Местные лицензионные и иные сборы

В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к мест­ным сборам относятся:

1) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью;

2) курортный сбор;

3) целевые сборы с граждан и предприятий, организаций,
учреждений независимо от их организационно-правовых форм на
содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды
образования.

Другие виды местных сборов прекращают свое действие с вве­дением на территории соответствующего субъекта Российской Федерации налога с продаж.

Регистрационный сбор с физических лиц, осуществляющих пред­принимательскую деятельность, уплачивают лица, изъявившие желание заниматься предпринимательской деятельностью без об­разования юридического лица. Объектом обложения регистраци­онным сбором является государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Предельный размер ставки регистрационного сбора — один минимальный раз­мер месячной оплаты труда, действующий на дату регистрации физического лица. Нормативно-правовыми актами представитель­ного органа местного самоуправления могут устанавливаться кво­ты по уплате данного сбора для некоторых категорий плателыци-

1 См.: постановление Государственного Собрания (Эл Курултай) Республи­ки Алтай от 19 ноября 1997 г. № 25-19 «О порядке лицензирования ведения пантового оленеводства, вывоза пантов и размере лицензионного сбора за вывоз пантов и оленей в Республике Алтай».

ков. Уплата сбора производится на счет местного бюджета по ме­сту регистрации индивидуального предпринимателя. При лише­нии лица статуса индивидуального предпринимателя уплаченный регистрационный сбор не возвращается.

Правовой основой уплаты курортного сбора является Закон Рос­сийской Федерации от 12 декабря 1991 г. «О курортном сборе с физических лиц» и соответствующий нормативно-правой акт пред­ставительного органа местного самоуправления. Плательщиками сбора выступают физические лица, прибывающие в курортные местности, перечень которых установлен постановлением Прави­тельства Российской Федерации. Предельная ставка курортного сбора составляет 5 процентов установленного законом МРОТ. Дан­ный сбор уплачивается плательщиками по месту их временного проживания. В качестве налоговых агентов, исчисляющих, удер­живающих и перечисляющих курортный сбор в местный бюджет, при наличии соответствующего разрешения (лицензии) органа местного самоуправления могут выступать принимающие курорт­ников базы отдыха, пансионаты, частные мини-гостиницы. В этом случае сбор взимается при регистрации прибывших граждан. При перемене плательщиками места проживания в пределах курорт­ной местности сбор повторно не взимается. Лица, останавливаю­щиеся в домах или квартирах граждан без направления квартирно-посреднических организаций, а также лица, проживающие в палатках, автомашинах и т.п., самостоятельно уплачивают курорт­ный сбор путем перечисления денежных .средств через банков­ские учреждения. Сбор уплачивается в течение трех дней со дня прибытия в курортную местность.

От уплаты курортного сбора освобождаются:

а) дети до 16 лет;

б) инвалиды и сопровождающие их лица;

в) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории,
дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха;

г) лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу или постоянное место жительство;

д) лица, следующие по плановым туристическим маршрутам
туристско-экскурсионных предприятий и организаций, а также
совершающие путешествия по маршрутным книжкам;

е) мужчины в возрасте шестидесяти лет и старше, женщины в
возрасте пятидесяти пяти лет и старше;

ж) дети, приезжающие с родителями указанного возраста.
Однако в настоящее время эффективность курортного сбора

стала довольно низкой, так как с развитием неорганизованного туризма уклонение от уплаты приобрело массовый характер. К тому же контроль со стороны как местных органов власти, так и нало­говых органов за уплатой курортного сбора практически отсут­ствует.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Феде­рации» установлены целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий и на нужды образования. Так, пла­тельщиками сбора на содержание муниципальной милиции явля­ются организации и индивидуальные предприниматели, осуще­ствляющие свою деятельность на территории муниципального об­разования. Ставка сбора с организаций устанавливается в разме­ре 3 процентов от годового фонда заработной платы, рассчитан­ного исходя из установленного законом минимального размера месячной оплаты труда и фактической среднемесячной числен­ности работников.

Ставка сбора с индивидуальных предпринимателей установле­на в размере 3 процентов от 12 минимальных установленных зако­ном размеров месячной оплаты труда. Платежи вносятся на счет местного бюджета по месту регистрации организаций и индиви­дуальных предпринимателей.

От уплаты сбора могут освобождаться:

а) организации, полностью или частично (не менее 70 про­
центов) финансируемые за счет средств бюджета;

б) религиозные организации;

в) на 50 процентов — предприятия потребительской кооперации, оказывающие услуги населению, проживающему на территории муниципального образования.

Налоговый период устанавливается как календарный год.

Плательщиками сбора за уборку территорий населенных пунк­тов являются организации и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью на территории района и вла­деющие на его территории строениями или частью строения. Ставка сбора устанавливается в размере 1 процента от объема реализации товаров, работ и услуг без учета НДС. Организации, имеющие филиалы и другие обособленные подразделения, распределяют начисленную сумму сбора из общего объема реализации товаров (работ, услуг) по филиалам пропорционально численности рабо­тающих. Сбор за уборку территорий в населенных пунктах зачис­ляется на счет местного бюджета.

Налоговый период устанавливается квартал.

Сбор уплачивается:

а) организациями и индивидуальными предпринимателями,
зарегистрированными в муниципальном образовании, не позднее
25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;

б) организациями, зарегистрированными за пределами муниципального образования, не позднее 5 дней со дня, установленного для представления квартального расчета, а по годовым рас­
четам — не позднее 10 дней со дня, установленного для представления годового расчета.

Местные органы представительной власти могут устанавливать для отдельных плательщиков льготы по уплате данного сбора.

Контрольные вопросы и задания

1.Какими законодательными актами регулируется порядок взимания
федеральных лицензионных сборов?

2.Кто является плательщиком федеральных лицензионных сборов?

3.Какие виды лицензионных сборов взимаются на территории субъектов Российской Федерации?

4.Каковы ставки региональных лицензионных сборов?

5.Назовите основные местные лицензионные и целевые сборы.

6.Кто является плательщиком местных лицензионных сборов и како­
вы их ставки?

7.В чем заключаются особенности исчисления и уплаты целевых местных сборов?

РАЗДЕЛ V

Наши рекомендации