Налогообложение. Понятие и принципы

Налогообложение как экономическую категорию следует рас­сматривать с двух позиций. С одной стороны, налогообложение — это прямое изъятие органами государственной власти определен­ной части валового внутреннего продукта (ВВП) для формирова­ния централизованных финансовых ресурсов (бюджета). С другой стороны, налогообложение включает в себя весь комплекс ме­роприятий, проводимых государственными налоговыми органа­ми для указанного изъятия части ВВП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества. На налогообложе­ние оказывают влияние различные политические отношения, со­циальная обстановка в государстве и другие факторы, связанные с этим явлением.

В литературе дореволюционного периода, как известно, суще­ствовала точка зрения о целесообразности буквального уяснения значения слова «налогообложение» — обложение налоговым пла­тежом (налогом).

Исходя из такого широкого подхода, под налогообложением следует понимать совокупность финансовых и организационно-пра­вовых отношений, складывающихся в процессе взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля и защиты прав и закон­ных интересов участников этих отношений.

Предмет налогового права не следует путать с предметом нало­гообложения, поскольку предмет налогообложения — это мате­риальные и нематериальные блага, с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Поэтому каж­дый налог имеет самостоятельный предмет налогообложения, каковым могут быть доход на данный момент, имущество и др.

Существуют следующие две основные группы принципов на­логообложения :

1) экономические принципы, которые формируются в процессе развития финансовой науки и финансовой деятельности государ­ства, а реализуются при построении конкретных налоговых сис­тем различных стран. К экономическим принципам налогообло­жения относят: принцип соразмерности налогообложения, прин­цип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий и др.;

2) юридические принципы, которые формируются в процессе развития юридической науки (в первую очередь науки финансо­вого права и налогового права), а затем на определенном этапе закрепляются в законодательстве и становятся принципами нало­гового права, которые будут рассмотрены в пятой главе настоя­щего учебника.

Налогообложение, как указывалось выше, категория эконо­мическая. Формы его практического использования (виды нало­гов и условия их действия) раскрываются в финансовой сфере, его роль также определяется экономическими параметрами. Ко­нечные цели налогообложения — обеспечить социально-эконо­мические функции государства, одновременно не нанося ущерба корпоративным и личным экономическим интересам.

§ 4. Место и роль налогового права в системе российского права

Вопрос о месте налогового права в системе российского права до сих пор является предметом дискуссий и различных мнений. В советский период не только налоговое право, но и весь блок норм, предназначенных для правового регулирования государствен­ных доходов, именовался бюджетным правом (институтом фи­нансового права). В 1990—1995 гг. отдельные исследователи (В. И. Гуреев, И.Г.Денисова) определяли налоговое право как институт финансового права или крупный раздел финансового права. Су­ществует мнение, что налоговое право по отношению к финансовому праву следует рассматривать как подотрасль (Н. И.Химиче-ва, О. Н. Горбунова, Г. В. Петрова). Кроме того, необходимо отме­тить, что взгляд на налоговое право как подотрасль финансового права не является единственным.

Так, еще в 1995 г. Ю.А.Тихомиров указывал, что в перспективе на базе массива законодательства и подзаконных актов сложится налоговое право как самостоятельная отрасль. С данной позицией согласны и другие ученые, в частности, В. И. Гойман отмечал: «По опыту зарубежных стран можно предположить, что произойдет отпочкование налогового права из состава финансового (в США, к примеру, это наиболее крупная отрасль права)»1. Поэтому, не отрицая мнения о том, что налоговое право следует рассматри­вать как самостоятельную отрасль права, находящуюся на стадии

1 Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федера­ции: Учебник. — М., 2002. — С. 36.

выделения из финансового права, необходимо помнить, что на­логи — составная часть системы государственных доходов, кото­рая регулируется бюджетным законодательством. Так, порядок рас­пределения и зачисления некоторых видов конкретных налогов и сборов устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете. К тому же «массив» подзаконных актов за последние годы резко снизился в связи с принятием Налогового кодекса Россий­ской Федерации. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что развитие финансового права в Российской Федерации одно­временно влечет за собой и развитие его подотрасли — налогово­го права, так как установление и взимание налогов составляют важнейшее направление финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Система налогового права

Как и нормы большинства отраслей российского права, нор­мы налогового права группируются в две части — общую и осо­бенную.

Общая часть налогового права включает в себя нормы, уста­навливающие принципы налогового права, систему и виды нало­гов и сборов в Российской Федерации, общие условия установле­ния налогов и сборов, права и обязанности участников налоговых правоотношений, правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, порядок осуществления налоговой отчетности, систему налогового контроля, способы и порядок защиты прав налогоплательщиков. Также в общую часть налогового права вклю­чаются общие положения об ответственности за совершение на­логовых правонарушений и их основные виды.

Таким образом, в общую часть налогового права входят инсти­туты, которые содержат в себе положения, обеспечивающие прак­тически все институты особенной части. Институты общей части содержат правовые нормы, действие которых распространяется на все регулируемые данной подотраслью отношения, и конкре­тизируются в институтах особенной части. Структурно большин­ство указанных норм общей части налогового права кодифициро­ваны и содержатся в первой (общей) части Налогового кодекса Российской Федерации.

Особенная часть налогового права включает в себя нормы, ре­гулирующие порядок взимания отдельных видов налогов. К осо­бенной части относятся также нормы о взимании некоторых видов налогов и сборов, содержащиеся в специальных законодательных актах (например, государственной пошлины, таможенной пошли­ны и др.). В отдельный раздел особенной части включаются нормы, устанавливающие специальные налоговые режимы.

Общая и особенная части налогового права, являясь структур­ными элементами системы налогового права, в свою очередь объе­диняют обособленные, взаимосвязанные институты и субинсти­туты.

Институты налогового права — это взаимосвязанные группы норм, регулирующие небольшие видовые родственные отноше­ния. Так, к числу институтов общей части налогового права мож­но отнести институт представительства в налоговых правоотно­шениях, институт налогового контроля, институт налоговой тай­ны, институт ответственности за нарушения налогового законо­дательства, институт обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, институт защиты прав налогоплатель­щиков и т.д.

Входящие в систему налогового права субинституты, в свою очередь, являются составными элементами институтов. Например, институт защиты прав налогоплательщиков включает в себя такие субинституты, как административная защита прав налогоплатель­щиков и судебная защита их прав, а субинституты — налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит — включаются в ин­ститут изменения сроков уплаты налогов и сборов. В свою оче­редь, сердцевиной (основой) данной системы является норма на­логового права.

Наши рекомендации