов налогоплательщик вправе отказать им в доступе на территорию или в помещения, а также в представлении документов. Доступ должностных лиц налоговых органов, осуществляющих проверку, в жилые помещения возможен только в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. При необходимости уполномоченные должностные лица налогового органа, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, товарных и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода.
Инвентаризация имущества налогоплательщика при проведении налоговой проверки проводится в соответствии с Положением, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 марта 1999 г. № 20-н. В ходе проверки должностные лица проверяют как фактическое наличие материальных ценностей и других объектов налогообложения и их использование, так и ведение бухгалтерского и статистического учета.
Налогоплательщик обязан предоставить для проверки все необходимые документы. В случае отказа в предоставлении документов налогоплательщик может быть привлечен к ответственности. При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.
По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет и сроки ее проведения.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки. Акт подписывается проверяющим и руководителем проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем либо их представителями. В случае отказа подписать акт или уклонения от его получения указанными лицами в акте делается соответствующая запись. В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также вы-
воды и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений. В акте делаются выводы и вносятся предложения по устранению обнаруженных недостатков. К акту могут быть приложены соответствующие документы, подтверждающие факты нарушения законодательства. Форма и требования к составлению акта выездной налоговой проверки устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
По истечении срока, предоставленного налогоплательщикам для мотивированного объяснения несогласия с результатами проверки, указанными в акте, в течение не более 14 дней руководитель или заместитель руководителя налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится одно из следующих решений:
а) привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
б) отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности
за совершение налогового правонарушения;
в) проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства налогового правонарушения, документы и сведения,
подтверждающие указанные обстоятельства, а также доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов. При этом указываются конкретные налоговые правонарушения со ссылками на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие данные правонарушения и применяемые меры ответственности. На основании вынесенного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом.
Несоблюдение вышеуказанных требований может явиться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
После вынесения решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обращается с исковым заявлением в суд о взыскании налоговой санкции. Однако до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции.
В случае, если налогоплательщик отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.
Исковые заявления о взыскании налоговой санкции подаются в отношении организации или индивидуального предпринимателя в арбитражный суд, а физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, — в суд общей юрисдикции. К исковому заявлению прилагаются решение налогового органа и другие документы и материалы, полученные в ходе налоговой проверки. По общему праву, в соответствии со статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекательным и не подлежит восстановлению. В некоторых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции налоговый орган может направить в суд ходатайство об обеспечении иска в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Контрольные вопросы и задания
1.Раскройте понятие и цели налогового контроля.
2.Какие органы вправе осуществлять налоговый контроль?
3.Каков порядок постановки на учет налогоплательщиков?
4.Что представляет собой Единый государственный реестр налогоплательщиков?
5.Назовите основные методы налогового контроля.
6.Какие виды налоговых проверок вправе проводить налоговые органы?
7.В чем заключаются различия камеральных и выездных налоговых
проверок?
8.Каков порядок применения налоговых санкций?
Глава 2