Виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации

Как указывалось выше, по критерию принадлежности к одной из указанных подсистем налоги и сборы Российской Федерации делятся на три вида:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги и сборы;

3) местные налоги и сборы.

Основное различие этих видов налогов и сборов заключается не в бюджете, в который они зачисляются, а в том, на какой территории эти налоги вводятся и взимаются.

Так, федеральные налоги и сборы должны устанавливаться На­логовым кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории страны. Перечень данных видов налогов установлен статьей 13 Налогового кодекса Российской Феде­рации, однако указанная статья (а также ст. 14 и 15, устанавлива­ющие региональные и местные налоги и сборы) еще не вступила в силу, поскольку в соответствии со статьей 3 Федерального зако­на от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ) указанные статьи войдут в действие после окончательного принятия всех глав части второй Налогового кодекса и полной отмены положений Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». До этого момента правоприменители ру­ководствуются перечнями налогов и сборов, установленными в действующих статьях 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

В статье 19 Закона Российской Федерации «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации» содержится следующий перечень федеральных налогов и сборов:

1)налог на добавленную стоимость;

2)акцизы;

3)налог на прибыль организаций;

4)налог на операции с ценными бумагами;

5)таможенная пошлина;

6)платежи за пользование природными ресурсами;

7)отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

8)плата за пользование водными объектами;

9)плата за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

10)налог на доходы физических лиц;

11)государственная пошлина;

12)налог с имущества, переходящего в порядке наследования
и дарения;

13)сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

14)лицензионные сборы за выдачу лицензии и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

15)единый социальный налог;

16)налог на операции с ценными бумагами;

17) налог на добычу полезных ископаемых.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые

федеральными законами (Налоговым кодексом Российской Фе­дерации, а до вступления в действие его соответствующих поло­жений — иными принятыми ранее федеральными законами) и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях со­ответствующих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая региональный налог или сбор, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Феде­рации определяют следующие элементы налогообложения:

а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральными законами;

б) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности;

г) порядок и основания получения льгот по налогу.
Другие элементы налогообложения устанавливаются федеральным законодательством.

Не могут устанавливаться региональные налоги и (или) сбо­ры, не предусмотренные федеральным законом. В статье 20 Зако­на Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Рос­сийской Федерации» содержится следующий перечень налогов и сборов субъектов Российской Федерации (региональных налогов):

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной доход;

3) сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с
юридических лиц;

4) налог с продаж;

5) транспортный налог.

С введением в действие на территории соответствующего субъек­та Российской Федерации налога с продаж сбор на нужды обра­зовательных учреждений не взимается.

Местные налоги и сборы устанавливаются федеральными зако­нами (Налоговым кодексом Российской Федерации) и норма­тивными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответ­ствующего муниципального образования. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие законами указанных субъек­тов Российской Федерации.

Устанавливая местный налог или сбор, представительные орга­ны местного самоуправления в нормативных правовых актах оп­ределяют следующие элементы налогообложения:

а) налоговые ставки в пределах, установленных федеральным законом;

6) порядок и сроки уплаты налога;

в) формы отчетности по данному местному налогу.

Кроме того, они могут также предусматривать налоговые льго­ты и основания их получения.

Другие элементы налогообложения устанавливаются федераль­ными законами. (Элементы налогообложения более подробно бу­дут рассмотрены в главе 8.)

В действующем законодательстве содержится прямой запрет на взимание местных налогов или сборов, не предусмотренных фе­деральным законом.

В статье 21 Закона Российской Федерации «Об основах налого­вой системы в Российской Федерации» содержится следующий перечень местных налогов и сборов:

1) налог на имущество физических лиц;

2) земельный налог;

3) регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью;

4) курортный сбор;

5) целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на
содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды
образования и другие цели;

6) налог на рекламу.

С введением в действие на территории соответствующего субъек­та Российской Федерации налога с продаж не взимаются:

1) налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

2) сбор на право торговли;

3) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;

4) сбор с владельцев собак;

5) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными
изделиями;

6) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;

7) сбор за выдачу ордера на квартиру;

8) сбор за парковку автотранспорта;

9) сбор за право использования местной символики;

10)сбор за участие в бегах на ипподромах;

11)сбор за выигрыш на бегах;

12)сбор с физических лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;

13)сбор со сделок, совершаемых на биржах;

14)сбор за право проведения кино- и телесъемок;

15)сбор за уборку территорий населенных пунктов;

16)сбор за открытие игорного бизнеса.

В основе функционирования налоговой системы Российской Федерации лежит принцип гласности, который имеет конститу­ционное закрепление. Исходя из этого, информация о законе и иных нормативно-правовых актах об установлении или отмене ре­гиональных и местных налогов и сборов направляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации и орга­нами самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации, а также в соответствующие налоговые органы и финан­совые органы.

Сведения о действующих региональных налогах и сборах и разъяснения их основных положений ежеквартально публикуются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам в журнале «Российский налоговый курьер».

В свою очередь, сведения о действующих местных налогах и сборах, а также их основных положениях не реже одного раза в год публикуются и соответствующими региональными налоговы­ми органами. Для этого активно используются местные региональ­ные средства массовой информации, в том числе газеты и радио. Также необходимая информация размещается на веб-сайтах реги­ональных и местных инспекций Министерства Российской Феде­рации по налогам и сборам, размещенных в глобальной компью­терной сети Интернет.

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте смысл понятия «налоговая система».

2.Из каких элементов состоит налоговая система Российской Феде­
рации?

3.Что представляет собой система налогов и сборов Российской Федерации?

4.Какие виды налогов и сборов взимаются на территории Российской
Федерации?

5.Какие федеральные налоги действуют в настоящее время?

6.Как устанавливаются региональные налоги и сборы?

7.Каков порядок установления местных налогов и сборов?

8.Где публикуется информация о вводимых и отмененных налогах и
сборах?

Глава 5 НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

§ 1. Понятие налогового планирования

В своей деятельности налогоплательщики стараются использо­вать всевозможные средства, приемы и способы для максималь­ного сокращения своих налоговых обязательств. Разумеется, все эти способы должны соответствовать законодательству.

Налоговое планирование представляет собой организацию дея­тельности налогоплательщика по минимизации его налоговых обяза­тельств на определенный период без нарушения законодательства. Иными словами, оно означает выбор между различными вариантами деятельности лица для достижения возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств.

В основе налогового планирования лежит максимально полное и правильное использование всех установленных законом льгот и преимуществ, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства. То есть налогоплательщики вправе органи­зовать свои дела таким образом, чтобы получить максимальную налоговую экономию.

Однако это не означает, что имеют место случаи, когда допус­кается уклонение от налогов или уменьшение суммы уплаты. Дело в том, что налоговое законодательство прямо предусматривает, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льго­ты при наличии оснований и в порядке, установленном законо­дательством о налогах и сборах.

В Российской Федерации субъекты предпринимательской дея­тельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми не запрещенными законом способами. Поскольку налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, а право собственности первично, налогопла­тельщик вправе избрать вариант уплаты налогов, позволяющий сохранять собственность, минимизировать налоговые потери. Дан­ное положение особенно важно в связи с действующей в налого­вом праве «презумпцией облагаемости», что выражается в обло­жении государством налогами всех доходов, за исключением пе­речисленных в законе. Если лицо воздерживается от получения доходов в формах, с которыми законодатель связывает обязан­ность уплаты налогов, в том числе и по повышенным ставкам, то это не противоречит закону и может использоваться практически без ограничений. Это не всегда получается на практике. Иногда на просьбу разъяснить какое-либо положение налогового законода­тельства, с тем чтобы получить возможность правомерно восполь­зоваться какой-либо льготой по уплате налогов, сотрудники на­логового органа отвечали отказом, мотивируя свои действия «не­желанием способствовать уклонению от уплаты налогов». Однако стремление налогоплательщика воспользоваться льготой на закон­ных основаниях не может рассматриваться как уклонение от уп­латы налогов. Более того, налогоплательщики имеют законное право предъявлять подобные требования на основании статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как указывалось выше, налоговое планирование, в отличие от уклонения от уплаты налогов, подразумевает активное пове­дение налогоплательщика, которое не предполагает отказа от ведения определенных видов предпринимательской деятельно­сти, а направлено на их рационализацию с налоговой точки зре­ния. Однако не всякая деятельность, направленная на уменьшение налоговых обязательств в рамках закона, может называться налоговым планированием. Если налогоплательщик совершает действия или сделки без хозяйственной цели, а исключительно для получения налоговых льгот или иных налоговых преимуществ, такие действия или сделки могут быть признаны недействитель­ными.

В то же время отсутствие четко разработанных принципов раз­граничения понятий уклонения от уплаты налогов и налогового планирования может привести на практике к подмене одного по­нятия другим и, как следствие, к необоснованному применению финансовых санкций. В иностранной литературе, например, по­нятие «уклонение от уплаты налогов без нарушения закона» иногда приравнивают к понятию «налоговое планирование».

§ 2. Этапы налогового планирования

Процесс налогового планирования можно разделить на несколь­ко этапов, которые не следует рассматривать как четкую и неиз­менную последовательность действий, позволяющих добиться минимизации налоговых обязательств. Большинство вопросов в планировании на любом этапе могут решаться одновременно. К основным этапам налогового планирования относятся:

1) выбор месторасположения предприятия;

2) выбор места ведения хозяйственной деятельности;

3) выбор организационно-правовой формы;

4) выбор форм и методов ведения предпринимательской деятельности;

5) выбор форм и методов распределения активов и прибыли;

6) выбор форм системы налогообложения.

На первом этапе, как правило, принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места нахождения как самого предприятия, так и его руководящих органов, филиа­лов, представительств и дочерних компаний. При этом в первую очередь учитывается налоговый режим, предоставляемый мест­ным законодательством.

Под налоговым режимом понимается совокупность налоговых обязательств плательщика, возникающих в связи с его местополо­жением либо особенностями налогообложения получаемых доходов. Также учитываются возможности безналогового перевода доходов (например, из одной страны в другую), условия предоставления налоговых кредитов, льгот и др. Так, целесообразно открыть пред­приятие в местности, где не установлены некоторые виды регио­нальных налогов и сборов, где значительно ниже налоговые став­ки и различные виды платежей (например, плата за потребляе­мую электроэнергию, водоснабжение и др.).

На втором этапе выбирается оптимальное место ведения хо­зяйственной деятельности. Дело в том, что предприятие или орга­низация может находиться в одном регионе (местности), а осу­ществлять деятельность в другом, где предоставляются более ши­рокие возможности, в том числе и получение более высоких до­ходов (прибыли). Так, многие предприятия с местом расположе­ния в Московской области в основном осуществляют свою пред­принимательскую деятельность в г. Москве, а предприятия неф­тяного и газового комплекса реализуют свою продукцию в раз­личных регионах страны и за рубежом.

Основная задача третьего этапа налогового планирования со­стоит в выборе оптимальной для конкретных целей деятельности организационно-правовой формы юридического лица. Понятно, что налоговые обязательства предприятия определяются не толь­ко тем, в какой налоговой юрисдикции оно расположено или ве­дет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режи­мом распределения получаемой им прибыли.

При этом можно выделить одну общую тенденцию: предприя­тие, несущее неограниченную имущественную ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, как правило, связано незначительными налоговыми обязательствами. Так, полное то­варищество, созданное физическими лицами, имеет право на ряд льгот по местным налогам, налогообложению имущества. Напро­тив, предприятие, учрежденное в форме общества с ограничен­ной ответственностью или акционерного общества, несет огра­ниченную ответственность по обязательствам перед кредиторами, которую путем применения системы участий можно свести до минимума. По действующему российскому законодательству о налогообложении прибыли предприятий такое юридическое лицо подвержено высокому налогообложению.

Сущность четвертого этапа налогового планирования состоит в максимально полном и правильном использовании налоговых преимуществ и льгот при текущей предпринимательской деятель­ности. К числу наиболее важных вопросов, решаемых на данном этапе, следует отнести планирование сделок, выбор форм оплаты труда и реализации социальной политики предприятия; правиль­ное использование льгот по основным видам налогов, оператив­ное реагирование на изменение налогового законодательства и др.

Пятый этап налогового планирования — размещение наиболее рациональным способом активов и прибыли предприятия. Во мно­гих случаях правильное размещение прибыли и капиталов пред­приятия и выбор инвестиционной политики могут обеспечить налоговые льготы или даже возврат части уплаченных налогов. Например, в соответствии с действующим российским законода­тельством освобождаются от налогообложения дивиденды, реин­вестируемые на техническое перевооружение предприятия, ре-

конструкцию, научно-исследовательские и опытно-конструктор­ские работы. Как правило, освобождаются от налогообложения средства, вложенные в государственные ценные бумаги, а также доходы, полученные от них.

Шестой этап представляет собой выбор системы налогообло­жения. Этот этап присущ очень узкому кругу налогоплательщиков. Им предоставляется право выбора деятельности с переходом на упрощенную систему налогообложения или уплаты налогов и сбо­ров в соответствии с общей системой налогообложения. Так, уп­рощенная система дает возможность замены ряда налогов (напри­мер, для организаций — налог на прибыль, налог с продаж, на­лог на имущество и др.) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

§ 3. Виды налоговых планов

Основной задачей налогового планирования в государстве (или прогнозирования, как иногда употребляют этот термин в эконо­мической науке) является определение на заданный период эко­номически обоснованного размера поступлений налогов в соот­ветствующий бюджет, а также объема налогов, подлежащих упла­те конкретным предприятием-налогоплательщиком. Таким обра­зом, налоговое планирование следует рассматривать как с пози­ций государства, так и с позиций налогоплательщиков.

Налоговое планирование на уровне государства и органов мест­ного самоуправления служит основой для выработки прогноза со­циально-экономического развития страны, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на среднесрочный и долгосрочный периоды, для своевременного и обоснованного со­ставления проектов федерального, региональных и местных бюджетов на предстоящий год.

В то же время налоговое планирование строится в соответствии с прогнозом важнейших социально-экономических показателей развития экономики и ее ведущих отраслей, таких, как прирост (снижение) валового внутреннего продукта, прибыль в целом по народному хозяйству и в разрезе отраслей и др., а также показате­лями развития экономики субъектов Российской Федерации. Эти показатели разрабатываются центральными экономическими ве­домствами: Министерством экономического развития и торгов­ли, Министерством финансов, Центральным банком, Государ­ственным комитетом по статистике1, а также уполномоченными

1 Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 (СЗ РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945) Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики.

органами субъектов Российской Федерации и муниципальных об­разований. При осуществлении налогового планирования необхо­димо учитывать тот факт, что возможности экономического роста должны увязываться с уровнем налоговых отчислений, за преде­лами которого налоги могут не только оказывать негативное вли­яние на развитие экономики, но и при определенных условиях привести к свертыванию предпринимательской деятельности.

Различают следующие виды налоговых планов: текущие и пер­спективные.

Текущее планирование включает в себя две основные составля­ющие данного плана — оперативное и краткосрочное.

Оперативное налоговое планирование призвано обеспечить ре­альную оценку поступления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования (в рамках утвержденного бюджета). Одновременно оно решает задачу подготовки аналити­ческих материалов для осуществления краткосрочного (на год) налогового прогнозирования, поскольку в ходе его выявляются позитивные и негативные стороны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъ­ятий. Именно в процессе оперативного прогнозирования налогов обеспечивается и закладывается фундамент будущих предложе­ний по совершенствованию налогового законодательства.

Краткосрочное налоговое планирование служит основой для со­ставления проектов федерального, регионального и местного бюд­жетов на очередной год. Основой для него служат показатели со­циально-экономического прогноза страны на предстоящий год, а также анализ налоговых поступлений в текущем году как в це­лом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное планирование осуществляется непосредственно Минфином России и финансо­выми органами (по региональным и местным бюджетам) при непосредственном участии налоговой службы и других экономи­ческих органов, в частности соответствующих департаментов и управлений экономики в регионах.

В процессе текущего планирования решаются в основном так­тические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпо­сылки для разработки стратегии налогового планирования, кото­рая определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного пла­нирования. Указанные виды налогового планирования составляют перспективное планирование.

Перспективное планирование, в отличие от текущего, охваты­вает совокупность всех налогов, а не конкретного их вида, и ис­пользуется как метод экономического предвидения.

В ходе перспективного налогового планирования определяется налоговая составляющая финансовых ресурсов государства на бли­жайшую и длительную перспективу для составления сводного финансового баланса.

Тенденция движения сумм налоговых платежей на перспекти­ву характеризует позитивные и негативные моменты проводимой экономической политики государства. Тем самым перспективное налоговое планирование не только сигнализирует о необходимо­сти внесения изменений в экономическую, финансовую и нало­говую политику, но и позволяет выработать направление этих из­менений.

Существенное значение имеет перспективное налоговое пла­нирование для выработки долгосрочной программы развития эко­номики страны. Это связано с тем, что по результатам планирова­ния определяются финансовые возможности государства, основ­ные направления распределения ресурсов и т.д.

В связи с неустойчивостью экономических процессов в России перспективное налоговое планирование не получило достаточно полного развития и является в основном составной частью соци­ально-экономического прогноза, разрабатываемого в основном на федеральном уровне.

Налоговое планирование должно играть и фактически играет активную роль в выработке налоговой и бюджетной политики го­сударства.

Налоговое планирование предприятий-налогоплательщиков яв­ляется частью финансового прогнозирования их деятельности и означает использование учетной и амортизационной политики предприятия, а также льгот по налогу и законных вычетов из на­логооблагаемой базы для оптимизации налоговых платежей. Дан­ный процесс планирования представляет собой важнейшую про­цедуру, поскольку отсутствие предвидения в этой области может иметь непредсказуемые последствия для текущей или перспек­тивной деятельности предприятия, оно важно для принятия ре­шений в области его инвестиционной и научно-технической по­литики, изменения ассортимента выпускаемой продукции, заме­ны рынков сбыта и др.

Особенно важно это в современных российских условиях, ког­да налоговые платежи являются серьезным грузом для финансов налогоплательщика, когда пока еще недостаточно предсказуема налоговая политика государства и местных законодательных орга­нов. Поэтому для предприятия необходимо не только знать размер предстоящих налоговых обязательств, но и сделать все от него зависящее, чтобы на законных основаниях правильно определить по срокам свои обязательные взносы в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Контрольные вопросы и задания

1.Раскройте содержание налогового планирования.

2.Что составляет основу налогового планирования?

3.В чем состоит отличие налогового планирования от уклонения от
уплаты налогов?

4.Назовите этапы налогового планирования.

5.Раскройте понятие «налоговый режим».

6.Каковы основные виды налоговых планов?

7.Что включает в себя перспективное налоговое планирование?

Глава 6

Наши рекомендации