Правовая культура и основы государственной информационной политики и информационного общества

Понятие, предмет, задачи и принципы уголовного права

Уголовное право - это отрасль права, которая определяет, ка­кие деяния являются опасными для общества (являются пре­ступлениями) и какие наказания за их совершение устанавли­вает государство (отрасль о преступлениях и наказаниях).

Задачи уголовного права:

•охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, об­щественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя России от преступных посяга­тельств;

•обеспечение мира и безопасности человечества.

•предупреждение преступлений.

Уголовному праву присущ в основном императивный метод правового регулирования, основанный на началах власти и под­чинения.

Принципы уголовного права служат основой как законодатель­ной, так и правоприменительной деятельности в сфере борьбы с преступностью. Принципы, используемые в уголовном праве традиционно делятся на общеправовые и специальные. Обще­правовыми являются такие принципы, как законность, спра­ведливость, гуманизм и другие, закрепленные в Конституции Российской Федерации и УК РФ. Так, например, принцип за­конности означает, что уголовная ответственность должна на­ступать в точном соответствии с действующим законом. Нель­зя привлекать к уголовной ответственности за деяния, прямо не предусмотренные уголовным законом. Применение уголовного закона по аналогии отменено в 1958 г. и действующим россий­ским законодательством запрещено.

Принцип законности означает, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последст­вия определяются только УК РФ.

Все граждане, следственные органы и суды при определении уголовной ответственности должны руководствоваться только УК РФ. Принцип законности означает, что уголовный закон должен соответствовать реальным социально-политическим и экономическим условиям жизни российского общества, т.е. быть социально обусловленным.

К специальным принципам уголовного права относятся не­отвратимость наказания, личная и виновная ответственность.

Принцип вины (принцип субъективного вменения) означает, что уголовная ответственность может наступать только при на­личии определенного психического отношения лица к своим действиям, носящим характер общественно опасных и причи­няющих вред интересам личности, общества или государства. Различные формы вины и их степень влияют на квалификацию преступления и на размер наказания.

Принцип справедливости сформулирован в ст. 6 УК РФ: «На­казание и иные меры уголовно-правового характера, применя­емые к лицу, совершившему преступление, должны быть спра­ведливыми, т.е. соответствовать характеру и степени общест­венной опасности преступления, обстоятельствам его соверше­ния и личности виновного.

Правовая культура и основы государственной информационной политики и информационного общества

Основными задачами государственной информационной политики являются:

- модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

- эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

- обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

- подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;

- создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

Электронное правительство – система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Основные положения государственной информационной политики можно сформулировать следующим образом:

- государство совершенствует существующее и разрабатывает новое законодательство и нормативную-правовую базу информационных отношений в обществе, а также осуществляет контроль за безусловным исполнением законодательства;

- государство исходит из принципа безусловного правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;

- ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации и осуществляется только на основе законодательства;

- ответственность за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание персонифицируется;

- государство законными средствами обеспечивает защиту общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации.

Становление информационного общества должно состоять из следующих шагов:

1. Последовательное реформирование информационного производства на основе:

- управления информацией как важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития, определяющим успех в использовании других видов ресурсов (природных, трудовых, финансовых);

- развития общественных и личных информационных потребностей и сферы информационных и телекоммуникационных услуг;

- открытости информационной политики как главной предпосылки последовательного демократического развития страны по пути построения гражданского общества и правового государства.

2. Практическое овладение населением страны информационными ресурсами, развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и новейших информационных технологий в различных видах деятельности.

3. Достижение высокого уровня информационной безопасности и обеспечение международного статуса России как полноценного участника мирового информационного сообщества.

Реализация этих шагов по пути к информационному обществу потребует системной программно-целевой работы по проведению в жизнь Концепции государственной информационной политики.

Для реализацииинформационной политики небходимо:

- совершенствование разделения полномочий по осуществлению государственной информационной политики между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- координация деятельности в области формирования и развития информационного пространства, в том числе выделение организационных структур во всех ветвях власти для выполнения этой функции;

- создание системы мониторинга состояния и функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры России;

- разработка нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию основных положений Концепции государственной информационной политики;

- определение государственной политики по отношению к госзакупкам и использования импортной и отечественной техники и программной продукции;

- привлечение иностранных и отечественных инвестиций в развитие российской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- разработка новых финансовых схем в налоговой и бюджетной политике, стимулирующей развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

- открытое конкурсное размещение госзаказов на разработку государственных проектов в информационной сфере;

- выработка и проведение в жизнь политики протекционизма отечественных производителей техники и программного обеспечения, информационных продуктов, а также операторов информационных сетей, предоставляющих необходимый спектр информационных услуг;

- повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции и продвижение ее на мировой информационный рынок;

- государственная политика по отношению к СМИ;

- государственная поддержка предпринимательства в российской части Интернета.

Основные характеристики информационного общества:

- наличие информационной инфраструктуры, состоящей из трансграничных информационно-телекоммуникационных сетей и распределенных в них информационных ресурсов как запасов знаний;

- массовое применение персональных компьютеров, подключенных к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям (ТИТС). Именно массовое, иначе это не общество, а совокупность отдельных его членов;

- подготовленность членом общества к работе на персональных компьютерах и в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях;

- новые формы и виды деятельности вТИТС или в виртуальном пространстве (повседневная трудовая деятельность в сетях, купля-продажа товаров и услуг, связь и коммуникация, отдых и развлечение, медицинское обслуживание и т.п.);

- возможность каждому практически мгновенно получать из ТИТС полную, точную и достоверную информацию;

- практически мгновенная коммуникация каждого члена общества с каждым, каждого со всеми и всех с каждым (например, «чаты» по интересам в Интернет);

- трансформация деятельности средств массовой информации (СМИ), интеграция СМИ и ТИТС, создание единой среды распространения массовой информации — мультимедиа;

- отсутствие географических и геополитических границ государств — участников ТИТС, «столкновение» и «ломка» национальных законодательств стран в этих сетях, становление нового международного информационного права и законодательства.

Информация

Открытая:

· Информация как объект гражданских прав (произведения, патенты и авторские свидетельства, другая информация, создаваемая с целью извлечения прибыли);

· Массовая информация

· Информация о выборах, референдуме

· Официальные документы

· Обязательно представляемая информация

· Другая открытая информация

Ограниченного доступа:

· Государственная тайна, служебная тайна

· Ноу-хау (секреты производства) и коммерческая тайна

· Персональные данные (в порядке защиты личной тайны}

· Другие виды тайн

«Информационное право» можно определить как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой государства, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основной предмет правового регулирования информационного права — это информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

Предмет правового регулирования информационного права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов.

Информационные отношения можно определить, как обособленную, однородную группу общественных отношений, возникающих при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов в порядке реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке исполнения обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод.

Принципы информационного права базируютсяна положениях основных конституционных норм, закрепляющих информационные права и свободы и гарантирующих их осуществление, а также на особенностях и юридических свойствах информации как объекта правоотношений.

Исходя из предписаний основных конституционных информационных норм, формируются следующие принципы.

1.Принцип приоритетности прав личности. Этот принцип устанавливается ст. 2 Конституции, в которой утверждается, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Отсюда следует, что органы государственной власти обязаны защищать права и свободы человека и гражданина в информационной сфере.

2.Принцип свободного производства и распространениялюбой информации, не ограниченной федеральным законом (принцип свободы творчества и волеизъявления). Закрепляется закономерность, основанная на конституционных положениях, составляющих основы демократического государства, и выражающаяся в том, что ограничение этой свободы возможно только федеральным законом, да и то в целях и интересах личности, общества, государства.

3.Принцип запрещения производства и распространения информации, вредной и опаснойдля развития личности, общества, государства. Имеет целью защиту личности, общества, государства от воздействия вредной информации. Закономерность выражается в том, что этот запрет направлен на защиту интересов и свобод личности и общества от воздействия вредной и опасной информации, которое может привести к нарушению информационных прав и свобод, дестабилизации общества, нарушению стабильности и целостности государства. При этом запрет может налагаться только федеральным законом, основанным на осторожном и тонком балансе демократических свобод и ограничений, принципиально не допустимых в демократическом обществе.

4.Принцип свободного доступа (открытости) информации, не ограниченной федеральным законом (право знать), или принцип гласности. Закономерность заключается в том, что ни одна государственная структура не может вводить ограничений по доступу потребителей к информации, которой она обладает в соответствии с установленной для нее компетенцией, затрагивающей права и свободы человека и гражданина и представляющей общественный интерес. Ограничения могут вводиться только федеральным законом.

5.Принцип полноты обработки и оперативности предоставления информации означает обязанность любой государственной структуры или органа местного самоуправления собирать, накапливать и хранить информацию в полном объеме в соответствии с установленной для нее компетенцией, а также предоставлять в установленные сроки потребителям всю запрашиваемую информацию.

6.Принцип законностипредполагает, что субъекты информационного права обязаны строго соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ. Отсюда также следует, что информационно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции и законодательству РФ.

7.Принцип ответственностиприменительно к информационно-правовому регулированию означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение требований и предписаний информационно-правовых норм.

На основе юридических особенностей и свойств информации формируются следующие принципы.

8.Принцип «отчуждения» информации от ее создателяоснован на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации (ее содержания) от ее создателя (обладателя). Закономерность проявляется в том, что механизм юридического «отчуждения» информации от субъекта реализуется через отчуждение прав на использование информации (ее содержания) в соответствии с законом или договором. Суть такого отчуждения заключается в передаче производителем прав и обязанностей по использованию информации получившими ее субъектами (обладателем, потребителем информацию), а также ответственности за неправомерное использование информации (ее содержания).

9.Принцип оборотоспособности информацииоснован на юридическом свойстве обособляемое информации от ее создателя (обладателя) на основе ее овеществляемое. Закономерность заключается в том, что информация, будучи обнародованной, превращается в объект, существующий независимо от ее создателя, и, стало быть, который может быть включен в общественный оборот. Этот принцип определяет необходимость правового регулирования отношений, возникающих при обороте информации, с целью защиты интересов участвующих в нем сторон.

10. Принцип информационного объекта (информационной вещи) или принцип двуединства информации и ее носителяоснован на свойстве двуединства материального носителя и содержания информации, отображенной на нем. Закономерность заключается в том, что, во-первых, объективно существуют сложные информационные объекты — информационные вещи, а во-вторых, при обороте информационных вещей объективно существуют особые категории их собственников (собственники информационных объектов — создатели информации, собственники информационных объектов — обладатели информации и собственники информационных объектов — потребители информации), которые реализуют традиционные правомочия собственников по поводу таких вещей (объектов) при обязательном соблюдении информационных правомочий по поводу содержания информации. Этот принцип устанавливает требования к юридическому механизму, который должен обеспечивать осуществление права информационной собственности.

11. Принцип распространяемости информацииоснован на том, что одна и та же информация может многократно копироваться в неограниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Закономерность заключается в том, что одна и та же информация (ее содержание) объективно может принадлежать одновременно неограниченному кругу субъектов. Однако при этом объем прав на использование информации (ее содержания) для разных категорий получателей (потребителей) таких экземпляров — разный.

12. Принцип организационной формыоснован на том, что информация при включении ее в оборот всегда определенным образом организуется на материальном носителе. Закономерность заключается в том, что находящаяся в обороте информация всегда существует не сама по себе, а в четко определенной форме (например, в форме документа). При этом принадлежность таких документов может быть юридически подтверждена и закреплена.

13. Принцип экземплярности информацииоснован на одноименном свойстве информации. Закономерность заключается в том, что тиражированная информация распространяется по экземплярам, учет которых принципиально возможен и нередко необходим (например, в случае государственной или иной тайны).

Наши рекомендации