Как отрасль (подотрасль) права

Глава 1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД НАЛОГОВОГО ПРАВА

Понятие и предмет налогового права

Эффективное финансовое обеспечение деятельности государ­ства гарантирует выполнение им публичных социальных, поли­тических, организационных, экономических и иных функций. Данное обеспечение осуществляется за счет различных видов го­сударственных доходов. На сегодняшний день в государствах с рыночной экономикой главным видом таких доходов являются налоги и сборы, собираемые в бюджеты всех уровней в процессе налогообложения. При этом их доля в системе государственных доходов в большинстве развитых стран (в том числе и в России) составляет 90 — 95 процентов. В Российской Федерации отноше­ния, складывающиеся в процессе финансовой деятельности го­сударства и муниципальных образований, традиционно регули­руются соответствующей отраслью права — финансовым правом. Под предметом финансового права, как правило, понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельно­сти государства и муниципальных образований по формирова­нию, распределению и использованию денежных фондов (фи­нансовых ресурсов) в целях реализации своих задач. В свою оче­редь налоговое право — это отрасль права, включающая систему принципов и норм, регулирующих общественные отношения по ус­тановлению и взиманию налогов и сборов в бюджет с юридических и физических лиц.

Некоторые учебные издания дают иные определения понятия налогового права и его содержания, в частности указывается на отношения в сфере налогообложения1 или на взимание налогов во внебюджетные фонды2 и др. Однако существенно понятие на-

1 См.:Парыгина В. А., Тедеев А. А. Налоговое право Российской Феде­
рации: Учебник. — М., 2002. — С. 33.

2 См.: Шур Д.Л., Шаповалов И. С. Налоговое право: Пособие по изучению (в схемах). — М., 2002. — С. 6.

логового права это не меняет. Указанные в определении обще­ственные отношения иначе могут быть названы налоговыми пра­воотношениями и составляют предмет налогового права. В систему таких отношений входят:

1)властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;

2)правовые отношения, возникающие при исполнении соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;

3)правовые отношения, возникающие в ходе осуществления
налогового контроля;

4)правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав
и законных интересов участников налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства и др.), т.е. в процессе обжалования актов налоговых органов, действий (без­действия) их должностных лиц, а также в процессе налоговых
споров;

5)правовые отношения, возникающие в процессе привлечения
к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Как наука налоговое право рассматривается в качестве состав­ной части науки финансового права, хотя большинство авторов и специалистов отмечают особую роль и специфику науки налого­вого права, сферой изучения которой являются:

а) система научных взглядов, представлений, знаний и теоре­тических концепций о закономерностях налогообложения;

6) структура правовых норм, их развитие и применение;

в) содержание отношений, возникающих в процессе функ­ционирования налоговой системы.

Предмет науки налогового права значительно шире, чем пред­мет отрасли, поскольку налоговое право представляет собой сис­тему правовых норм и принципов, а наука налогового права — это выстроенная в определенную систему, постоянно развивающаяся информационная база знаний о данной области права. Норматив­ную базу науки налогового права составляют акты законодатель­ства о налогах и сборах (налоговое законодательство), а также правоприменительная и судебная практика в этой области.

Метод налогового права

Под методом налогового права понимаются способы и приемы правового воздействия на волю и характер поведения участников налоговых правоотношений, взаимосвязь между ними. Основными методами налогового права являются: 1) императивный метод, который выражается в том, что от­ношения в рамках налогового права строятся на основе подчинения одних участников правоотношений другим, выступающим от имени государства и муниципальных образований;

2) диспозитивный метод, включающий методы рекомендаций и согласований. Так, рекомендации одного участника налоговых правоотношений приобретают властный (императивный) харак­тер при условии принятия их другим участником1, а по отдель­ным вопросам участники данных правоотношений могут опреде­лять условия своих взаимоотношений на основании специальных соглашений в рамках законодательства (например, предоставле­ние отсрочки и рассрочки по уплате налогов, заключение догово­ров о предоставлении налогового кредита и инвестиционного на­логового кредита).

Отношения, регулируемые налоговым правом, в большей сте­пени относятся к сфере публичного права, поэтому императив­ный метод правового регулирования применяется более часто, чем диспозитивный метод. При этом следует помнить, что в зависи­мости от характера регулируемых отношений и иных факторов (например, экономических) эти методы могут выступать в раз­личных сочетаниях и вариациях.

С первого взгляда можно высказать мнение о том, что метод налогового права совпадает с методом административного права. Действительно, они достаточно схожи, что было отмечено и вос­принято правоприменительной практикой. Между тем основным и решающим моментом, определяющим различия двух указан­ных методов правового регулирования, является сфера воздей­ствия на субъектов. Если административное право воздействует (в сфере применения ответственности) прежде всего на граждан и должностных лиц предприятий, то налоговое право воздей­ствует также на юридических лиц и некоторые особые категории субъектов (взаимозависимые лица). Поэтому вести речь о тожде­стве методов правового регулирования данных отраслей права нельзя.

Основная сущность метода правового регулирования в налого­вом праве заключается в установлении определенного порядка действий, запрещении действий или предоставлении возможнос­ти выбора действий. Предписания к действию в определенных слу­чаях надлежащим образом предусматриваются соответствующей нормой законодательства о налогах (например, строго установле­ны порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган). Запрещение определенных действий, за которые предус­матриваются соответствующие юридические меры воздействия

1 Например: рекомендации федерального законодательства по установлению и введению региональных и местных налогов и сборов приобретают юридичес­кую силу только после принятия этих налогов законодательными (представи­тельными) органами власти субъектов Российской Федерации и местного само­управления. — В. М.

(ответственности), также составляет элемент правового регули­рования. В то же время предоставление возможности выбора дей­ствия дает участникам правоотношений варианты должного по­ведения, предусмотренные налоговой правовой нормой (напри­мер, предоставление возможности участвовать в налоговых пра­воотношениях как лично налогоплательщику, так и через закон­ного или уполномоченного представителя).

Наши рекомендации