Правозащитная деятельность правоохранительных органов

Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации провозгласила в статье 2 человека, его права и свободы высшей ценностью, что явилось важным новшеством в конституционном праве и во всём законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с «общественными», которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы.

Конституция Российской Федерации не только впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина, но и значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты этих прав и свобод. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы; они принадлежат людям от рождения и являются неотчуждаемыми.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это не означает, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба и др.). Одни права и свободы иногда могут вступать в некоторое противоречие с другими правами и свободами (например, правом собственности, личными свободами); это противоречие общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными принципами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их социальным, экономическим, экологическим, политическим задачам и функциям.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты.

Конституционная система защиты прав и свобод человека и гражданина, будучи интегративным феноменом, получает качественную определенность через функциональное единство своих элементов. К основным элементам данной системы относятся:

- правозащитные нормы,

- принципы защиты прав и свобод человека и гражданина,

- субъекты, осуществляющие правозащитную деятельность;

- правозащитная деятельность.

Правозащитная деятельность – это систематическая работа различных субъектов правозащитной структуры России (публичных - государственных и муниципальных органов – и непубличных – институтов гражданского общества), направленная на восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Она ориентируется на положительный результат – восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, осуществляется определенными средствами, характерными для ее конкретных субъектов, и предполагает сам процесс. Содержание правозащитной деятельности составляет целесообразное положительное изменение ситуации с нарушениями прав человека и преобразование её в интересах человека, общества и государства.

Правозащитная деятельность осуществляется по следующим основным направлениям:

- осуществление постоянного мониторинга соблюдения прав человека и основных свобод и информирование о фактах нарушения прав и свобод;

- защита прав человека и основных свобод в органах государственной власти и местного самоуправления;

- осуществление исследований по правам человека и основных свобод, в том числе постоянный мониторинг подготовки проектов законов и других правовых актов;

- проведение образовательных мероприятий и кампаний, семинаров, тренингов, конференций;

- взаимодействие с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства;

- информационно-методическая работа по правовым вопросам;

- содействие развитию сети правозащитных организаций.

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Для того чтобы можно было выделить из большого числа государственных органов правоохранительные, чтобы четче сформулировать их предназначение и определить их круг, в юридической науке и практике выработали понятие «правоохранительная деятельность».

Правоохранительная деятельность представляет собой предусмотренные нормативными правовыми актами принятие решений и осуществление уполномоченными на то субъектами действий, направленных на защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства в целом, а также на обеспечение законности и правопорядка.

Основными направлениями правоохранительной деятельности являются:

- осуществление правосудия;

- организационное обеспечение деятельности судов;

- уголовно-исполнительная деятельность;

- прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

- деятельность по выявлению и расследованию преступлений;

- предварительное следствие, дознание, оперативно-розыскная деятельность;

- нотариальные действия;

- юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).

Для выполнения названых выше направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют специальные органы, именуемые правоохранительными.

На сегодняшний день вопрос о круге такого рода органов в законодательном порядке однозначно не урегулирован, равно как и понятие правоохранительной деятельности, что предопределяет многообразие подходов к определению круга государственных и негосударственных органов, именуемых правоохранительными.

Однако с учётом данного выше понятия правоохранительной деятельности и характеристики ее основных направлений, к правоохранительным органам можно относить:

- суды;

- учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов;

- прокуратуру;

- учреждения и должностных лиц, осуществляющих раскрытие и расследование преступлений;

- Министерство юстиции РФ;

- Федеральную службу исполнения наказаний;

- Федеральную службу судебных приставов;

- Федеральную таможенную службу;

- адвокатуру;

- нотариат, и некоторые другие структуры.

Цели деятельности правоохранительных органов подразделяются на два вида:

I.Непосредственные цели:

1)обеспечение и защита (охрана):

- нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов органов местного самоуправления;

- нарушенных и (или) оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- общественного строя Российской Федерации;

- установленных системы хозяйства и обеспеченности;

- порядка управления, государственного и общественного порядка, порядка деятельности правоохранительных органов;

-обеспечение реализации актов судебных и других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве;

- установка на то, чтобы каждый совершивший правонарушение был справедливо наказан и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

II. Цели более высокого уровня, совпадающие с целями всего государства и общества:

- укрепление законности и правопорядка;

- профилактика правонарушений;

- исправление осужденных;

- правовое и нравственное воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения российских законов, бережного отношения к институту собственности, соблюдения дисциплины труда, уважения к правам, чести и достоинству других лиц.

Однако, на наш взгляд, в правозащитной деятельности правоохранительных органов существует объективное противоречие: права человека от произвола государственных органов защищают сами государственные органы. Принимая к рассмотрению правозащитные дела, связанные с нарушением прав человека со стороны органов власти, российские суды и прокуроры, прежде всего, исходят из необходимости защиты интересов государства. Для правозащитных организаций наоборот, абсолютно приоритетны права гражданина, личности.

Во все массе дел, рассматриваемых правоохранительными органами . только 5-10% связаны с нарушениями прав человека (защита гражданина от неправомерных действий со стороны властных институтов и их представителей). Основная же масса дел связана с защитой от посягательств со стороны других граждан или негосударственных юридических лиц. Показательно, что российские правоохранительные органы не имеют статистической отчетности по нарушениям прав человека.

Правоохранительные органы, защищая права человека, ограничены в возможностях оказания общественного и морального давления на нарушителей прав человека.

Анализ организации и структуры правоохранительной и правозащитной систем позволяет указать на следующие качественные различия в их деятельности и назначении: по уровневой иерархии и характеру функционирования систем; по правовому статусу элементов этих правовых систем; по динамике системы; по взаимодействию с внешней средой.

Таким образом, институт правовой защиты прав человека с одной стороны требует качественной и полноценной нормативно-правовой базы. С другой стороны необходимы реально действующие государственные механизмы содействия гражданам в процессе защиты их интересов и, соответственно, привлечение к ответственности виновных лиц, виновных в посягательствах на права и законные интересы граждан.

Наши рекомендации